Украина конная
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Вместо предисловия
- Вы пишите по тематике коневодства? Ой, как интересно! А можно спросить: лошади в нашей стране – это бизнес или увлечение?
…И каждый раз теряюсь, – что же ответить в ответ на этот вопрос…
Как нынче классифицировать увлечение конным спортом и лошадьми? Это может зависеть от ряда причин, прежде всего, от смысла, который спрашивающий вкладывает в свой вопрос.
Если Вы предпочитаете активный отдых по выходным, включающий в себя езду верхом на природе или в манеже – вероятнее всего, лошади для Вас - хобби. А для владельца конюшни, который ждет Вас всю неделю, это бизнес. Ведь лошадь, которую Вы оседлаете в ближайший выходной, необходимо всю неделю кормить и тренировать.
И для производителя кормов, продающего владельцу конюшни сено и овес, лошади – это бизнес. И для хозяина магазина, где приобретается все необходимое для тренировок. И для ветеринара, регулярно оказывающего помощь в профилактике заболеваний или лечении больных лошадей…
Так о чем именно Вы хотели спросить, задавая такой простой вопрос: «лошади – это бизнес»?
И пусть сегодня на наших улицах фаэтоны и конки уступили место стальным моторам, но и их мощность измеряется величиной «лошадиных сил». Лошадь сегодня остается символом достатка и успеха, перекочевав на эмблемы городских таксобусов, капоты «породистых» машин, названия транспортных корпораций и добравшись до суперпопулярных авторалли: ведь даже болид Шумахера отправляется в гараж, который в дань традиции к «одной лошадиной силе» сохранил название «конюшня».
Но я надеюсь, что есть люди, для которых лошадь была и осталась мечтой. Мечтой-интересом: когда-нибудь узнать, откуда и для чего она появилась. Мечтой – надеждой о том, что ее не поглотит урбанизация. Мечтой о том, что в этой стране сохранят такую отрасль, как коневодство и не забудут тех, кто многие годы проработал в ней…
День коневода
Что нужно, чтобы родился праздник?
Очень немного. Например, увидеть несколько газетных строчек, гласящих: раз в четыре года, второго октября, в ряде стран отмечают день коневода. И удивиться: а почему только раз в четыре года? И почему где-то, а не у нас? А после этого взять телефон и обзвонить друзей…
На первый праздник, организованный Ириной Воробьевой в КСК «Аргамак», который расположен неподалеку от Феодосии в поселке Приморский, приехали близкие. Следующей осенью они привезли своих друзей. Еще через год сюда спешили друзья друзей, их знакомые и знакомые знакомых… Народное радио, передававшее рассказы о празднике в Крымской степи, стало лучшей рекламой.
Осенью 2006 – на ставший ежегодным праздник, организуемый пятый год подряд - к знакомому месту добирались, кто как мог: верхом – из мест, относительно удаленных от «Аргамака»; поездами и коневозами – из Алушты, Киева, Львова, Днепропетровска... И это в день, когда Львов праздновал свой 750-летний юбилей и проводил Кубок Украины, в Киеве разыгрывался очередной этап «Конбола», а Сумы уже ждали участников национального Чемпионата…
Были гости и из-за пределов Украины, например, австралийский путешественник Тim Cope Journeys, путешествующий верхом, без сопровождения, из Монголии в Венгрию - по пути великого Чингизхана.
Яркие торговые палатки участников ярмарки и обилие легковых автомашин гостей. Подготовленный скаковой круг и размеченная трасса для пробега. Препятствия конкурного поля и красочные костюмы участников концертной программы. Щелчки затворов фотоаппаратов и неспешное перемещение видеооператоров. Озабоченные лица ветеринаров, проверяющих состояние лошадей перед и между стартами, и спокойные медиков – бригада скорой помощи дежурила весь день.
И лошади, лошади, лошади… Всадники, выступавшие на них, были разными: кто-то стартовал впервые, а кто-то уже накопил опыт выступлений. Одни не без удовольствия неспешно разбирались с фирменной амуницией, другие помогали друг другу подогнать по лошади видавшие виды уздечки и седла. Некоторые выезжали на старт скачек на недоуздках, демонстрируя возможность управления лошадью без «железа».
Но для всех было единое правило: наличие медицинской страховки. Тут не обошлось и без обид – всадников, у которых данный документ отсутствовал, организаторы праздника к стартам не допустили.
Запланированных стартов было пять. Первыми «в поля» двинулись участники пробега. И из этого мероприятия тут же получилось шоу, благодаря четкой работе комментатора, посвящавшего зрителей в нюансы данного соревнования. Вся трасса просматривалась, а ее расположение – вокруг озера – изначально лишало возможности сократить прохождение маршрута.
