Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - ValeriaRusanovich

Страницы: [1]
1
Лошади разные. Это аксиома. И строя план работы следует отталкиваться от индивидуальных особенностей животного: кто-то обладает более подвижной психикой, кто-то более ленив, кто-то напротив нервозный и слишком быстро утомляется. Отталкиваясь от темперамента можно сразу определить, как будет проходить рабочий процесс.

Нет смысла работать эмоциональную лошадь длинными репризами, повторяя раз за разом упражнение без отдыха: она будет нервничать, возбуждаться все больше и больше, пока, в конце концов, не «потухнет» совсем, перестав усваивать информацию в принципе. Лошадь в состоянии переутомления более покладистая, однако, толк с такой работы небольшой. Куда более рациональней было бы работать лошадь короткими репризами: нагрузка до хорошего момента (например: пару темпов хорошей прибавленной рыси), затем переход и короткий отдых. Перерыв в данном случае нужен скорее для того, чтобы лошадь отдохнула психически, нежели физически. Однако если всадник выбирает работу с частыми переходами, то не следует делать слишком короткие репризы (например: пару темпов шага, подъем в рысь и тут же шаг); они напротив будут действовать возбуждающе. Переходы для таких лошадей следует делать более плавные и длинные. Предлагать лошади работать вниз на всех аллюрах, включать боковые упражнения, дабы расслабить и отвлечь.

С ленивыми лошадьми дело обстоит иначе. Они дольше «включаются», быстро «перегорают», мало проявляют инициативу. В таком случае полезней нагрузить лошадь «умственной работой»: предложить ей работу на кавалетти, например, или частые короткие переходы в неожиданных местах, репризами (!) предлагать прибавленные аллюры. Ибо если ленивую лошадь перегрузить, то энтузиазма, поверьте, у нее не прибавится.

Важным моментом я считаю моральный отдых для лошади, независимо от ее темперамента, породы или специализации. Любая лошадь (а особенно молодая) хочет играть, баловаться, отдохнуть от работы. Закрывать молодого коня в четырех стенах как минимум негуманно, а как максимум вы получите незаинтересованное в работе животное. Такие лошади быстрее устают, чаще выражают неподчинение, нервозность, стремятся к играм (которые бывают весьма опасными) под седлом. Один из важных принципов построения плана работы ее вариативность. Например: сегодня вы работаете над прыжками, завтра у вас прогулка в лесу, послезавтра работа над подчинением, затем опять прыжки. До или после работы лошадь может гулять в леваде, шагать в руках и т.д. Эти перемены места, направленности и типа работы позволят для вашей лошади оставаться заинтересованной и активной. Ведь как ни странно большинство нервных лошадей имеющих «проблемы с головой» это просто уставшие кони.

Банальный пример. Человек работает 5 дней в неделю в офисе, стресс, недосыпание, одна и та же среда: все приводит или к излишнему раздражению или, напротив, к апатичности (в зависимости от темперамента). Так и лошадь: порой дабы решить проблему нужно не нагрузить… а дать отдых.

Еще один важный момент в работе: поощрение и наказание. С поощрением более-менее все понятно. Единственный нюанс состоит в том, что лошадь нужно хвалить и поддерживать не только за что-то «выдающееся», но и каждый раз, когда она понимает команду правильно.
С наказанием дело обстоит сложнее. В большинстве случаев оно неуместно. Весьма глупо наказывать лошадь, если у нее что-либо не получилось: не доработала задом во время прыжка, мало выразила «плечо», отстал зад на принимании. Ведь такое наказание ни к чему не приведет: лошадь мало того, что скорее всего не поймет за что, так еще и абсолютно точно не узнает, что следовало сделать иначе. В этом случае логичнее повторить упражнение, заранее обдумав, что помешало идеально выполнить его прошлый раз.

А вот если, например, лошадь тащит на препятствие не слыша руки, напрочь игнорирует ногу на подъеме – здесь уже немедленно следует сделать замечание. Реакция лошади на любое воздействие всадника должна быть незамедлительной; она необязательно должна быть правильной (не все сразу), но она должна быть. Четкое и мгновенное «нет» также должно «звучать» и когда лошадь переступает грань дозволенного: заигрывается и стает опасной. А это недопустимо.

