Уважаемое сообщество! Предлагаю Вашему вниманию вторую статью.
Приветствуются замечания и пожелания по существу,а также идеи, куда ее можно "двинуть".
.............................
МИР ЛЮБИТЕЛЕЙ ЛОШАДЕЙ:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СЕРПЕНТАРИЙ!
- Сколько нужно гитаристов, чтобы поменять перегоревшую лампочку?
- Сто. Один будет менять, а 99 стоять, смотреть и говорить,
что они меняют лампочки гораздо круче.
(Анекдот)
Зайдем издалека. Представим себе человека, новичка, юного или уже в возрасте, увлеченного лошадьми, но только стоящего на пороге большого, неизведанного и манящего Конного Мира. Он с робким восхищением заглядывает через порог и надеется найти там единомышленников, друзей и учителей, разумных оппонентов в споре, щедрых на совет и напутствие, опытных и авторитетных "гуру"… А еще много-много прекрасных, здоровых и счастливых лошадей, и также много людей, которые знают, что нужно лошади, чтобы быть такой. Людей, объединенных общей идеей, общей целью и общей задачей – и общей Любовью. Целый мир, вращающийся вокруг Лошади, вокруг ее интересов и потребностей, вокруг ее благополучия и развития.
Очень хочется оставить нашего новичка на этом пороге, чтобы не видеть первых его шагов в конный мир. Возможно, они окажутся вполне счастливыми и благополучными. Возможно, ему повезет, и он сразу попадет в руки Добросовестного Учителя, окажется в обществе Славных Товарищей, будет услышан Мудрым Советчиком. Но, к сожалению, не удивит и иной вариант событий.
Не удивит, если придя на персональные тренировки, новичок вместо обучения получит равнодушие и непрофессионализм. Ему придется еще постараться, чтобы кроме оседланной лошади, ему предоставили что-то еще. Оседланной лошади катастрофически недостаточно для того, чтобы чему-то научиться. Придется побороться и за возможность научиться азам ухода за лошадью. Ну а если новичку интересны еще какие-то вопросы работы с конем, то тут ему должно очень сильно повезти с Учителем, способным и готовым такими знаниями поделиться. Ну ладно, разве этого можно требовать на неспециализированной спортивной конюшне? Возможно, нужно податься туда, где растят настоящих конных профи, в конно-спортивную школу или конно-спортивный клуб?
Не торопитесь с выводами. Юный новичок, придя в конно-спортивную школу попадет не в лоно дружной семьи, объединенной мощным командным духом и общим делом, а в натуральную школу выживания, в которой ему придется пройти через круги зависти, подстав, клеветы, своеобразное "дедовщины" со стороны более старших "товарищей". И не факт, что юный конник с честью выдержит такой режим: отнюдь немало способных и отдатливых детей эти притеснения не выдерживают или просто не хотят терпеть и уходят. Не лучшим примером для молодежи являются и их наставники, опытные тренера, которые, также в круговороте своих распрей, часто не только не озабочены командным воспитанием своих учеников, а и не стремятся прививать им общую культуру отношения к лошади, передавать теоретические наработки и знания, - без чего невозможно вырастить грамотного профессионала.
В чем причина того, что, едва ступив на порог конного мира, юный конник сразу по колено погружается во всю его "прелесть"? Так ли необходимо таким образом "закаливать силу воли и моральный дух" юных спортсменов? И даст ли это вообще искомый результат? Ведь начавшись с трений в самом начале, наш спорт продолжает изобиловать нелицеприятными явлениями на всех уровнях. Со слов спортсменки: "Не совсем приятно, когда на соревнованиях, соревнования происходят не только на арене, но и в конюшне, и в раздевалках. Мои знакомые спортсмены, поработав-потренировавшись в той же Германии, отмечали общее дружелюбие между спортсменами в конюшне (особенно это касается молодежи. "Старые" спортсмены уже через многое прошли, вместе не раз чокались пластиковыми стаканчиками и т.п.). У нас же непонятное соперничество с подрезанием хвостов, забрасыванием опилками чистых лошадей, мелким воровством и т.п. С этим сталкивалась и я."
