Дофа, про корду это однозначно )) Была б моя воля, я бы до сих пор на ней каталась
Хотя, кстати, другой вопрос возникает. Часто читаю, что на корде часто и долго не советуют работать не только молодую, но и взрослую лошадь. А как тогда занятия с человеком?
Кстати, в моем дневнике, я бы насчет классики и твое мнение с удовольствием почитала бы ))
В принципе хорошую практическую и теоретическую базу имеют далеко не все не только у нас, но и в соседних странах, и в Европе, и в Австралии, и в США. Да где угодно. Исполнение элементов. Повезло мне или наоборот, не очень, но приходилось мне довольно длительное время стоять на нескольких крупных киевских базах, где работают много регулярно выступающих выездюков с лошадьми абсолютного разного уровня, от начальних езд до национального уровня. Могу сказать, что сколько людей - столько и видений выполнения элементов ) Не говоря уже о наших судьях, когда за один элемент кто-то ставит 7-8, а кто 4-5. Говоря о мировом масштабе, за примером далеко ходить не надо - прибавка Тотиласа. Тут мнений вагон и маленькая тележка. С одной стороны, зрелищно, красиво, необычно. С другой - а где расширение рамки? Почему вышла какая-то испанская рысь, а не привычная нам всем прибавка с увелечением захвата пространства? И почему, в таком случае, её оценили так высоко? Если по критериям современной выездки она, мягко говоря, неправильная.
Я к чему веду. В последнее время, вникая в классику и смотря под немного другим углом на довольно привычный для меня мир спортивной выездки, у меня в голове образовалась абсолютная каша касательно последней. Я всегда знала, что конкретно мой конь, в силу своей породы и всех отсюда вытекающих, не сможет конкурировать с типично выездковыми современными лошадьми. И меня это устраивало. Я хотела заниматься выездкой исключительно для себя, возможно, изредка выезжая на соревнования. Классика для меня на тот момент выглядела как экзотичный пережиток прошлого, существующий лишь в шоу белых липпицианов )) А выездка - она вот - Анки, Верт и Ко. Но не так давно мои представления начали меняться. И теперь, когда я уже проштудировала какой-то процент работ по классической выездки (на данный момент я просто теоретик, в практику не влезаю), статьи о работе современных представителей этого направления, их отзывы касательно обеих видов выездки, я совсем смешалась в своих представлениях о спортивной. То, что раньше казалось благом, сейчас все больше выглядит как зло. При чем к этому выводу я шла уже очень давно. И то, что можно регулярно наблюдать на соревнованиях, на тренировках и так далее, как-то не способствует позитивному мышлению ) Не люблю я все эти пробивания коней, резкие дерганья руками, шпоры в бок, хлыст на задницу, крики "скрути ему голову!". Терпеть не могу, когда в манеже начинается родео из-за того, что всадник абсолютно не слышит свою лошадь и на сигнал смягчить работу рукой, начинает лишь грубее ею работать.
И спортивная выездка работает, прежде всего, на результат. Отсюда и все эти новодные примочки, когда лошадь за ремешками почти не видно. Тот же Тотилас, ИМХО, в жизни шага свободно не сделал. Дрючили его явно еще с молодого возраста, что бы сейчас так ноги кидал. Да, впечатляет. Но как же основная цель выездки - развитие
природных движений лошади?
Насчет исполнения элементов. ИМХО, опять таки, сейчас чистоты выполнения элементов днем с огнем не сыщешь. Технически правильно все, может быть и представляют, но на деле действует подход "и так сойдет". Нам через год МП бежать, надо другим заниматься, а этот как-нибудь потом подработаем. В итоге без идеального исполнения какого-то базового элемента не будет и более сложных. Классики здесь не спешат, как результат - лошадь не форсируется, работается расслаблено и без применения грубой силы. Как результат - не только технически правильный элемент, но и физически и психически здоровая лошадь.
Собственно, что меня больше всего напрягло, это довольно таки одноголосное мнение классиков о том, что спортивная выездка, в её сегодняшнем виде, не развивает лошадь, как это подразумевалось изначально, а гробит. Неправильным сбором, неправильным исполнением элементов и так далее. И вот это мне всё не дает покоя и заставляет и дальше влезать в дебри классики, анатомии, физиологии, биомеханики движений лошадей. Потому как истина, как говорится, где-то посередине и я хочу её найти, хотя бы в рамках своего ограниченого ума ))