Автор Тема: Работа с молодыми лошадьми. Часть 1  (Прочитано 15091 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ValeriaRusanovich

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • Рано или поздно, так или иначе (с)
    • Просмотр профиля
Вместо вступления.
Лично для меня сложно назвать конный спорт чем либо иным, как не искусством, что призвано создавать прекрасное, эдакое маленькое волшебство. Неважно, чем вы занимаетесь: конкуром, выездкой, пробегами и т.д., каждый из нас на своем спортивном пути сталкивается с самой важной задачей: воспитать (выездить) лошадь и максимально раскрыть ее способности, при этом минимизировав негативные последствия занятия спортом.

Работая с молодой лошадью, все же следует помнить не только общепринятые правила и нормы, но и в первую очередь иметь четкое представление, как и куда мы хотим прийти в нашем сотрудничестве. Очень часто в начале пути мы пытаемся «вписать» лошадь в принятые рамки: активный зад, высокий перед, сильный толчок… Перечислять можно до бесконечности.  А ведь человек как воспитатель, наставник, должен раскрывать в первую очередь индивидуальные черты своего партнера. Ведь сколько ТОПовых лошадей не вписываются в шаблоны, верно? Стремясь достичь идеала самое главное помнить: этот идеал должен быть не иллюзорным, а соответствовать в первую очередь анатомическим, физиологическим, психическим и другим особенностям животного. Не бывает двух одинаковых лошадей, не бывает двух абсолютно одинаковых методик. Мы лишь можем опираться на некую базу, каркас.

Когда человек приобретает щенка (котенка, хомячка), он осознает, что щенок маленький и будет грызть вещи, баловаться, убегать и изрядно попортит нервы (а это еще мягко сказано) своим новым хозяевам. Он воспринимает это как данность. То, что следует пережить. Мы прощаем, терпим, ждем.
Но почему-то сложнее всего это получается с лошадьми. Тут, пожалуй, есть некая шутка природы: высокие, статные, сильные кони абсолютно не кажутся с первого взгляда пугливыми, в чем-то беззащитными и слабыми. Поэтому мы ждем большего, мы требуем большего, мы наказываем за меньшее. Вместо приятных тренировок в манеже царят борьба и непонимание.

В этом и состоит одна из главных ошибок большинства всадников, с которыми приходилось сталкиваться. Спешка, нетерпеливость, излишняя требовательность. И чем талантливее лошадь, чем покладистей, тем быстрее она может пасть жертвой человеческих амбиций.
Требовать большего, в принципе, весьма верный шаг. Но насколько велика разница между этим «требовать большего» и «требовать много» и подмена этих понятий может привести к краху. Более того  лошадь, как и любое живое существо, не может быть машиной и бесконечно делать шаги только вперед.

Тут я бы остановилась на второй очень важной проблеме: панике, когда лошадь делает «шаг назад», а ведь это вполне естественный процесс. Банальная ситуация: еще вчера лошадь спокойно гнулась и уходила вниз, а сегодня она выбивает повод, задирается вверх и вываливает плечо. Чаще всего всадник реагирует по схеме: наказать (ибо лошадь уже это выучила! Как она могла забыть) и настоять (скрутим просто посильнее и сделаем раз пятьдесят, не беда). Тут возникает два весьма неприятных момента. Первый -  это то, что мы решили не причину данного поведения (а она есть, ведь причинно-следственную связь никто не отменял), а последствие. И второй, что плавно вытекает из первого: мы не научили лошадь, а просто в процессе борьбы вынудили подчиниться. Таким образом, дабы лошадь согнулась завтра, придется снова быть слишком жестким, слишком требовательным, слишком навязчивым. И появляются эти жуткие (не побоюсь этого слова) кони, что бегут без шпрунта аки жирафы по пустыне с откляченным задом. А сверху восседают их весьма накаченные ездоки. И в такой езде нет ни красоты, ни смысла, ни удовольствия, ни счастья в глазах всадника и коня.

А ведь процесс должен происходить с давно всем известной (но отчего-то часто игнорируемой аксиомой): «step by step». Каждый день маленькими шагами продвигаться по намеченному плану, иногда уступая, исправляя, поправляя. Как художник пишет картину – начиная с наброска, а затем добавляя мазки и штрихи, создавая на полотне целый мир