Жидобандерівка, будемо сподiватися на мир та щастя) Отак завжди: хочеш як краще, а виходить повнісінька халепонька)) Ну хоча, було все-таки весело)
З приводу використання заліза - дякую за питання) Тому отримуйте чергові роздуми на тему))
Железо, оголовья, кордео, недоуздки...
Я повторюсь, что не имею ничего против всех традиционных конников. Естественно, если не перегибается палка)
До того момента, когда я впервые узнала про иные методы, у меня уже было аж 4 уздечки. Две парусиновые - рабочие, одна коричневая кожаная - подарил папа), и одна черная кожаная спортивная - купила сама)
Как то сразу, после того, как я научилась ездить, мне стало понятно, что не обязательно сильно тянуть поводья для того чтобы управлять. Мой любимый Кубик поворачивал и останавливался от еле заметного натяжения повода. Чтобы перевести в рысь-галоп нужно было слегка пошевелить пяточками в воздухе... Конечно, же, такая чуткость коня не появилась сразу. Просто я была последовательна в усилении давления. И в итоге даже туговатенький Кубариус стал тонко реагировать на любое мое движение. Но...
Скажу словами АГ. Лучше никто не выразился) Железо во рту у лошади - это все-равно что брачный контракт. Вроде бы все согласны, но неприятный осадок имеется. Недоверие. И даже самая легкая рука не уберет этот противный привкус.
Когда убирается железо и другие жесткие оголовья - силы человека и лошади как бы уравниваются. Человеку уже нужно установить иную связь. А лошади нужно научиться слышать и осмысливать все просьбы человека. И это уже просьбы! Не приказы - как на железе.
Естественно, чтобы достичь взаимопонимания, нужно много заниматься.
И, как я уже неоднократно говорила, мне глаза открыл Невзоров. Глядя на его сказочно послушных лошадей нельзя остаться равнодушным. Кто-то обвинял его в шарлатанстве, кто-то люто ненавидел, кто-то завидовал... ну а кто-то восхищался)
Парелли и НХ - это тоже здорово. Веревочный недоуздок тоже штука не безобидная, но смотрится на лошади более гармонично, чем уздечка... Но меня сразу же отвернуло то, что на более высоких уровнях той же системы Парелли идет возврат к уздечке, как к "более тонкому средству управления". Для меня моментально потерялся весь смысл... Это потом уже появилось либерти - ВЕ на голой лошади и работа в руках)
Я же полюбила кордео. Волшебная веревочка не шее (если ее не использовать как удавку) имеет много плюсов по сравнению с назальными средствами управления:
Во первых, она не разрушает природный баланс и чувство равновесия лошади.
Во вторых - это абсолютно безобидный и безболезненный "инструмент" (если находится в правильном положении - на груди). Им нельзя управлять. Им можно только просить.
В третьих - для обучения имеет очень большое значение.
Удержать лошадь за кордео невозможно. На груди, у основания шеи у лошади находится много мышц, воздействие на которые не вызывает боли. Но чуткость имеется колоссальная.
В необходимости кордео я в который раз убедилась при обучении Лабусика пассажу-пиаффе. Легкое потрепыхивание кордео задавало темп, ритм, высоту, уровень сбора. Конь сам искал эту указочку. Когда я просила делать пассаж без кордео, эффектность элемента очень терялась.
Вот какой-то старый учебный момент. Очень учебный) Тут видно как Лабусик в прямом смысле слова "потерялся" без кордео, хоть я и дала команду, цокала языком, и даже подсказывала рукой)) И как моментально "нашелся" когда я взялась за кордео)))
Конечно, без кордео, голая лошадь способна тоже выучить все превосходно. Но лично мне нравиться так)
Очень мне понравился американский боссал. Впервые я с ним имела дело, когда только начала заниматься с Барселоной. Она сильно тягала на недоуздке. А единожды попробовав побегать на корде в боссале - она сразу все поняла. Болевого воздействия от рывка (что возможно на веревочном недоуздке) нет.
Да и очень важный момент, как по мне. Часто видела, как повод к веревочному недоуздку цепляют по бокам, к специально приделанным кольцам. Изначально же (и как я считаю очень верно) задумывалось крепление повода к подбородочной петле. На подобие повода мекантэ на боссале. Вот вроде бы не важная деталь, но смысл вложен огромнейший. Силой повернуть за подбородочную петлю невозможно, что более реально за боковое кольцо. Изначально же в вестерне, где использовался ковбоями массово веревочный недоуздок (как дешевая и доступная замена боссалу) для заездки молодняка, основной упор был на поворот от прикладывания к шеи повода! Что и было взято за основу управления в системе Парелли. А такая вроде бы незначительная модификация, как кольца по бокам - просто рушит весь тот "ментальный" контакт между человеком и лошадью.