Автор Тема: езда верховая  (Прочитано 22203 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« : Ноябрь 24, 2012, 20:01:13 »
[Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]

Езда верховая*

— Лошадь пошла под седло человека впервые в Азии; обыкновенно приписывают это скифскому племени сколотов. Европейцы заимствовали этот способ передвижения у персов, главным образом в военных целях, и сразу же достигли в этом отношении большого искусства; большой известностью пользовались конницы фессалийская и фракийская; этому способствовало учреждение в Греции, а затем и Риме особых академий верховой езды. Надо, однако, заметить, что в эпоху римского владычества кавалерия представляла собой лишь вспомогательный род оружия и вообще была плоха. Самое искусство езды не могло достигнуть большой высоты, потому что ездили и греки и римляне без седел и стремян, и достаточной уверенности в посадке у них поэтому не могло быть. Тем не менее, их посадка была практична и легка. Ее изменение последовало вслед за изобретением седла, а затем, позже, тяжелых рыцарских доспехов. Затем изменения в верховой езде обусловливались в отношении военных тактическими требованиями, предъявлявшимися кавалерии, в отношении же любителей — требованиями моды на тот или иной род верхового спорта. Верховая езда со времени введения ее у цивилизованных народов резко разделилась на два рода: простое пользование конем без предварительного его обучения и воспитания, с употреблением только некоторых приемов, имеющих целью подчинить его волю воле всадника, и езда на лошадях, приготовленных для этой цели по известным правилам известной школы. Восточные народы преимущественно пользовались первым способом, будучи природными кавалеристами, с малых лет сроднившимися с конем. Таким способом по настоящее время ездят все азиатские народы, жители Южной Америки (ковбои) отчасти наши казаки и туземцы Кавказа и большинство ездоков-самоучек, напр. фермеры, крестьяне и т. п. Нельзя не заметить, что так называемые естественные всадники также имеют некоторые строго определенные правила верховой езды, выработанные практикой и передаваемые из поколения в поколение, нашим же казакам пришлось вследствие тактических требований принять некоторые приемы и правила у культурных или искусственных наездников, но все-таки, оставив в основе езды свои принципы. Эти принципы основаны на наиполезнейшем для дела использовании природных сил лошади, без предварительной их выработки, на возможности пользоваться так наз. сырой лошадью; поэтому как способы приездки лошади, так и управления ей гораздо более просты в сравнении с таковыми же искусственных ездоков; большей простотой отличается и верховое конское снаряжение; но, конечно, эти способы и более грубы, требуют долгой практики, потому что главным образом основываются на сноровках, и кроме того, эти способы, заключаясь в ломке сырой лошади, в борьбе всадника с ее силами, могут легко подвергнуть ее порче, что особенно нежелательно в отношении дорогостоящей культурной лошади. Поэтому все европейские народы приняли искусственный способ верховой езды, который в течение многих веков подвергся весьма многим изменениям, и в настоящее время еще нельзя сказать, что даже общие принципы верховой езды, не только отдельные более мелкие правила, были установлены вполне определенно и считались бы бесспорными. Наоборот, как справедливо замечает Врангель [указ. соч., стр. 230.], в этом деле "Всякая птица поет свою песню"; поэтому здесь мы остановимся только на тех требованиях искусства верховой езды, которые, по мнению авторитетов, могут быть признаны наиболее практичными, а также на указаниях последнего в этом отношении течения. Верховая езда в настоящее время может быть разделена на манежную, высшим развитием которой является так наз. езда высшей школы, охотничью, парфорсную, или полевую, и скаковую; что же касается военной — строевой и полевой езды, то в нее, несомненно, должны войти элементы всех указанных подразделений. Англичане увлекаются парфорсами, чему не препятствует климат их страны; у нас же поневоле зимой приходится довольствоваться манежем. Поэтому англичане враги теории верховой езды и рекомендуют желающим научиться ездить — ездить почаще и побольше в компании хороших ездоков; с 10-12 лет принимать, конечно, на пони, участие в парфорсных охотах. Но и они не отрицают пользу манежа и необходимость некоторого обучения и применения некоторых теоретических правил.