Далее были скачки, конкур, джигитовка и конкурсы для зрителей. И только к концу дня присутствовавшие узнали, что на празднике конников проходили и съемки телепрограммы «Все для тебя» – признание в любви прозвучало прямо среди конкурного поля…
Почему телепередачу снимали в Феодосийском «Аргамаке»? Просто потому, что сегодня это единственное место в Украине, где отмечают этот праздник.
Но – за что люди чествуют лошадь? Ведь языческие времена давно прошли…
Древняя пища славян.
Одомашнивание лошади не началось после того, как первобытный человек, добывая себе средства к жизни, встретился в каменном веке с лошадью дикой.
В ледниковый период дикая лошадь служила для человека объектом охоты и наряду с другими промысловыми животными являлась источником питания. Наскальные рисунки человека того времени, наличие костей этих животных в кухонных остатках указывают на первоначальное мясное использование лошади. И в течение длительного времени она так и оставалась только пищевым объектом.
Приручение и одомашнивание лошадей началось, вероятно, с сохранения раненых или пойманных животных с целью создания живого запаса мясной пищи, в том числе и у древних славян, для которых конина была одним из основных видов мяса.
С развитием земледелия, торговли, ремесел использование лошадей получило иное направление - сельскохозяйственное, транспортное, военное. Тем не менее, в древних государствах - Персии, Греции, Римской империи - мясо молодого жеребенка продолжало оставаться одним из самых изысканных блюд. Запрет на конину у христиан появился после того, как лошадь превратилась в важнейшее рабочее животное и орудие ведения войны. В Германии архиепископ Бонифаций в 680 г. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья, затем вышел подобный запрет папы римского Григория III. На Руси убой лошадей на мясо прекратился уже в Х веке. Пренебрежительное и даже брезгливое отношение к конине у европейских народов сложилось не в результате каких-то ее особенностей, а как следствие особой роли лошади, которую она играла на протяжении многих веков. В ряде районов России (Нижнее Поволжье, Южный Урал, Забайкалье, Якутия), где имеются возможности для табунного коневодства и выращивание лошади не требует больших затрат, употребление конины в пищу широко распространено и никогда не было под запретом. В ХIХ веке с развитием железнодорожного транспорта в европейских государствах вновь появились излишки лошадей, и были приняты законодательные акты, разрешающие употребление конины в пищу.
ХХ век в Европе ознаменовал свое начало войнами, а в России и союзных республиках еще и организацией колхозов и совхозов. Юной великой стране требовалась тягловая сила.
До и после Великой Отечественной войны мясное коневодство в нашей стране не развивалось. Это было обусловлено тем, что лошади все еще оставались очень необходимы в сельском хозяйстве и на транспортных работах. В это время неоднократно принимались решения о запрете забоя лошадей на мясо, т. к. по словам В.И.Ленина, это грозило катастрофой как для сельского хозяйства, так и для обеспечения армии.
Только в 50-х годах, когда на основных работах конь был заменен машиной, в СССР стало возможным развитие мясного коневодства. К началу 90-х годов конина в мясном балансе страны составляла около двух процентов - 220 тысяч тонн в год, на экспорт поставлялось до 50 тысяч мясных лошадей. Изделия из конского мяса обладали хорошими пищевыми достоинствами, ценными вкусовыми качествами и считались деликатесом. Помимо национальных изделий из конского мяса - казы соленые и копченые (готовятся из реберной части и кишечника), ойогус – (варено-копченая грудинно-реберная часть) и других, в тот период появились и такие новые изделия из конины, как консервы "Антрекот", "Мясо деликатесное", "Гуляш", "Рулет", "Фарш степной", "Языки конские в желе"...
В европейских странах из конины готовят ряд любительских блюд, оно считается незаменимым компонентом высших сортов колбас. Спрос на мясных лошадей, мороженую и охлажденную конину на мировом рынке неуклонно растет. Продают ее и в натуральном виде как диетический продукт. В отличие от мяса других убойных животных конина содержит мало холестерина, благодаря чему оказывает антисклеротическое действие, что является одним из факторов, определяющих ее диетическую ценность.
