Основной вопрос №1.
Пегас (греч. Πήγασος) в древнегреческой мифологии — крылатый конь, любимец Муз. Потомок Посейдона и Медузы Горгоны. По одной из версий, родился из туловища Медузы вместе со своим братом воином Хрисаором, после того как Персей отрубил ей голову. По другой версии, его породила попавшая на землю кровь Медузы. Как свидетельствует Гесиод: "Имя Пегас – оттого, что рожден у ключей океанских" Гесиод. Теогония. 410.
Пегас - крылатый конь. Он летает над самыми высокими горами со скоростью, превышающей скорость ветра. С виду Пегас выглядит, как обычный белоснежный конь, отличие его только лишь в том, что он имеет большие красивые белые крылья и немного превосходит обычных коней в размерах. По строению тела Пегас очень похож на единорога, даже изображается он иногда с рогом на голове. Также пегас, так же, как и единорог, очень вольнолюбив, и поймать его можно, также, только Золотой Уздечкой.
Герой Беллерофонт укротил неистовое существо с помощью золотой узды, которую ему подарила богиня Афина, и, скача на нем, победил страшную Химеру:
«Иобат поручил Беллерофонту убить грозное чудовище Химеру. Ее породили ужасный Тифон и исполинская Ехидна. Спереди львом была Химера, в середине - горной дикой козой, а сзади - драконом. Огонь извергала она из трех пастей. Никому не было спасенья от грозной Химеры. Одно приближение ее несло с собой смерть.
Беллерофонта не остановила опасность этого подвига - смело взялся могучий герой за выполнение его. Он знал, что только тот может победить Химеру, кто владеет крылатым конем Пегасом, вылетевшим из тела убитой Персеем горгоны Медузы, знал он и где найти этого дивного коня. Пегас часто спускался на вершину Акрокоринфа, и пил там воду из источника Пирены. Туда и отправился Беллерофонт. Он пришел к источнику как раз в то время, когда спустившийся из-за облаков Пегас утолял свою жажду холодной, прозрачной, как кристалл, водой источника Пирены. Беллерофонт хотел сейчас же поймать Пегаса. Дни и ночи преследовал он его, но все напрасно, не помогали никакие хитрости. Пегас не давался в руки Беллерофонту. Лишь только юный герой приближался к крылатому коню, как, взмахнув своими могучими крылами, с быстротой ветра уносился конь за облака и парил в них, подобна орлу. Наконец, по совету прорицателя Полиида, Беллерофонт лег спать у источника Пирены, около жертвенника Афины-Паллады, на том месте, где видел он впервые Пегаса. Беллерофонт хотел получить во сне откровение богов. Действительно, во сне явилась ему любимая дочь громовержца Зевса, Афина, научила, как поймать Пегаса, дала золотую уздечку и велела принести жертву богу моря Посейдону. Проснулся Беллерофонт. С изумлением увидел он, что золотая уздечка лежит рядом с ним. В горячей молитве возблагодарил Беллерофонт великую богиню. Он знал теперь, что завладеет Пегасом. Вскоре к источнику Пирены прилетел на своих белоснежных крылах дивный конь. Смело вскочил на него Беллерофонт и накинул на голову золотую уздечку. Долго быстрее ветра носил Пегас по воздуху героя, наконец, смирился и с тех пор верно служил Беллерофонту. Быстро помчался герой на Пегасе к горам Ликии, туда, где жила чудовищная Химера. Химера почуяла приближение врага и выползла из темной пещеры, могучая, грозная. Палящий огонь вылетал из трех ее пастей, клубы дыма заволокли все кругом. Высоко взлетел Пегас с Беллерофонтом, и с вышины Беллерофонт одну за другой посылал свои стрелы в Химеру. В ярости билась она о скалы и опрокидывала их; неистовая, носилась она по горам. Все гибло кругом от ее пламени. Всюду следовал за ней Беллерофонт на своем крылатом коне. Химера нигде не могла укрыться от мелких стрел героя, смертоносные стрелы всюду настигали ее. Убил грозное чудовище Беллерофонт и с великой славой вернулся к царю Иобату.»