Езда вообще различается пассивная и активная. Первой может быть названа такая езда, при которой всадник умеет всегда сохранить спокойную посадку, мягко управляет лошадью, правильно распределяет на ней свой груз, словом, не мешает лошади наилучшим, как она это чувствует, способом производить требуемую от нее работу. Пассивный ездок должен ездить на хорошо выезженной лошади; выездка же лошади для него недоступна. Активная езда состоит в умелом воздействии ездока на лошадь всеми способами, находящимися в его распоряжении, с целью получить от нее наибольшую возможную для нее работу и, конечно, полнейшее ее послушание. Сделаться пассивным ездоком может всякий (не калека), имея достаточно терпения, некоторую долю смелости и охоту; сделаться же активным ездоком может далеко не всякий; тут необходимы, кроме указанных качеств, специальное дарование и особое чувство, позволяющее всаднику хорошо понимать лошадь и пользоваться соответственным образом посадкой и управлением. Эти элементы езды являются главнейшими, основы же их для каждого рода езды различны. Посадка и управление находятся в весьма тесной зависимости одна от другой. Управление искусственного всадника производится согласованными действиями поводьев мундштука и уздечки (трензеля), шенкелей и уклона корпуса. Эти действия, их тонкость имеют особое значение при манежной езде, когда от лошадей требуется особенная точность движений и понятливость к требованиям всадника. Поэтому при манежной езде посадка всадника должна давать ему возможность свободно, без усилий действовать указанными способами. Он должен сидеть, имея на седле три точки опоры, из которых две составляют седалищные кости, третью же — разрез. Верхняя часть тела — от головы до верхних краев тазовых костей и нижняя — от колен вниз должны быть подвижны, средняя же — от нижних краев тазовых костей до колена — совершенно неподвижна. Сев, как указано, при чем крестцовая кость должна быть совершенно вертикальна, всадник оттягивает ляжки вниз и назад насколько возможно, чтобы только не потерять соприкосновения седалищных костей с седлом; нижняя подвижная от колена часть ноги должна быть свободно опущена, каблук несколько оттянут вниз, а нога отведена наружу, но близко к телу лошади; корпус занимает вертикальное к седлу положение, но спина не должна быть выгнута; лучше ее несколько сгибать, чтобы этим смягчались толчки на рыси и галопе. Такая посадка, особенно при строгом мундштуке, коротком поводе и вполне собранной лошади, дает всаднику возможность вести лошадь все время, заставляя ее делать самые замысловатые движения, но не дает ему возможности развить всю быстроту аллюров, на которую способна лошадь. Такую посадку всадник должен сохранять на всех аллюрах. Благодаря ей лошадь имеет центр тяжести отнесенным назад, всадник же имеет возможность перемещать его сообразно надобности, действуя в то же время поводом и шенкелями. Это особенно рельефно видно при высшей школе, основанной всецело на балансе; благодаря полному сбору лошади с подведением задних ног под брюхо и высоким поставом шеи; при этом центр тяжести лошади заключается между шенкелями и поводом и все движения производятся вследствие еле заметных действий рук и шенкелей. При этом балансирование доводится до такой тонкости, что бывают положения, когда лошадь может быть свалена движением корпуса или незначительным толчком [С. Носович. Указ. соч., стр. 27]. Прилагаемая таблица езды высшей школы может дать понятие о сложности и тонкости движений, на которые способна лошадь. Она становится совершенным акробатом и выделывает самые замысловатые штуки. Конечно, место такой езды только в цирке. В настоящее время манежная езда, по-видимому, отживает свой век, поклонников ее становится все меньше и мода на нее уже почти прошла. Лучшей ее системой должна быть признана та, которая позволяет лошади развивать почти всю силу ее аллюров; эту систему практикует г. Д. Фидис. Она явилась на смену рыцарской езде, требовавшей совершенно своеобразной посадки — торчком на одном разрезе, с вытянутыми вперед ногами и наклоненным вперед же корпусом; такая посадка была необходима вследствие того, что главным оружием рыцарей было копье, для встречи страшных ударов которого и применялся сильный упор и наклон вперед. С уничтожением лат и копий, с предъявлением кавалерии в XVIII веке требований сомкнутости и стройности движений появилась необходимость в достижении особо тонкой выездки лошади, хотя бы в ущерб быстроте, и тонкого ею управления, а следствием этого — обучение людей и лошадей в манежах и доведение их до степени дрессировки; точно так же, как увлечение сомкнутым строем в пехоте повело к увлечению церемониальным маршем и доведению его до виртуозности, хождения по темпам и т. п. В то же время мода на турниры прошла и заменилась модой на карусели и другие манежные упражнения; посещение знаменитой версальской школы верховой езды стало для каждого светского человека так же обязательно, как ранее для рыцарей участие в турнирах. Однако страсть к охоте, особенно у англичан, отвлекла спортсменов от манежа; появилась парфорсная езда везде на Западе; у нас же на такие охоты выезжали на азиатских или казачьих лошадях и седлах. Не требуя от лошади особой тонкости, требуя только возможной быстроты и достаточного послушания, а также смелого преодоления препятствий, парфорсная езда требует и от всадника несколько других приемов управления, а за ним и посадки. Она должна быть более свободна, дабы не мешать движениям лошади, а содействовать быстроте его. Сидеть, конечно, нужно одной средней частью тела, но требование неподвижности некоторыми практиками езды ограничивается только двумя точками, именно местами прилегания колен к седлу; конечно, это относится к движениям рысью и большими аллюрами. Каждый человек должен иметь посадку, наиболее подходящую к его сложению, а хороший ездок может и должен приноравливать ее и к индивидуальным качествам лошади. При этом рекомендуется свободно пустить ляжку вперед и вниз, сообразно сложению, не оттягивая ее назад, отчего появится выгиб в спине, и не выдвигая вперед, отчего колено пододвинется слишком вперед. Голень надо свободно опустить вниз, не оттягивая каблука вниз и не напрягая ни одного мускула, ступню же вставить в стремя до каблука.

Для каждого аллюра рекомендуется своя посадка — на шагу всадник совершенно покоен, корпус его выходит вертикально из седла, на рыси, исключительно облегченной, для смягчения толчков, получаемых всадником и лошадью друг от друга, необходимо несколько приподниматься в темпе толчков лошади, но для того, чтобы не утомить одну диагональную пару (заднюю и переднюю) ее ног, надо менять их время от времени


Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #1 : Ноябрь 24, 2012, 20:02:37 »
ВЕРХОВАЯ ЕЗДА I.

1. Посадка на шагу. 2. Посадка на облегченной (английской) рыси. 3. Посадка на галопе. 4. Посадка дамы на шагу. 5. Посадка на рыси: 1) Неправильное положение корпуса. 2)Правильное положение корпуса. 6. Посадка дамы на галопе. 7. Посадка дамы на полевом галопе. 8. Посадка дамы на прыжке.