В среднем на 1000 человек населения в конце ХХ века в мире приходилось 14 лошадей. Наибольшее количество лошадей в расчете на 1000 человек населения находилось в странах с развитым пастбищным животноводством: в Китае и Монголии - более 1000, в странах Латинской Америки - Аргентине и Мексике - около сотни. Самыми крупными экспортерами конского мяса являются Аргентина, США, Бразилия и Канада. Наибольшее количество конского мяса закупают Франция, Япония, Бельгия, Италия. На душу населения во Франции потребляется ежегодно конины 2,2 кг, баранины - 3,2 кг; в Швеции - соответственно 0,9 и 0,4 кг; в Бельгии - 3,2 и 0,4 кг. Украина также производит ряд продуктов с его использованием.
Впрочем, есть другой пищевой продукт, получаемый человеком от лошадей. И при этом производстве лошади многие годы остаются здоровы…
Не испьешь кумыса – пропадет сила и краса
Многим хорошо известны такие сферы использования лошади как спорт и ипподромные испытания. Но использование лошади этим не ограничивается. На сельских дорогах различных областей страны Вы обязательно встретите гужевой транспорт или верховых, пасущих скот. Но сегодня еще мало кому приходят мысли о том, насколько выгодно лошадей… доить.
Специалисты утверждают: химический состав молока кобыл наиболее близок молоку женскому. И нашим предкам это было известно: кумыс – сквашенное молоко кобыл – используется с давних времен и считается богатырским напитком. Это отражено в пословицах: “не испьешь кумыса – пропадет сила и краса”, “кумыс не пить – здоровье губить”.
Этот напиток действительно имеет тонизирующие и лечебные свойства. Он восстанавливает силы при общей слабости, помогает при туберкулезе и лечении других заболеваний. Поэтому сегодня его производство налажено не только в Азии, где кумыс - традиционный напиток, но и в других регионах. На Украине, например, в Крыму, Луганской и Полтавской области. И используют для этого лошадей –тяжеловозов.
Самый маленький тяжеловоз
В 1868 году из Бельгии и других стран Западной Европы в Украину были ввезены тяжеловозы. С этого года в Полтавской области начинается работа по разведению тяжелоупряжных лошадей. В основу работы было положено использование на местных и улучшенных кобылах бельгийских горных арденов, поскольку эти лошади при некрупном росте обладали большой силой и выносливостью, были нетребовательны к кормлению и содержанию. Экономические условия сельскохозяйственного производства ставили именно эти качества превыше других. Однако лошади этой породы имели сырую конституцию и очень часто серьезные пороки экстерьера. Для устранения этих недостатков использовали частичное прилитие крови брабансонов и першеронов. На территории СССР на основе бельгийских арденов была создана порода русских тяжеловозов.
К 1920 году среди других тяжеловозных лошадей выделялся своей однотипностью некрупный дубровский арден. В 1923 году эти лошади были переведены в Новоалександровский конный завод, где к середине 50-х годов прошлого столетия был сформирован более подвижный и работоспособный тип некрупного тяжеловоза. Новоалександровский (украинский) тип лошадей русской тяжеловозной породы был официально признан в 1970 году, но еще с 1960 года была начата работа на укрупнение, улучшение рабочих качеств русских арденов и созданию на их основе новой породы лошадей. Наиболее яркими признаками этого типа были сухость, крепость конституции, гармоничное строение тела и небольшой рост.
После обретения Украиной независимости, работа по созданию отдельной породы активизировалась. Новоалександровская тяжеловозная порода лошадей апробирована и утверждена как новое селекционное достижение в 1998 году. Лошади этой породы невысокие – 150-155 см в холке, массивные, имеют гармоничное строение тела, сухую конституцию, энергичный уравновешенный темперамент, достаточно высокую работоспособность.
Необходимость в сверхсильных лошадях в сельском хозяйстве исчезла вместе с механизацией многих работ, в том числе и пахоты. Поэтому ряд тяжеловозных пород утратил свое хозяйственное значение, перейдя в ранг декоративных: першероны, шайры, клейдесдали и т.д. Однако благодаря многим замечательным качествам эта судьба не постигла новоалександровского тяжеловоза. Некрупные, гармоничные, нетребовательные к условиям кормления и содержания, послушные, энергичные – именно такая лошадь незаменима в условиях отечественного сельскохозяйственного производства. Они не конкурируют с современной техникой, а занимают свою нишу в каждодневной работе.
Фабрика лечебного напитка
Даже для специалистов-коневодов на кумысной ферме Дубровского конезавода множество непривычных вещей. Здесь в денниках “живут” только молодые жеребцы, которые будут использованы в племенной работе, жеребцы-производители и кобылы за неделю до рождения жеребенка. Все остальные лошади содержатся группами. Даже месячные жеребята способны несколько часов в сутки находится в отдельном «детском» коллективе и лакомиться зерновыми кормами, пока их матери отдыхают от малышей.