Где еще начинающий конник может почувствовать себя новичком? Ничего не знающим, не умеющим и невежественным ничтожеством, общаться с которым можно только свысока, как с неразумным дитям, априори не предполагая в нем ни грамма здравомыслия. Ну конечно в Интернет-сообществах! Добро пожаловать, неофит! Ты найдешь здесь много полезной и нужной информации, единомышленников и возможно даже друзей. Но сколько же ради этого тебе придется натерпеться…
Далее наш новичок увидит, сколь многообразны возможности общения с лошадью и развития себя в конном деле. Кто-то занимается конным спортом, кто-то классической выездкой, кто-то ездой в стиле вестерн… Кто-то просто так ездит верхом ради собственного удовольствия. Кто-то работает с железом, кто-то без. Кто-то использует в работе жесткие методики, кто-то мягкие. Кто-то обучает лошадь премудростям с седла, кто-то с земли. Кто-то вообще не ездит верхом и считает это для лошади унизительным и неполезным, а в лошади видит просто прекрасного компаньона. Кто-то идет еще дальше, - он не только отвергает верховую езду, а и вообще старается свести к минимуму навязывание лошади человеческого общества, и создает для лошади условия, максимально приближенные к диким, позволяя максимально раскрыться ее естественным способностям и ресурсам.
И если подумать – ведь это прекрасно, такое многообразие, дающее возможность выбора чего-то подходящего именно тебе, исходя из твоих возможностей и пожеланий.
Но приглядевшись, новичок убедится, что тут своя беда. Каждое из направлений, каждый принцип работы или общения с лошадью становится почти религией, которая имеет своих ярых сторонников, очень даже враждебно относящихся ко всему, что иначе. Спортсмен полагает, что не-спортсмен просто не может быть уверен, что хорошо ездит верхом, пока это не подтвердят результаты спортивного судейства. Приверженец работы без железа не в силах себе вообразить, что работа на железе может быть крайне бережной и деликатной. Сторонник классической выездки обливает презрением спортсмена за его стремление достичь быстрого и высокого результата и применяемые для этой цели методы и средства. Противник верховой езды холодно относиться к любому, севшему в седло, полагая, что последний причиняет лошади непоправимый вред. И так далее.
Нет спору, что у приверженцев каждого из подходов, каждого из течений есть свои сильные стороны и неоспоримые аргументы. Каждый из них по-своему прав. У каждого из них есть своя цель, свое видение, скажем так, смысла сосуществования лошади и человека. Но огромная проблема состоит в том, что среди конников на всех уровнях крайне редко случается конструктивный диалог, в ходе которого каждый стремится услышать другого, высказаться по существу, спокойно отнестись к существованию альтернативного мнения и всегда помнить о пользе дела. Куда более распространено общение в стиле "Сам дурак".
Всяк кулик свое болото хвалит. Это, в общем-то, понятно и даже похвально. Но патриотизм по отношению к своему болоту может иметь самые разные проявления: как старательное совершенствование своего болота, так и смешивание с грязью болота соседнего кулика.
И вот случается, что вознесение своего мнения и очернение других оказывается очень далеко от вопроса благополучия лошади. Конники очень легко раскучковываются в лагеря "своих" и "врагов" (почти "еретиков", "неверных", "супостатов", "лжецов и палачей") и занимаются взаимными распрями куда больше, чем лошадьми. Для кого-то это способ перетягивания на себя "финансового одеяла". Для иных – отличный повод прославиться. Еще для кого-то – возможность смешать с грязью конкурента. Кто-то еще оттачивает в словесной борьбе свое остроумие и умение возвыситься на чужом фоне… А многие, - как правило на уровне самый мелких, незначительных распрей, скажем, в Интернет-сообществах, - просто находят повод поругаться.
Размах этого явления, этой враждебности, к сожалению, сокрушителен. Каждый выискивает у другого самые грязные моменты, фокусирует на них внимание возможной аудитории, и с чувством собственного величия изрекает: "Вот они все действуют так и только так! А вот мы так никогда! А вот мы совершенно по-другому! А мы гораздо круче!" А ведь грязные моменты, где-то очень жесткие, где-то непрофессиональные есть в любом направлении. Также как в пределах каждого из направлений есть свои крайности, есть свои перегибы. Не стоит забывать, что лошадь – животное сильное и крупное, и может быть весьма агрессивным. И характеры у них бывают очень разные, и методы работы с ними могут и должны быть адекватными. И случается, что обнаруживается, скажем, у гуру мягкого подхода эпизод жесткой работы с конкретной лошадью, и тут же шквал эмоций. Сторонники ужасаются: "О Боже, нам лгали! Где же искать истину?!", противники злорадствуют: "Ага, вы видите, что вам лгали! А мы так и знали!"