Само приподнимание делается отнюдь не за счет упора на стремена, нога вниз от колена должна висеть свободно, а за счет упора колен и отчасти ляжек; при этом корпус несколько нагибается вперед, что соответствует и принципу движения лошади. На галоп (кентер — галоп в полмаха) рекомендуется сесть назад глубже в седло, но следить, чтобы седалище при этом не ерзало. В последнее время рекомендуются еще два способа сидения на галопе; мы укажем из них один более легкий, который можно рекомендовать для возможно быстрого прохождения небольших дистанций, так как он утомителен для всадника, но зато хорошо облегчает работу лошади. При этой посадке ездок подает корпус вперед, приподнимает немного седалище от седла и упирается на стремена, но упор этот должен большей частью падать на колена, иначе нельзя будет посылать лошадь шенкелями, не опускаясь для этого в седло. Голень при этом также направляется несколько вперед, так что вся фигура всадника будет иметь вид перегнутой в тазу. Эта посадка при всей ее утомительности доступна, однако, почти всякому ездоку. Вообще на галопе (кентер) корпус следует несколько подавать вперед. В отношении посадки на прыжке до сих пор существует разногласие: большинство, по-видимому, рекомендует перед прыжком передать корпус несколько назад, чтобы облегчить лошади перед, но с этим никак нельзя согласиться, так как лошадь работает на прыжке именно задом, поэтому его-то и надо облегчить, а следовательно, необходимо оставить посадку вперед, как на галопе, и несколько больше выдвинуть вперед ноги, чтобы встретить толчок; чтобы не затруднять лошади свободного движения головой, необходимо несколько отдать повод. Управление при полевой езде гораздо более грубое, чем при манежной; оно не основывается только на одном искусстве, но требует от ездока также и силы. Разница зависит прежде всего от разницы в аллюрах; при быстрых аллюрах парфорсной езды лошадь гораздо сильнее ложится на повод, кроме того, она по самому существу езды не может быть хорошо выезжена и ее нельзя вести в таком сборе, чтобы она чувствовала движение каждого пальца; еще во времена господства версальской школы видные ее деятели все-таки говорили, что в поле надо галопировать, имея голову книзу, а круп кверху, т. е. без сбора; нужны энергичные движения поводом; кроме того, при парфорсной посадке невозможно действовать шенкелями иначе, как только для посыла лошади вперед. Насколько парфорсная езда требует меньшей тонкости в управлении, настолько же она требует большей крепости в посадке. Скаковая езда имеет свои особенности посадки, которая направляется исключительно к наивозможному облегчению движения лошади вперед; поэтому при ней необходимо передавать вес корпуса наивозможно больше вперед, чтобы освободить зад лошади. При этом можно вовсе игнорировать свое удобство и даже крепость в седле, ибо вся работа продолжается в течение весьма коротких промежутков времени, измеряемых минутами. Поэтому, вообще говоря, в скачке следует сидеть так, как это указано для галопа на короткие расстояния. Иногда же этот способ стараются заменить полным спокойствием корпуса, полной его неподвижностью при глубоком его положении в седле. Но таким способом ездить весьма трудно; этой посадкой могут пользоваться только особые таланты скачки, каким был ее изобретатель жокей Арчер. В настоящее время особенно модна и пользуется большим успехом так называемая американская посадка; в Европу она занесена американскими жокеями, которые являются теперь почти непобедимыми. Посадка эта основана на том, что на галопе ось качания корпуса лошади находится в концах лопаток, поэтому надо стараться поместить свой корпус по возможности ближе к этой точке; при этом колена упираются в верхние части лопаток по сторонам холки, при движении галопом всадник, упираясь коленами и на стремена, поднимает седалище от спины лошади и подает корпус вперед, так что весь он сложен, как перочинный ножик, грудь над коленами, голени направлены назад и носки опущены вниз, руки же вытянуты вперед, поводья коротки, но не настолько, чтобы стеснять движения шеи и головы лошади. В этой посадке соединены преимущества обеих вышеописанных, ибо центр тяжести передан наивозможно вперед, в то же время тело, находясь близ оси качания, достаточно неподвижно. Но положение ездока весьма непрочно и управление затруднительно, поэтому она абсолютно недопустима нигде, кроме гладких скачек. При современных боевых требованиях от кавалерии обучение искусству езды военной должно основываться на правильном сочетании одиночного манежного обучения всадника и соответственной подготовки лошади с полевой ездой; для подготовки к последней могут наилучшим способом служить конские охоты. Посадка кавалериста, по мнению одного из авторитетных кавалеристов, фон Розенберга, должна приближаться к таковой хорошего парфорсного охотника [Ф. Розенберг. Указ. сочин., стр. 14.]. Когда увлекались сомкнутым строем, тогда в кавалерии все внимание было обращено на манеж; в настоящее же время, кроме сомкнутости, от кавалерии требуется быстрота, умение преодолевать всякие препятствия, действовать на всякой местности, поэтому необходима и соответственная подготовка. Все современные кавалеристы придают в этом отношении большое значение скачкам, особенно с препятствиями, и, как было указано выше, конским охотам. В этом отношении у нас в России за последнее время сделано очень много, и охоты, а также скачки входят в программу курса офицерской кавалерийской школы, которая является у нас академией верховой езды. При ней имеется отделение в м. Поставы Виленской губ., где осенью организуются парфорсные охоты и скачки.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #2 : Ноябрь 24, 2012, 20:03:15 »
ВЕРХОВАЯ ЕЗДА II (высшая школа).

1. Пьяффе. 2. Манежный шаг. 3. Испанский шаг. 4. Принимание галопом налево. 5. Пируэт. 6. Левада. 7. Пезада (поднятие на дыбы). 8. Баллотада (прыжок вверх с поджатыми передними ногами). 9. Круппада. 10. Курбет. Пунктиром обозначены первоначальное и последующее положение ног лошади при прыжке. 11. Лансада (дугообразный прыжок). Пунктиром обозначено первоначальное положение ног лошади. 12. Каприоль. Пунктиром обозначено первоначальное и последующее положение ног лошади.

