Автор Тема: Я, Пегас и NH  (Прочитано 13959 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Эмель

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
Я, Пегас и NH
« : Июнь 09, 2012, 16:58:48 »
Внимание! Здесь очень много букв.
Для справки: мне 13 лет, сейчас нахожусь в Словакии.
-----------------------------


 Пока Омар, громко топая копытами, наматывал круги в манеже, я стояла в середине с чембуром и размышляла о своей жизни. Действительно, мне это всё ужасно нравится. Часто я не осознаю, что нахожусь в Европе, рядом с лучшими тренерами и лошадьми своей жизни, и что меня учат основам NH. А сегодня это наконец прочувствовалось — подруга тренера разговаривала со мной по-английски, и мне иногда начинало казаться, что я в Америке и отлично знаю английский. На самом деле я его только понимаю, а сказать могу лишь "yes" или просто "угу", но в такие прекрасные вечера лучше об этом не думать.
 Конь прошёл положенные четыре круга, я свистнула, и он остановился. Правда, мне не очень понравилось, что Омар не пришёл в середину круга. Но по крайней мере он посмотрел на меня двумя глазами, а это всё, что от него требовалось — если лошадь приходит прямо к тебе, это считается бонусом, хотя всё зависит от характера коня. Вот Пегас всегда приходит...
 Во время паузы между ходьбой или беганием нужно огладить лошадь. Удивительное дело, но с этим тоже выходят проблемы. Омар — самая пугливая и недоверчивая личность из всех лошадей, так что во время паузы он вечно крутится на месте, пытаясь держать человека в поле зрения. И горе тому, кто попытается погладить ему уши: это у него кнопка для телепортации в другой конец манежа, уж не знаю, почему он так бурно реагирует. Вышеупомянутый Пегас на месте Омара хлопнулся бы в обморок от счастья.
 Зато Омар очень мягкий и пушистый, гладить его — одно удовольствие. На меня снова нахлынули воспоминания. Коней, на которых я ездила, пусть даже только по разу, я могу перечислить хоть сейчас, потому что с каждым связано что-то новое, "первое". Омар, например, был первым, кто стал подо мной на дыбы. Ветер был, понимаете. Кто ещё был пушистый? Зорька, прокатная лошадь из Карпат. На ней я училась ездить рысью в девять лет, то есть четыре года назад. А ещё там была пушистая собака...ах, как же я люблю гладить лошадь и отвлекаться на всякие пустяки, летающие у меня в голове.