К сожалению, сторонники одного направления не так уж часто способны присмотреться и прислушаться к сторонникам другого. Они, как Монтекки и Капулетти, враги только потому, что из враждующих семей. А ведь как часто бывает, что говорят они об одном и том же. А еще чаще бывает, что услышь они друг друга, да возьми друг у друга то лучше, что есть в каждом из направлений, - и сошло бы на нет множество пустых конфликтов, и стало бы заметно лучше многим вполне реальным лошадям.
В борьбе "лагерей" часто не виден конкретный человек. Никто не стремится вглядеться в процесс и результат работы отдельного конника, скрытого за каким-то ярлыком. И очень зря. Потому что стоит приглядеться, и становится заметно, что у тех, чье сердце отдано Лошади (а не бизнесу, амбициям, карьере, славе рядом с ней), методики часто очень близкие и очень здравые. В то же время зачастую клеймят позором "идеологического врага", а рядом тут же превозносят очевидную посредственность и халтуру, только потому что оно "свое".
Если вы полагаете, что конники разбиваются на "лагеря" только споря о направлениях и методиках работы с лошадью, спешу вас разочаровать. Ничуть не отстают в этом плане и заводчики. Иногда можно наблюдать целые скандалы, раздутые чтобы уличить коллегу в недобросовестности и в очередной раз подчеркнуть, что у нас вот кони самые-самые, а у соседа – фу, фигня.
Не менее сломано копий в кровопролитных боях поклонников и критиков нашей основной спортивной породы – украинской верховой. Спорят до хрипоты, выясняя, хороша порода или нет, и кто виноват в том, что она недостаточно хороша.
Может показаться, что обсуждаемая проблема – это вопрос сугубой человеческой сварливости и нетерпимости, которая присуща в общем-то многим сферам, что это вопрос культуры и от практики он далек. Если бы это было так, было бы полбеды. Но следствием постоянной вражды по любому поводу является неумение, неспособность услышать и договориться. А в отечественных условиях это просто больной вопрос.
Колоссальной проблемой "конных междоусобиц", особенно в нашем отечестве, является то, что постоянная недоброжелательность, скандалы, конкуренция, переходы на личности мешают конникам объединяться в сообщества с целью достижения общих интересов. Вот у нас часто говорят о необходимости создания такой организации для заводчиков, чтобы отделить коннозаводство от государственной политики, которая на данном этапе только мешает. Организация нужна, как воздух! Но нету доброй воли, а есть свары и споры. Куда там общая политика!
В не меньшей мере необходима координация конников для того, чтобы иметь возможность идти в ногу с современными реалиями: разрабатывать стандарты для разных видов конного бизнеса, создавать информационные базы, накапливая справочную информацию, сотрудничать с иностранными специалистами для заимствования положительного опыта, создавать разнообразные фонды и многое другое. Мы опять-таки привыкли во всем полагаться на государство, а ему до конного мира нет дела. Что, возможно, даже к лучшему. Однако же большая свобода приводит к большим злоупотреблениям. И навести порядок пристало бы самим, тем, кого это касается.
Так что, товарищи кулики, не стоит забывать, что все мы в одном болоте под названием Наш Конный Мир. И пока оно, к сожалению, все больше булькает и дурно пахнет.
Какие из сказанного могут последовать выводы? А выводы, мне кажется, настолько же очевидны, насколько и тяжело реализуемы. Хотелось бы, как знаменитый мультяшный персонаж призвать: "Давайте жить дружно!" А если точнее, давайте уважать мнения, подходы и возможности друг друга, хотя бы так, как нас учат уважать чужое вероисповедание или чужую национальность. Давайте попытаемся быть более справедливыми и доброжелательными. Давайте учиться друг у друга лучшему, а не тыкать друг друга носом в ошибки и недостатки. Давайте без лишней заносчивости делиться своими знаниями и умениями. Давайте сделаем из болота цветущий оазис.
@ hellga, Elite F, MyNika