О  верховой  Е. дам,  прежде всего, необходимо заметить, что дамам нельзя начинать учиться ездить верхом ранее 16-17 лет, пока организм их не вполне окреп. Посадка дамы вследствие условий костюма совершенно отличается от таковой же мужчины. В культурных странах дамы ездят на особых седлах, позволяющих сидеть боком. Значение седла для дамской Е. особенно велико, ибо крепость посадки обусловливается удобством и прочностью седла. Красивая и прочная посадка получается только в том случае, если дама сидит на середине седла, держа корпус совершенно отвесно, не перегибая его ни вправо, ни влево. Голова повернута в сторону движения. Правая нога перекидывается через верхнюю луку, бедро левой располагается под нижней лукой, а голень этой ноги свободно свешивается вниз; стремя надевается на носок, но упора на него быть не должно. Голень правой ноги отводится назад, каблук оттягивается несколько вниз и плотно прижимается к лошади так, чтобы не было раскачивания и носок не был виден из-под амазонки. Прочность посадки вполне гарантируется исполнением этих правил, ибо луки седла весьма крепко держат наездницу. Не следует только подавать правого плеча вперед, ибо при этом возможно падение направо. Управление основано на тех же правилах, что и управление мужчины, но отсутствующий правый шенкель заменяется твердым хлыстом, или стыгом. Корпус, т. е. его уклоны, также принимает участие в управлении. Поводья можно держать в одной или обеих руках; в первом случае над правым коленом, во втором — раздвинутые на 15 см руки держатся над правым бедром. При Е. рысью дамам также следует ездить облегченной, но при этом сначала следует опираться на стремя, повернув пятку левой ноги кнаружи, но отнюдь не раскачивая этой ногой. Опираться на стремя надо в тот момент, когда лошадь становится на землю левой передней ногой, в тот же момент, когда выдвигается правая передняя нога, надо слегка приподыматься. Для наездника труднее всего именно подметить, когда надо начать приподыматься; но при небольшом навыке это очень легко приобретается. Ездить же облегченной рысью гораздо здоровее, менее утомительно и для наездницы, и для лошади и несравненно элегантнее. При навыке можно ездить и не опираясь на стремя, что гораздо приятнее и даже безопаснее. Описанную посадку следует сохранять и на галопе, и на полевом галопе. Поднимание же лошади в галоп производится совместными действиями повода и шенкеля или хлыста. Дамы предпочитают галоп с правой ноги, как более спокойный. Для поднятия лошади в галоп с правой ноги несколько укорачиваются поводья, затем сокращается правый повод поворотом левой кисти вверх мизинцем, одновременно дается сильный удар левым шенкелем, а если этого мало, то и хлыстом по правому плечу. Затем повод отпускается. Ширина галопа регулируется ослаблением или натяжением поводьев и побуждающими действиями шенкеля и хлыста. На прыжках дама должна сидеть спокойно и крепко, несколько откинув корпус назад, ни помогать, ни побуждать лошадь ей не следует. Прыгать наездницам рекомендуется только на вполне верных лошадях. На полевом галопе, карьере и прыжках поводья следует держать в обеих руках. В заключение надо заметить, что положение наездницы в седле, пока она не выбилась из сил, весьма прочно, но если лошадь понесла и впереди видно неодолимое препятствие или опушка леса, то следует рискнуть спрыгнуть. Для этого надо быстро, но не торопливо освободить правую ногу из луки, сбросить стремя, оставить поводья, левой рукой подобрать амазонку и, оперевшись правой о верхнюю луку, прыгнуть вперед, как можно дальше.

Из пород лошадей, годных для верховой Е., наилучшей является кровная английская, наиболее умная и быстрая из всех, затем следуют все полукровки, из которых особенно ценятся гентера (hunters), предназначаемые для охоты; для немолодых и солидных ездоков можно рекомендовать кобов (cobs); это спокойные, невысокие 2-3-х вершков лошади тяжелых форм, прекрасного нрава, верной походки и средних аллюров; для детей лучше всего пони (pony), малорослые лошадки веселого и спокойного нрава. Затем, хороши лошади восточных пород, особенно арабские, но их в Европе держат, главным образом, для заводов, и достать их трудно. Восточные породы можно рекомендовать для дам и детей, так как они невысоки, хорошего нрава и умны. Для дамской Е. необходимо выбирать совершенно верных лошадей, позволяющих садиться, на крепких ногах, не тугоуздых и не ленивых Ср. "Книга о лошади" гр. К. Г. Врангеля; обработана для применения в России под ред. кн. С. П. Урусова (СПб., 1886); С. Л. Носович. "Современная езда, скачка и тренировка" (СПб., 1902); бр. Вольф, "Новая теория езды"; "Мысли о кавалерийской службе", соч. фон Розенберга (перев. со 2 изд., СПб., 1887); Д. Филис, "Основы выездки и езды" (перев. с франц., СПб., 1901); К. В. В. У., "Амазонка". Иностранную литературу см. в кн. Урусова и фон Розенберга.

А. Носович.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #3 : Ноябрь 24, 2012, 20:49:44 »

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #4 : Декабрь 03, 2012, 10:34:09 »
Верховая езда вместо фитнеса и антидепрессантов


Верховая езда: три в одном
 В процессе верховой езды задействованы все основные группы мышц ног, поясницы, спины и пресса. Любопытно, что некоторые из них так хорошо не прорабатываются даже во время занятия фитнесом. Кроме того, регулярные занятия верховой ездой, так же как и танцы, помогают сформировать красивую, грациозную осанку.

 Прогулки верхом имеют и терапевтический эффект. Они показаны при многих видах заболеваний позвоночника, атрофии мышц, при некоторых видах сердечно-сосудистых и гинекологических заболеваний. Несмотря на то что верховая езда – это почти универсальное "лекарство", имеется и ряд противопоказаний: тромбоз вен, тромбофлембит, острые внутренние заболевания и другие. В любом случае перед началом занятий лучше проконсультироваться с врачом.

 Верховая езда – это прекрасный антидепрессант. Динамичный ритм современной жизни, стрессы и перегрузки на работе зачастую приводят нас к депрессиям и нервным расстройствам. А что может быть приятнее освежающей прогулки на чистом воздухе после загруженной недели в офисе? Играет свою роль и общение с лошадью, которое активизирует позитивные эмоциональные процессы.

 А еще занятия верховой ездой – это самый простой способ… попасть в сказку с принцем на белом коне.

Экипировка наездника: без каски никуда!

 Экипировка наездника играет немаловажную роль. Все преподаватели сходятся на том, что первое время вполне можно обойтись без профессиональной одежды и обуви, а вот без каски – никак. В клубе "Карина", салоне "Фаэтон", у педагога Екатерины Будкеевой каски на время занятий предоставляются бесплатно.