 Работать намного сложнее. Я закончила с паузой, ушла в середину круга, взяла верёвку и попыталась разогнать жеребца в рысь. Вот тут с ним и стало твориться что-то очень странное. Какая команда должна разгонять лошадь? Кручение верёвкой, и чем быстрее, тем больше давление. Причём крутить надо по направлению к передним ногам лошади, если же верёвка находится ближе к морде — это команда сменить направление. И вот какая беда: я кручу правильно, а Омар идёт быстрым шагом, потом разворачивается на 180 градусов и идёт в другую сторону, я разворачиваю его обратно, и всё повторяется ещё двадцать раз!
 В конце концов у меня закружилась голова, а рука болела так, как будто сейчас отвалится. Тут на помощь наконец пришла тренер.
— Ты неправильно на него давишь, — начала она и за десять секунд объяснила мне, что я делаю не так. Всё моё представление о давлении оказалось в корне неправильным. Возможно, его исказила моя безграничная доброта: я ужасно боюсь повышать давление на лошадь до критического уровня, не потому, что конь может взбеситься и мне отомстить, просто не хочу делать ему неприятно. (Именно на этой и следующей тренировке я полностью убедилась, что имею наклонности к пацифизму, а ведь это ужасно мешает)
 Итак, я представляла правильное давление таким. Лошадь идёт, я начинаю давить — крутить верёвкой, если конь не слушается, давление повышается до более высокого уровня и остаётся на нём, пока у меня не отвалится рука. Попросту говоря, для меня существовало три уровня давления: нулевой, слабый и немного более сильный.
— Ты смотришь на поведение лошади и учишься быть её лидером. Но надо помнить, что в то же время лошадь смотрит на твоё поведение и учится быть лидером для тебя...Когда Омар поворачивается, ты на миг перестаёшь на него давить, поэтому он всё время меняет направление. — Тренер взяла у меня верёвку. — Уровень давления нужно повышать быстрее, чем это делаешь ты, и если лошадь не слушается, просто дави сильнее, пока она не выполнит свою задачу.
 Тренера зовут Клавдия. Вообще-то она не мой тренер, а подруга моего тренера, а настоящего тренера зовут Элена. Элену я знаю дольше, и хотя в общей сложности я ездила у неё только три месяца, мы успели сдружиться несмотря на то, что я почти не знаю словацкого, а она русского. Клавдия же — наше с Эленой спасение, она хорошо знает английский. Это небольшая справка.
 Клавдия попыталась разогнать Омара. Он с выражением лица "Ску-у-учно!" проделал тот же маневр, что и со мной. Мне опять напомнили, что надо повысить давление, тренер подошла ближе к лошади, громко топая. Что вы думаете? Он не испугался, совершенно! Я заметила одну странную вещь: когда тренер хочет продемонстрировать своё мастерство, лошадь как назло начинает его игнорировать, целиком и полностью. Есть подозрение, что лошади — более мыслящие существа, чем мы думаем, и у них на Земле основана своя колония, главное правило которой гласит: чем больше конь прикалывается над человеком, тем он высокоинтеллектуальнее. Я горячий противник Интернет-жаргона, но могу сказать, что все кони нашей конюшни явно троллят людей.
 Однако тренеру поведение Омара не понравилось, и она попросту швырнула в него верёвку. Тот скакнул галопом, потом перешёл на резвую рысь и не останавливался, пока ему не дали соответствующую команду.
 Тут надо бы задуматься о natural horsemanship этих мест...с одной стороны, это не означает попросту "лошадку без трензеля". Это наука, это культура, это своя собственная жизнь. Всё дело в том, что я всегда была уверена, что одно из правил этой жизни — не бить лошадь, а на тренировке увидела нечто обратное. Не сильно-то Омар и получил, конечно, но его ведь всё равно наказали. С другой стороны, если бы не Клавдия не бросила верёвку, конь так весь день и ходил бы в стиле черепахи.
 Так вот бить или не бить лошадь? Может, когда-то я пойму все премудрости...

 Ещё немного побегав с Омаром, мы закончили часть работы на земле. Тренера говорят, что 81% работы с безжелезной лошадью — это именно на земле, с чембуром в руке, и только 19% ты проводишь верхом.
 Меня посадили на лошадь. Я тут недавно разобралась в своих ощущениях и уяснила, что без седла мне ездить действительно приятнее, чем с ним. Правда, рысь без седла примерно такая же приятная, как галоп с седлом, но в остальном мне на "голой" лошади намного комфортнее. (Хотя это нелогично! Без седла на рыси сложнее, да и в случае чего схватиться не за что, спрашивается: в чём тут комфорт? + во время жары лошадь дёргает мышцами, отгоняя мух, что придаёт ей сходства с массажным диваном)
 Поездила я не очень долго, зато пробежались рысью. Итак, ноги вниз, вперёд не наклоняться, руки не прыгают туда-сюда, как и пятая точка — не получается, серьёзно. Иногда удаётся поймать ритм, но очень редко.