Пегас помогал герою в других подвигах до тех пор, пока тот не вознамерился достигнуть на крылатом коне неба (по другим версиям — взлететь на Олимп). Разгневанный святотатством Беллерофонта Зевс послал овода, ужалившего Пегаса под хвост. Конь обезумел от боли и сбросил Беллерофонта вниз.
Что же касается
смерти самого Пегаса - первоисточники утверждают, что он не умер, а вознёсся на Олимп к бессмерным богам и ещё долго служил Зевсу, находя и принося на своих волшебных крыльях молнии и гром.
Символизм ПегасаПегас символизирует:
1)
Торжество жизни над смертью: "Родившийся от смертоносного чудовища на краю света и вознесшийся на сверкающие вершины Олимпа, Пегас является символом связи всего живого."
2)
Покровительство творчеству и поэзии: "От удара копытом Пегаса на горе Геликон, возник источник Гипокрены (источник муз), вода которого, по позднеантичным представлениям, вдохновляла поэтов. Отсюда выражение "оседлать Пегаса" - получить поэтическое вдохновение - стать поэтом."
3)
Фортуну и её непостоянство - Это мой личный вывод. Пегас принёс герою Беллерофонту победу над страшной Химерой и низверг на землю по воле всемогущего Зевса - так коварна бывает судьба.
http://www.horsecity.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=830http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%81http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/theogonie-f.htmhttp://www.hellados.ru/texts/bell.php=====================================================
Основной вопрос №2.
Кентавры (греч. Κένταυροι) в греческой мифологии — раса существ с головой и туловищем человека на теле лошади.
Споры о происхождении слова "кентавр" никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского "центурия" — "сотня" или греческих "центрон" — "козел", "кентео" — "охотиться, преследовать" и "таврос" — "бык".
Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным. Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе.
Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши — почти всегда лошадиные, а лицо — грубое и бородатое. Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно. Образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Этрурии — с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук — чаще бревно или булыжник. Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапите: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.
В древнегреческой культуре образ и символика кентавра подверглись значительным изменениям. Кентавр Хирон (и, в меньшей степени, кентавр Фол) считался мудрым покровителем человечества. Он обычно изображался с ветвями лавра в обеих руках. В "Илиаде" Хирон — лекарь, друг и учитель героев, создатель хитроумных приспособлений для ведения войны и, наконец, "самый праведный из кентавров". Именно он был наставником Ахиллеса, обучая его искусствам музыки, ратному делу и даже медицине и хирургии. История другого кентавра — Несса — дошла до нас благодаря трагедии Софокла. Геракл везет к себе в дом свою невесту Деяниру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. Деянира садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Несс хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Несс советует Деянире собрать его кровь и использовать ее в качестве приворотного зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Диянира обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл надевает тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь. В "Одиссее" описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Перифоя, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их.
Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого
в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр — практически человек, однако его поведение
разительным образом меняется под воздействием вина В "Истории Трои" Лефевра кентавр по непонятной причине становится союзником троянцев. Кентавр "с гривой, как у лошади, глазами красными, как угли, метко стрелял из своего лука; зверь этот вселял ужас в греков и многих из них поразил своими стрелами". Видимо, именно эта история была известна Шекспиру. В "Троиле и Крессиде" герой Троянской войны Менелай говорит: "Ужасный кентавр вселил страх в наших воинов".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80http://bestiary.us/centaur.phpВывод: Кентавры, как и боги, титаны и прочие персонажи древнегреческой мифологии могли быть
как положительными, так и отрицательными в большинстве своём положительными, как сказано выше. В то же время из-за сильной подверженности влиянию Бахуса, могли перевоплощаться и становится безумными и несдержанными. Что же касается скульптуры ВИ, то кентавр держит в руках (как на весах) два предмета - рог изобилия (в греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец) и виноградную гроздь - очевидно символ бога виноделия Бахуса. Поскольку голова (разум) кентавра обращена к грозди винограда - вероятнее всего подчёркивается его склонность к греховному пристрастию, отсюда следует, что персонаж в скульптуре отрицательный. ИМХО, конечно, да простит меня Автор ежели ход моих мыслей неверен.