 Основное внимание нужно обратить на обувь и штаны. Для начала подойдут кроссовки, потом можно приобрести краги (похожи на отрезанные голенища сапог) – они защищают внутреннюю часть ноги от натирания. Для верховой езды подойдут обычные трикотажные спортивные брюки, главное, чтобы на них не было грубых, больших швов, иначе вы рискуете натереть ноги и заработать немало синяков. Если решите заниматься верховой ездой серьезно, лучше приобрести специальные бриджи.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #5 : Декабрь 03, 2012, 12:34:53 »
Основы верховой езды

  Ликбез ля начинающих.

  Хороший всадник должен одинаково уверенно чувствовать себя в седле при езде в закрытом манеже, в поле и при преодолении препятствий. Мастером верховой езды никогда не станет тот, кто уделяет мало внимания, а тем более пренебрегает одним из этих видов верховой езды.

   С первых шагов обучения редко кому удавалось предугадать, насколько овладеет он искусством верховой езды. Первое желание начинающего скромнее - просто научиться ездить верхом. Но начало обучению верховой езде одинаково на первых порах для всех.

   На спокойной учебной лошади каждый начинающий всадник должен проездить 30 часов и в достаточной степени овладеть ездой на всех аллюрах - шагом, рысью и галопом. Возможности заниматься верховой ездой, естественно, не у всех одинаковые: один садится в седло только раз в неделю, у другого же больше свободного времени да и интерес к этому виду спорта особый, а кое для кого верховая езда-дополнение к профессии. Для одних лошадь-средство передвижения, для других же постижение секретов верховой езды становится долголетним увлечением, искусством. И естественно, чем проще задачу ставит перед собой начинающий всадник, тем быстрее он может достичь цели. Если же честолюбие и спортивный азарт не дают человеку покоя, и грезятся ему чемпионские лавры, то и отношение к занятиям верховой ездой у него особое. Но мастером конного спорта может стать только тот, кто ежедневно в течение многих лет совершенствует свою технику, набирается знаний и опыта, хотя и для таких спортсменов справедливой остается поговорка "Век живи - век учись!".

   Обучение неопытного всадника начинается с упражнений, способствующих выработке правильной посадки, одновременно с этим его учат поддерживать контакт с лошадью и воздействовать на нее. Нередко говорят, что посадка - это основа верховой езды. До некоторой степени это, конечно, верно. С другой же стороны, характер посадки всадника целиком зависит от того, какое воздействие он хочет оказать на лошадь. А посадка и воздействие в не меньшей степени определяются наличием контакта между всадником и лошадью.

   С первых же шагов начинающий всадник должен учиться находить этот контакт, крепко и непринужденно сидеть в седле благодаря умению сохранять равновесие. Он должен без труда входить в ритм движения лошади и научиться воздействовать на нее мышцами пояснично-крестцового отдела, корпусом, шенкелями и поводьями. Кто не чувствует контакта с лошадью, тот не может непринужденно и прочно сидеть в седле. Такой всадник в какой-то неестественной позе "приклеивается" к лошади, что с верховой ездой не имеет ничего общего. Такая посадка абсолютно неправильна, хотя дилетанту и может показаться верной. Хорошим всадником можно считать только того, кто чувствует контакт с лошадью и держится в седле непринужденно.


   Мастерами верховой езды считают себя многие, но, мягко говоря, большинство из них явно переоценивают свои способности. Такие ездоки сваливают вину на лошадь, ссылаясь на некие ее недостатки, которые при компетентной оценке вообще не обнаруживаются или же не играют существенной роли. Поэтому так много лошадей оказываются плохо выезженными, замечу, кстати, что в их число входит и часть тех, о которых говорят, что выезжены они хорошо. Действительно же хорошие всадники и хорошо выезженные лошади встречаются весьма редко. И главная беда в том, что мало кто из всадников может точно назвать причины возникновения собственных ошибок, выяснить, что такое хорошо или плохо выезженная лошадь, и можно ли исправить ее недостатки.
    А задумываться над этим должен каждый, кто хочет овладеть искусством верховой езды. 99% всех лошадей грешат непослушанием. А 99 % всадников не знают, как избавить своих лошадей от этого недостатка и научиться тому не пытаются. Надо полагать, все они слышали, что лошадь нужно приучить повиноваться посылам. И только? Достаточно уже и того, что они об этом слышали? Только вот мало кто этим занимается. И тем самым они хотя и ненамеренно, но неизбежно получают плохо выезженных лошадей. Действительно ли так трудно приучить лошадь к посылам, как это утверждают? Начинающий заниматься верховой ездой не знает, что научиться этому так же легко, как войти в ритм движения лошади. Но осознать этот факт, а следовательно, и выработать правильную посадку 99 % всех всадников научиться не могут, потому что не умеют управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. То, что каждый ребенок умеет делать на качелях, недоступно большинству всадников в седле. Эта горькая истина должна заставить подумать каждого, кто обучается верховой езде: не следует ли и ему проникнуть в эту "жгучую тайну".

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #6 : Декабрь 03, 2012, 12:37:19 »
  Как правильно ездить верхом
  АЛЛЮРЫ, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И КОМАНДЫ

  Аллюры — это движение лошади с различной скоростью. Шаг, рысь, галоп являются основными естественными аллюрами. Что же представляет из себя каждый из этих аллюров? Все они отличаются друг от друга по количеству так называемых темпов, которые определяются количеством ударов копыт о землю.