 После ту же программу я прошла с Сагой, потом с Пегасом.
 Сага — это лошадь, которая мне очень нравилась в прошлом году, но потом я поездила на Пеги и поняла, что теперь с него не слезу. Сейчас не понимаю, почему так любила Сагу: она вредная, непослушная, высокомерная и совершенно безразлично относится к людям. Кроме того, порой она кусает всех лошадей, которых видит, и понять её совершенно невозможно. Может, именно поэтому я к ней и тянулась?
 Во всяком случае, под моим руководством она шла нормально, легко перешла на рысь, потом снова на шаг...и отказалась останавливаться. Говорю же, она безразлично относится к людям! Но с проблемой остановки я уже умею справляться, это мне ещё на первом занятии показывали: если лошадь не хочет стоять, пусть бегает. После четырёх дополнительных кругов рысью Сага поняла, что её и дальше будут гонять, по команде остановилась и даже пришла ко мне в центр. И это хорошо, Клавдия вот рассказывала, что на первом её занятии с Мувинг Стар (попросту Муви, одноглазая кобыла Клавдии) та тоже не хотела остановиться и галопировала два часа подряд до полного изнеможения, пока попросту не свалилась.

 Наконец, Пегас...самая лучшая лошадь, как мне кажется.
 Он изобретательный. Он самостоятельно понял, как сбегать из денника. По этой причине я однажды обнаружила его где-то за конюшней, он там общался с одной из наших многочисленных собак, но чаще конь далеко не забирается и после слов "Ага, попался!" отправляется домой.
 Ещё Пегас придумал миллион способов отпугивать Сагу, если та становится слишком вредной, и доставать людей, если ему просто нечего делать. И вообще он любит сдвигать — сбрасывать, переворачивать, уносить — со своего места всё, что видит. Его примеру иногда следуют остальные лошади, и получается такой беспорядок, как будто по территории КСК прогулялся смерч.
 На этого коня действует железное правило: человек с верёвкой — свой в доску. Потому что верёвкой можно крутить, а он этого ужасно боится. Тем не менее, иногда он попадает в обстоятельства, когда даже верёвка, кулёк на палочке, морковь и Силы Небесные не могут сдвинуть его с места (как в случае с ДВУМЯ ВОЗДУШНЫМИ ШАРИКАМИ, о котором я когда-нибудь расскажу).
 В общем, после двухчасовой тренировки с Омаром и Сагой Пегас стал для меня настоящей наградой. Послушно прибежал, когда я позвала его в манеж, ходил, бегал, останавливался по команде. И даже следовал за мной по доброй воле, без всяких верёвок. Ах да! Самое лучшее за этот великолепный вечер: обычно мы с ним только ходили, а в этот раз, когда я побежала, он тоже перешёл на рысь и бегал за мной по кругу. Никаких верёвок, он сам побежал! *знаете, я могу повторить это миллион раз, потому что очень горжусь этим случаем. так что буду заканчивать*
 Уже становилось прохладно, и на Пегасе я была верхом минут пятнадцать, не больше. Но это были хорошие минуты. Лошадь слушалась, ритм на рыси я поймала. Достойное завершение тренировки.

                                                                                             
* * *
Лошади гуляют по травке возле беседки, рядом с манежем.
 Разворачиваю пакет с яблоками. Очень рискованно, учитывая любовь коней к лакомствам.
 — Омар, вот чтоб ты так на тренировке бегал! — в ужасе восклицаю я, видя несущуюся в моём направлении толпу желающих поесть. Прячусь за беседку. Лошади немедленно меня находят и окружают, я едва успеваю раздавать им яблоки.
 — Вот теперь ты самый популярный человек на свете, — смеётся Клавдия. Еда кончилась. Кони отходят от меня в порядке возрастания привязанности: сначала Сапфира, личная лошадь Элены, потом Сага и Омар. Пегас какое-то время топчется рядом со мной, напрашиваясь на почёсывание ушей, затем провожает меня до велосипеда, на который я сажусь и уезжаю домой.
 Такой вот урок NH. Обожаю эту конюшню, лошадей, тренеров...а знали бы вы, сколько ещё существ тут обитает и сколько весёлых ситуаций происходит! Надеюсь, будет время всё это рассказать.