Новорожденный жеребенок дважды в час “перекусывает” маминым молоком. Месячный жеребенок делает перерыв между “молочными блюдами” до двух часов – но только при условии, что в течении суток ему предложат съесть 700 грамм зерновых кормов. Приспосабливаясь к таким особенностям жеребят, в Полтаве - на кумысной ферме Дубровского конного завода – в течение многих лет кобыл доят каждые два часа.
За 20 лет существования фермы ее сотрудники имеют множество интересных собственных наработок. Здесь успешно выращивают жеребят, рожденных в двойнях, хотя рождение более одного жеребенка у кобылы считается отклонением от физиологической нормы. Обычно оба новорожденных (сам факт вынашевания двойни у лошадей - редкое явление) бывают очень слабыми и в других хозяйствах, как правило, гибнут.
В 2004 году в Дубровском заводе появились на свет сразу две двойни: у тяжеловозов и рысаков. Двое из малышей, рожденных в этих парах, в начале мая резвились возле своих матерей.
Кроме этого, еще одна из тяжеловозных кобыл исполняла обязанности приемной мамы, выкармливая своим молоком рысистого жеребенка.
Начиная с 2004 года, дойка лошадей происходит три раза в сутки: в девять и 11 часов утра и в 13 часов дня. Это дает возможность только раз в сутки, утром, отделять жеребят от кобыл. Остальное время жеребята в возрасте до полугода проводят вместе с матерями. Поэтому производство кумыса безопасно для здоровья ростущих жеребят. А использовать кобылу в кумысном производстве можно очень долго: матке по кличке Косметика, согласно тавру, в 2004 году уже было 18 лет.
“Молочные” тяжеловозы без особых усилий тянут воз, нагруженный до полутора тонн, не ржавеют от дождя и не требуют горюче-смазочных материалов, без которых ни одна единица техники не выедет из крестьянского двора. Ведь производство кумыса – занятие сезонное и длиться для каждой кобылы только в течение пяти месяцев: остальное время кумысное поголовье используют для хозяйственных работ.
Но сейчас мы говорим именно о молоке – весьма популярном продукте в странах запада. Его более 30 лет используют в Германии. Здесь молоко кобыл относится к категории элитных товаров и реализуется через лечебно - профилактические учереждения, аптеки. Его используют не только для производства “молочного вина, создающего пену”, но и сразу по окончании дойки расфасовывают в свежем виде и подвергают глубокой заморозке. Такая обработка дает возможность сохранять молоко кобыл свежим в течение полугода и использовать как натуральное питание для новорожденных детей. Столь широкое использование продуктов из кобыльего молока связанно с большим колличеством аллергических заболеваний у местного населения и необходимостью использовать экологически чистые продукты. Кроме этого, молоко кобыл используют при производстве пищевых добавок и косметических средств.
В 2003 году рекордисткой по надоям среди кобыл Дубровского завода стала кобыла Роскошь. За два доения от нее получали 6,7 литров. Информация для тех, кто сочтет эти цифры небольшими: при первой дойке (в начале сезона) от кобылы получают только 400 грамм молока, а в среднем за сезон за одно доение от кобылы можно надоить немного более двух литров. В сезоне 2004 года на ферме в молочном производстве было задействовано 25 кобыл, но на четвертый день (в начале сезона производства молока) в очередь к доярке выстроились только восемь: остальные ожидали рождения малышей или их жеребята еще не достигли месячного возраста, поэтому постоянно находились с матерями.
По звукам, которые издает доильный аппарат, даже на растоянии от доильного станка специалист может опредилить, доится в данный момент кобыла или аппарат работает вхолостую. Время дойки каждой лошади занимает около четырех минут; из них только в течении одной минуты молоко течет в бидон. Эта минута молокоотдачи сопровождается достаточно тихим тактом доильного аппарата. А звонкие звуки сообщают: молоко еще не течет, - или, – процесс дойки уже закончился.
После окончания дойки над молоком начинает “колдовать” технолог по производству кумыса. Процеживает молоко, смешивает с закваской и вымешивает в течении 30 минут при определенной температуре – 27 градусов по Цельсию.
После этого свежезаквашенный продукт отстаивается в течении двух часов и опять проходит такой же цикл обработки. Только по прошествии шести часов конское молоко превращается в кумыс, разливается в бутылки, охлождается. А на следующий день попадает на столы к потребителям, представляя собой настоящий глоток здоровья. Но лечебные свойства лошади на кумысе не заканчиваются…