  Шаг — это аллюр, который имеет четыре темпа, то есть лошадь поочередно, подиагонально ставит на землю каждую из четырех ног, а именно: левую заднюю — правую переднюю, правую заднюю — левую переднюю. Для того чтобы двинуться вперед шагом из положения стоя на месте, вы прежде всего должны проверить правильность посадки. Убедившись в этом, подаете чуть-чуть корпус вперед и, смягчив натяжение повода, даете толчок одновременно обоими шенкелями. После того как лошадь двинулась, надо в соответствии с вашей задачей отрегулировать скорость движения, сокращая его, удерживая лошадь поводом, если она пошла слишком быстро, и посылая ее шенкелями, если она пошла медленнее, чем вам было нужно. После того как вы освоились с движением лошади на шаге по прямой, переходите к изучению движения на повороте. Еcли надо повернуть налево, вы подаете корпус влево и, подталкивая шенкелями, набираете на себя левый повод. Помните, что, набирая на себя повод, вы останавливаете движение, поэтому, работая поводом, если вам нужно сохранить прежнюю скорость движения, вы должны соответственно усилить работу шенкелей. Во время поворота лошадь должна принять согнутое в сторону поворота положение. Во время исполнения поворота надо ощущать все движения лошади и внимательно следить за ними. Если она начинает останавливаться, это значит, что повод работал сильнее, чем шенкель. Но всадник не должен ждать, пока лошадь остановится, — он должен почувствовать значительно раньше, что она начинает замедлять движение, чтобы остановиться, и быстро шенкелями предотвратить остановку. Езда верхом требует большого внимания от всадника. Вы должны приучить себя всегда следить за поведением лошади, за ее движением, приучить себя хорошо чувствовать и осознавать эти движения и в случае, если они не соответствуют вашим требованиям, быстро применять необходимые средства управления для исправления ошибки. Когда вы начнете легко справляться с лошадью на шаге по прямой, при остановках и на поворотах, можно переходить к изучению рыси.

  Рысь — аллюр в два темпа, то есть лошадь ставит в один темп две ноги по диагонали и на второй темп толчком вперед и вверх перепрыгивает на две ноги по другой диагонали (если первый темп — левая передняя и правая задняя, то есть левая диагональ, то второй темп — правая передняя и левая задняя, то есть правая диагональ). В момент перехода с диагонали на диагональ получается прыжок, благодаря которому лошадь подкидывает всадника, сидящего на ее спине. Эти толчки создают трудность в обучении верховой езде, которую начинающему всаднику приходится преодолевать в течение многих дней, пока он не научится легко и непринужденно воспринимать толчки лошади на учебной рыси. Чтобы укрепить посадку всадника, применяют учебную рысь со стременами и без стремян. На учебной рыси всадник сохраняет отвесное положение корпуса и уравновешивается, поддерживая это равновесие внутренней стороной ног. Этот аллюр самый трудный потому, что лошадь, идущая рысью, делает непрерывный ряд толчков, во время которых начинающий спортсмен теряет равновесие и чувствует себя очень неуверенно, а иногда даже падает. Но именно поэтому езда учебной рысью без стремян совершенно необходима при обучении езде верхом, и ей надо отводить самое большое место, так как это — основное средство, укрепляющее посадку и развивающее равновесие всадника на лошади. Сидеть на лошади при учебной рыси надо спокойно, непринужденно, сохраняя правильную посадку, не двигая руками, плечами или ногами. Для того чтобы лошадь с шага перешла на рысь, надо усилить действие шенкелей частыми толчками до тех пор, пока она этого не сделает. Горячей лошади иногда достаточно только освободить повод — и она уже переходит на рысь, более спокойной лошади надо дать толчок шенкелями, а ленивой лошади надо дать несколько быстрых и резких толчков подряд. Всадник должен чувствовать, какого посыла требует его лошадь, и работать шенкелями столько, сколько это необходимо. Начинающему всаднику не надо ездить на учебной рыси слишком долго, особенно в первые занятия. Лучше повторить езду учебной рысью четыре-пять раз по одному или по два круга манежа или площадки, на которой вы занимаетесь. Постепенно, по мере успеваемости, длину реприза можно увеличивать, но не более 10 мин.


      
   Учебной рысью надо ездить со стременами и без стремян и обязательно в одну и в другую сторону манежа или площадки. Не держитесь пятками за лошадь, помните, что ступня всегда должна быть параллельна земле, а носок естественно развернут. Очень важно добиться на учебной рыси сохранения правильного положения посадки. Во время езды учебной рысью без стремян полезно проделывать гимнастические упражнения, способствующие развитию равновесия и непринужденности у всадника. На рисунке 1 показан ряд упражнений, которые надо проделывать сначала на шаге, а потом, когда всадник освоится с рысью, — на рыси.
   На поворотах при движении рысью поступают так же, как и на шаге, следя за тем, чтобы лошадь шла в одном и том же темпе и уж ни в коем случае не останавливалась или не переходила на шаг. Кроме учебной рыси, существует так называемая строевая, или облегченная, рысь. Она заключается в том, что всадник, привставая на стременах, подает корпус вперед и вверх, пропуская в это время один толчок. Опустившись в седло, всадник сейчас же поднимается снова и т. д. Эти опускания и приподнимания должны производиться ритмично, в соответствии с ритмом движения лошади.

    Равновесие при этой рыси устанавливается уже не по седалищу, как при учебной рыси, а по ступне, через колено. Корпус слегка подается вперед. Упор на стремя увеличивается. Не надо подниматься высоко от седла, а делать это лишь на столько, чтобы пропустить темп. Строевая рысь может быть обычной и прибавленной. Прибавленная рысь — это очень быстрый аллюр, она может достигать скорости свободного галопа. Во время движения рысью руки не должны болтаться, а локти не должны отходить от туловища. Подколенный угол во время привставания будет увеличиваться, а в то время, когда всадник будет опускаться в седло, — уменьшаться, но колено должно плотно лежать на крыле седла в одном и том же месте. Шенкеля всегда должны ощущать бока лошади и, если надо, посылать ее в тот момент, когда всадник опускается в седло. Особенно надо следить за тем, чтобы ступня была параллельна земле и чтобы при привставании на стременах шенкель не уходил вперед, а сохранял правильное положение у боков лошади.

   Когда вы освоитесь с управлением на учебной и строевой рыси по прямому направлению, можно перейти к изучению перемен направления, вольтов, заездов и поворотов. При обучении езде верхом для выполнения различных упражнений применяют ряд команд. Основные из них надо знать каждому коннику. Все команды, кроме команды «Смирно» или «Повод», делят на две части — предварительную и исполнительную. Предварительная команда дает возможность всаднику успеть сообразить, какими способами управлять и как надо воздействовать на лошадь. Исполнительная команда «Марш» у конников подается протяжно — «ма-арш», чтобы всадник упел передать свое требование лошади.

