Форум Украинского Конного Портала

Профессиональный раздел => Сообщество => Конный спорт (статьи) => Тема начата: ValeriaRusanovich от Март 09, 2017, 18:01:27

Название: Работа с молодыми лошадьми. Часть 1
Отправлено: ValeriaRusanovich от Март 09, 2017, 18:01:27
Вместо вступления.
Лично для меня сложно назвать конный спорт чем либо иным, как не искусством, что призвано создавать прекрасное, эдакое маленькое волшебство. Неважно, чем вы занимаетесь: конкуром, выездкой, пробегами и т.д., каждый из нас на своем спортивном пути сталкивается с самой важной задачей: воспитать (выездить) лошадь и максимально раскрыть ее способности, при этом минимизировав негативные последствия занятия спортом.

Работая с молодой лошадью, все же следует помнить не только общепринятые правила и нормы, но и в первую очередь иметь четкое представление, как и куда мы хотим прийти в нашем сотрудничестве. Очень часто в начале пути мы пытаемся «вписать» лошадь в принятые рамки: активный зад, высокий перед, сильный толчок… Перечислять можно до бесконечности.  А ведь человек как воспитатель, наставник, должен раскрывать в первую очередь индивидуальные черты своего партнера. Ведь сколько ТОПовых лошадей не вписываются в шаблоны, верно? Стремясь достичь идеала самое главное помнить: этот идеал должен быть не иллюзорным, а соответствовать в первую очередь анатомическим, физиологическим, психическим и другим особенностям животного. Не бывает двух одинаковых лошадей, не бывает двух абсолютно одинаковых методик. Мы лишь можем опираться на некую базу, каркас.
(http://s018.radikal.ru/i519/1703/eb/01e0d5e7c8ef.jpg)
Когда человек приобретает щенка (котенка, хомячка), он осознает, что щенок маленький и будет грызть вещи, баловаться, убегать и изрядно попортит нервы (а это еще мягко сказано) своим новым хозяевам. Он воспринимает это как данность. То, что следует пережить. Мы прощаем, терпим, ждем.
Но почему-то сложнее всего это получается с лошадьми. Тут, пожалуй, есть некая шутка природы: высокие, статные, сильные кони абсолютно не кажутся с первого взгляда пугливыми, в чем-то беззащитными и слабыми. Поэтому мы ждем большего, мы требуем большего, мы наказываем за меньшее. Вместо приятных тренировок в манеже царят борьба и непонимание.

В этом и состоит одна из главных ошибок большинства всадников, с которыми приходилось сталкиваться. Спешка, нетерпеливость, излишняя требовательность. И чем талантливее лошадь, чем покладистей, тем быстрее она может пасть жертвой человеческих амбиций.
Требовать большего, в принципе, весьма верный шаг. Но насколько велика разница между этим «требовать большего» и «требовать много» и подмена этих понятий может привести к краху. Более того  лошадь, как и любое живое существо, не может быть машиной и бесконечно делать шаги только вперед.

Тут я бы остановилась на второй очень важной проблеме: панике, когда лошадь делает «шаг назад», а ведь это вполне естественный процесс. Банальная ситуация: еще вчера лошадь спокойно гнулась и уходила вниз, а сегодня она выбивает повод, задирается вверх и вываливает плечо. Чаще всего всадник реагирует по схеме: наказать (ибо лошадь уже это выучила! Как она могла забыть) и настоять (скрутим просто посильнее и сделаем раз пятьдесят, не беда). Тут возникает два весьма неприятных момента. Первый -  это то, что мы решили не причину данного поведения (а она есть, ведь причинно-следственную связь никто не отменял), а последствие. И второй, что плавно вытекает из первого: мы не научили лошадь, а просто в процессе борьбы вынудили подчиниться. Таким образом, дабы лошадь согнулась завтра, придется снова быть слишком жестким, слишком требовательным, слишком навязчивым. И появляются эти жуткие (не побоюсь этого слова) кони, что бегут без шпрунта аки жирафы по пустыне с откляченным задом. А сверху восседают их весьма накаченные ездоки. И в такой езде нет ни красоты, ни смысла, ни удовольствия, ни счастья в глазах всадника и коня.
(http://s11.radikal.ru/i183/1703/ff/9c3e3620a515.jpg)
А ведь процесс должен происходить с давно всем известной (но отчего-то часто игнорируемой аксиомой): «step by step». Каждый день маленькими шагами продвигаться по намеченному плану, иногда уступая, исправляя, поправляя. Как художник пишет картину – начиная с наброска, а затем добавляя мазки и штрихи, создавая на полотне целый мир