К тому же в наказании не должно быть «полутонов» в стиле: сегодня мы наказываем лошадь за игнорирование шенкеля, а завтра так и быть будем пыхтеть и пихать ее что есть сил. Это так же абсурдно как давать ребенку конфету, а спустя миг бить его по рукам. Будьте последовательны и логичны в своих действиях. Еще невольно хочется уточнить, что наказание в первую очередь это ваше четкое и твердое «стоп», лишенное какой либо эмоциональной окраски. Никакой агрессии, никаких нервов и срывов на вашем партнере. Весьма прискорбно и больно наблюдать, когда запуганное животное избивают хлыстом и «хватают за рот». Это – не наказание, а банальная жестокость.

Продолжение следует

2
Вместо вступления.
Лично для меня сложно назвать конный спорт чем либо иным, как не искусством, что призвано создавать прекрасное, эдакое маленькое волшебство. Неважно, чем вы занимаетесь: конкуром, выездкой, пробегами и т.д., каждый из нас на своем спортивном пути сталкивается с самой важной задачей: воспитать (выездить) лошадь и максимально раскрыть ее способности, при этом минимизировав негативные последствия занятия спортом.

Работая с молодой лошадью, все же следует помнить не только общепринятые правила и нормы, но и в первую очередь иметь четкое представление, как и куда мы хотим прийти в нашем сотрудничестве. Очень часто в начале пути мы пытаемся «вписать» лошадь в принятые рамки: активный зад, высокий перед, сильный толчок… Перечислять можно до бесконечности.  А ведь человек как воспитатель, наставник, должен раскрывать в первую очередь индивидуальные черты своего партнера. Ведь сколько ТОПовых лошадей не вписываются в шаблоны, верно? Стремясь достичь идеала самое главное помнить: этот идеал должен быть не иллюзорным, а соответствовать в первую очередь анатомическим, физиологическим, психическим и другим особенностям животного. Не бывает двух одинаковых лошадей, не бывает двух абсолютно одинаковых методик. Мы лишь можем опираться на некую базу, каркас.

Когда человек приобретает щенка (котенка, хомячка), он осознает, что щенок маленький и будет грызть вещи, баловаться, убегать и изрядно попортит нервы (а это еще мягко сказано) своим новым хозяевам. Он воспринимает это как данность. То, что следует пережить. Мы прощаем, терпим, ждем.
Но почему-то сложнее всего это получается с лошадьми. Тут, пожалуй, есть некая шутка природы: высокие, статные, сильные кони абсолютно не кажутся с первого взгляда пугливыми, в чем-то беззащитными и слабыми. Поэтому мы ждем большего, мы требуем большего, мы наказываем за меньшее. Вместо приятных тренировок в манеже царят борьба и непонимание.

В этом и состоит одна из главных ошибок большинства всадников, с которыми приходилось сталкиваться. Спешка, нетерпеливость, излишняя требовательность. И чем талантливее лошадь, чем покладистей, тем быстрее она может пасть жертвой человеческих амбиций.
Требовать большего, в принципе, весьма верный шаг. Но насколько велика разница между этим «требовать большего» и «требовать много» и подмена этих понятий может привести к краху. Более того  лошадь, как и любое живое существо, не может быть машиной и бесконечно делать шаги только вперед.

Тут я бы остановилась на второй очень важной проблеме: панике, когда лошадь делает «шаг назад», а ведь это вполне естественный процесс. Банальная ситуация: еще вчера лошадь спокойно гнулась и уходила вниз, а сегодня она выбивает повод, задирается вверх и вываливает плечо. Чаще всего всадник реагирует по схеме: наказать (ибо лошадь уже это выучила! Как она могла забыть) и настоять (скрутим просто посильнее и сделаем раз пятьдесят, не беда). Тут возникает два весьма неприятных момента. Первый -  это то, что мы решили не причину данного поведения (а она есть, ведь причинно-следственную связь никто не отменял), а последствие. И второй, что плавно вытекает из первого: мы не научили лошадь, а просто в процессе борьбы вынудили подчиниться. Таким образом, дабы лошадь согнулась завтра, придется снова быть слишком жестким, слишком требовательным, слишком навязчивым. И появляются эти жуткие (не побоюсь этого слова) кони, что бегут без шпрунта аки жирафы по пустыне с откляченным задом. А сверху восседают их весьма накаченные ездоки. И в такой езде нет ни красоты, ни смысла, ни удовольствия, ни счастья в глазах всадника и коня.

А ведь процесс должен происходить с давно всем известной (но отчего-то часто игнорируемой аксиомой): «step by step». Каждый день маленькими шагами продвигаться по намеченному плану, иногда уступая, исправляя, поправляя. Как художник пишет картину – начиная с наброска, а затем добавляя мазки и штрихи, создавая на полотне целый мир

Страницы: [1]