   Таким образом, услышав предварительную команду, нужно быстро сообразить, что требуется сделать по этой команде, чем и как воздействовать на лошадь, чтобы она выполнила эту команду, и подготовить ее к выполнению движения. По исполнительной команде заставляют лошадь подчиниться и выполнить требуемое движение.

Рис. 1. Гимнастические упражнения на лошади: а, б - наклоны вперед и назад, в - повороты туловища, г - до-ставание носка противоположной рукой, д- прогибание поясницы рукой, е - отведение локтя назад, ж - кругообразное движение ступней, з - качание голеней (шенкелей).
 
http://www.royalhorses.com.ua/horses/bases/ris1.jpg




   Самые необходимые команды следующие: «Шагом — ма-а-рш!». По команде «Шагом» вы соображаете, что надо смягчить повод и выслать лошадь шенкелями вперед. По команде «Ма-арш!» вы высылаете лошадь и двигаетесь шагом. «Рысью — ма-арш!» — все переходят на строевую рысь. Если же надо идти учебной рысью, то подается команда «Учебной рысью — ма-арш!». «Смена (или всадник) — сто-о-й!» — по предварительной команде надо сообразить, что сейчас будет команда «Стой»,— значит надо натянуть повод и прекратить движение. По исполнительной команде «Сто-о-й!» останавливают лошадь и стоят по команде «Смирно»; лошадь должна стоять ровно на всех четырех ногах. «Перемена направления (из угла или через манеж) — ма-а-арш!» Перемену направления делают с того места, где застает исполнительная команда: если из угла, то по диагонали манежа или площадки, на которой вы занимаетесь.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #7 : Декабрь 03, 2012, 12:43:37 »
Подавать исполнительную команду надо с таким расчетом, чтобы поворот получился, когда лошадь пройдет шесть шагов от угла по длинной стенке или по диагонали не дойдет шести шагов до противоположного угла. Таким образом повороты выйдут не резкие, а плавные (рис. 2, А). Перемену направления через манеж делают там, где вас застала команда «Ма-а-ршI», и перпендикулярно на противоположную стенку, переменив направление движения (рис. 2, Б). «Направо (или налево) назад — ма-а-рш!» — по команде «Ма-а-арш!» делают полувольт (полукруг) диаметром 5—6 м и, подойдя к стенке полуоборотом, двигаются в обратном направлении (рис. 2, В). «Вольт налево (или направо) — ма-а-рш!» — по исполнительной команде делают полный круг диаметром 5—6 м, отходя от стены и подходя к ней обратно, и продолжают движение в первоначальном направлении (рис. 2, Г).
                                                                                             

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #8 : Декабрь 03, 2012, 12:46:48 »

 
 «Налево (или направо) кругом — ма-а-рш!» — по исполнительной команде должна последовать полная остановка, а затем движение передних ног лошади вокруг задних в указанную сторону. Задние ноги лошади должны повернуться на месте, а передние описать окружность, при этом голова лошади должна смотреть в сторону поворота, а осью поворота служит внутренняя задняя нога (рис. 3, б).
   



   «Налево (или направо) кругом на переду — ма-а-арш!» — по исполнительной команде должна последовать полная остановка и затем движение зада лошади вокруг переда. Ее передние ноги должны переступать на месте, а задние описывать окружность. Голова лошади должна быть направлена в сторону движения задних ног, а осью поворота должна быть внутренняя передняя нога (рис. 3, а). «Назад равняйся — ма-а-рш!». Эта команда обычно подается из положения стойки на месте — надо осадить лошадь назад на 3—4 шага и остановить ее, затем повторять это движение до команды «Стой!».
 Наиболее трудные из этих упражнений — повороты «кругом» на заду и на переду, так как они требуют раздельной работы каждого шенкеля и уже некоторого навыка во взаимодействии шенкеля, повода и корпуса, которые действуют всегда в сторону поворота. Поэтому эти упражнения применяют только в конце первого года обучения, когда всадники становятся более опытными. При переходе от большего аллюри к меньшему, как, например, из галопа в рысь или из рыси в шаг, команда «Марш!» не подается, а просто подаются протяжные команды: «Р-р-рысь-ю» или «Ша-а-гом!» Перемены направлений, вольты и заезды можно производить группой всадников, самостоятельно и по головному номеру. Для того, чтобы сделать движение «по головному номеру», перед предварительной командой добавляют слова: «По головному номеру...» Например: «По головному номеру, направо-назад — ма-а-рш!» или «По головному номеру перемена направления через середину манежа — ма-а-рш!» и т. д. На заездах и вольтах лошадь должна быть согнута в боку по окружности, которую вы описываете данным поворотом. Этой согнутости можно достигнуть, действуя внутренним поводом на голову лошади и работая шенкелями, из которых наружный отведен немного назад (рис. 4). Положение, которое этим достигается, называется постановлением лошади в сторону поворота. При этом внутренний шенкель является как бы осью поворота.


   Надо научиться делать постановление в одну и другую стороны, идя и по прямой, но здесь оно гораздо более незначительное, чем при поворотах. Обычно достаточно того, чтобы видеть задний край глаза лошади, но, идя по прямой, надо следить за тем, чтобы лошадь не откидывала зада в сторону, а ставила задние ноги по следу передних (рис. 5). Хорошо усвоив, что такое постановление, и научившись легко его добиваться, можно переходить к следующему аллюру — галопу.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #9 : Декабрь 03, 2012, 12:48:53 »
  Галоп — аллюр в три темпа. Лошадь, оперевшись, например, в первый темп на левую заднюю ногу, ставит вторым темпом левую переднюю и правую заднюю ногу (левую диагональ), выходя третьим темпом на правую переднюю, и затем повторяет эти движения, разделенные моментом подвисания в воздухе между третьим и первым темпом, до тех пор, пока вы ее не переведете на рысь или шаг.

  Галоп, у которого третий темп попадает на правую переднюю, называется галопом с правой ноги, а галоп, у которого третий темп попадает на левую переднюю — галопом с левой ноги. Все выезженные лошади должны уметь подниматься в галоп и с левой и с правой ноги, а каждый всадник первого года обучения должен уметь заставить лошадь подняться с определенной ноги в галоп.

   При езде в манеже, по стенке, по команде «Галопом — ма-а-рш!» лошадь поднимают всегда с внутренней ноги, а именно: при езде налево — с левой, при езде направо — с правой. Если лошадь идет с наружной ноги, такой галоп называется контргалопом. Во время езды надо всегда внимательно как бы прислушиваться к движению лошади и своевременным посылом стараться предупредить неповиновение.

   Если лошадь пытается ускорить галоп — шенкель должен быть совершенно спокоен, а действие повода усиливается. Для всадника, умеющего хорошо сидеть на учебной и строевой рыси и могущего выполнять все вышеперечисленные упражнения, езда галопом не представляет никакой трудности.

   На рисунке 6 показаны способы посадки всадника: А — на всех сокращенных движениях — шаг, сокращенная рысь, сокращенный манежный галоп — стараться сохранять отвесное положение корпуса; равновесие по седалищу; Б — посадка при езде строевой рысью и в полевых условиях — равновесие по ступне; В — посадка для соревнований с прыжками и для кроссов — равновесие по ступне, корпус сильно подан вперед.

   Ни при каких случаях, кроме продолжительных спусков с горы, не следует подавать корпус назад. Скорости нормальных аллюров: шаг — 10 мин 1 км; рысь учебная — 7—8 мин 1 км; рысь строевая — 5 мин 1 км; рысь прибавленная — 3—4 мин 1 км; галоп манежный — 7—8 мин 1 км; галоп свободный — 3—4 мин 1 км; галоп полевой — 2—2,5 мин 1 км; карьер — галоп в полную возможность лошади (резвый галоп).                                                                                                                         

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #10 : Декабрь 03, 2012, 12:50:58 »
  ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ
 
Когда вы научитесь сохранять правильную посадку и чувствовать себя непринужденно при езде без стремян на рыси, можно перейти к прыжкам через препятствия. На рисунке 7 показан прыжок лошади с сидящим на ней всадником. Лошадь, прыгая, описывает траекторию, а задача всадника не выйти из равновесия с лошадью во все время прыжка, иначе он помешает ей сделать прыжок правильно и будет нарушена траектория прыжка.

    Для того чтобы не выйти из равновесия с лошадью, вы должны перед прыжком подать корпус вперед, сохраняя спину прямой, а руки с поводом, разжимая в локтях, подать вперед по поводу настолько, насколько это потребуется лошади, для того чтобы она могла вытянуть голову и шею. Во время прыжка очень важно не помешать свободе головы, шеи и поясницы лошади, так как благодаря им она уравновешивается в момент прохождения над препятствием и в момент приземления. Малейшая помеха всадника ведет к тому, что лошадь нарушает правильность траектории полета и цепляет за препятствие передними или задними ногами.

   Начинающему рекомендуется на первых прыжках держаться за гриву — это предохранит лошадь от дерганья поводом и создает всаднику более устойчивое положение на прыжке, благодаря которому легче будет сохранить правильную посадку. После того как вы освоитесь с прыжками, надо постепенно приучать себя прыгать, не держась за гриву, подавая руки вперед по поводу. После прыжка, когда лошадь уже коснется земли задними ногами, всадник приводит руки и корпус в прежнее положение в соответствии со скоростью и аллюром, какими он ехал до прыжка и какими он собирается ехать дальше.



   Обучение прыжкам начинается с перешагивания лежащей на земле жерди или бревна. Потом нужно то же самое проделать на рыси, и если все идет гладко, то есть лошадь охотно идет на прыжок и всадник, освоившись с прыжком, сохраняет правильную посадку, можно начинать прыгать с галопа. Постепенно, по мере усвояемости, можно повышать и расширять препятствия, но в первый год обучения не рекомендуется их ставить выше одного метра. Лучше работать над отшлифовкой техники прыжка. Надо ознакомить всадника со всеми типами препятствий, разнообразя их, ставя в различных направлениях, а также в системах, в один, два и три темпа. Под словом «темп» здесь подразумевается расстояние в метрах, захватываемое лошадью за один темп галопа.

Оффлайн Доця

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 4707
    • Просмотр профиля
езда верховая
« Ответ #11 : Декабрь 03, 2012, 12:54:26 »
Составляя систему препятствий, тренер должен учитывать, что, если он ставит препятствие в один темп, он должен их поставить друг от друга на расстоянии 3—3,5 м, если в два темпа, то на расстоянии 7—7,5 м, если в три темпа, то на расстоянии 10,5—11 м, и т. д. Прыжки в системах, и в особенности без стремян, хорошо отрабатывают непринужденную, правильную посадку. На каждом уроке надо прыгать обязательно и со стременами и без стремян.

    Имеется ряд стандартных препятствий (рис. 8), с которыми необходимо ознакомиться каждому коннику,— любые из них могут встретиться при классификационных соревнованиях на спортивный разряд или на любых официальных соревнованиях. Все высотные препятствия могут иметь перед собой или сзади себя канаву или заложение. Начинают прыгать через канавы с незначительной ширины до 0,5 м и потом постепенно их расширяют. Если лошадь или всадник плохо прыгают через какое-нибудь препятствие, это значит, что они еще слабо подготовлены. В этом случае надо сейчас же понизить требование и прыгать через препятствия, которые им по силам.


   Рис.8. Стандартные препятствия: 1. засека, 2. жердевой забор, 3. двойной дощатый забор (калитка), 4. каменная стенка, 5. земляной вал, 6. шлагбаум, 7. канава открытая, 8. трипельбар, 9. параллельные брусья
(Использовалась информация из журнала "Коневодство и конный спорт" № 4-11 1990г. Автор А. Левина.)