Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - bettel

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 107
13
Пожалуйста,  я попробую копировать сюда отчеты и отвечать на вопросы, пока нет завала на работе :). А там посмотрим :)

14
Ой, да пожалуйста, это было несложно :)

15
Ну и раз я уже начала копировать, то копирую и две свои тренировки после приезда.

Кабир себя чувствует отлично. Безмятежно скушал за день и ночь почти полный тюк сена. А когда я приехала, лазил по пастбищу и запихивался травой. Но увидев меня, сразу притопал смотреть, что и как. Лучше бы он еще погулял, потому что убирать его внутренний дворик вместе с Кабиром было невесело, а с учетом того, что у нас куда-то делись ворота между пастбищем и паддоком пока нас не было, то совсем невесело, потому что лошадь хрен выставишь, а оно же во всем хотело принять участие. Сопровождало каждые вилы от места выкапывания до бака, пробовало поиграть с баком, пробовало поиграть с вилами, лезло ко мне целоваться, лезло подышать в волосы, становилось точно на моей траектории, куда бы я не шла. Как-то совсем его прогонять мне было жалко, он же ничего плохого не делал (ну не кусался там, например), ему просто хотелось поучавствовать в таком захватывающем процессе и вообще хотелось внимания.

Убрав у Кабира, взяла его в манеж. Решила следовать свежеосвоенной идеи и о том, что лошадь нужно гнуть каждый день. Поэтому взяла кавессон. Сначала минут 10 пошагала Кабира, потом минут 10 порысила, минутки 2-3 сделали галоп (это типа у Кабира выходной после последних 2 недель). Потом начали гнуться на шагу. Доносила до Кабира новое новшество, внедренное Фрэнком - при работе в руках запрещено все, что не просится. То есть даже теребить губами мой рукав (раньше, если это был не прямой щипок, а просто губы, то я разрешала). Кабир несколько офигел, но правила игры в целом принял. Хотя порой забывался и опять теребил, но мы опять дисциплинарно тормозили. Несколько раз Кабир пытался смотаться от меня осаживанием, но в результате все равно тормозился и стоял на дисциплину. Поделали плечо-внутрь по вольту - ранверс по вольту - принимание, плечо-внутрь вдоль стенки - траверс вдоль стенки, траверс-ранверс-траверс-ранверс вдоль стенки, плечо внутрь по вольту - ранверс по вольту - принимание - траверс по вольту. Удивительно, но при работе в руках, я совсем не чувствую разницы в сторонах. А вот при верховой езде, лево явно намного меньше гнется. Может, это вообще не Кабир, а я сильно косая



***

Слушайте, да. Кабир мне сегодня такую качественную и хорошо продуманную диверсию организовал. Можно сказать сорвал всю верховую тренировку, мне пришлось очень быстро с него слазить через 20 минут после того, как я на него взгромоздилась, потому что он был очень ..... хорошим  А как говорил Фрэнк, на лошади смотреть на часы нельзя. Если лошадь сделала что-то очень хорошее через 5 минут после начала, слазь и веди в конюшню , пусть лошадь думает над своим поведением .

Короче, начало ничего особо хорошего не предвещало. Потому что Кабир на остановках вдруг начал бодро выкидывать зад то в одну сторону, то в другую (у меня есть, конечно, огромное подозрение, что это не Кабир выкидывал зад, а кто-то неравномерно шенкелем работал, но не будем о грустном). Сосредоточившись, мы сделали пару хороших остановок и перешли к латеральным на шагу. Удивительно, но изобразили поочереди в каждую сторону на вольту контр-плечо, плечо, траверс, ранверс и переход на принимание из ранверса. Чтобы точно следить за кругом я в центре предполагаемого круга водрузила тумбу и относительно нее определяла свое местоположение. Очень помогло. Ну и старалась все время Фрэнка в своей голове слышать "Не забываем про внутренний шенкелем, гнем лошадь ногой, а не рукой, круг, держим круг, плечи поворачиваем параллельно плечам лошади". Короче, очень хорошо изобразили. Потом просто помучали левое принимание, потому что оно получается не так хорошо, как правое. Потом походили вдоль стенки траверсами-ранверсами. Больше я ничего не придумала, потому что лошадь и так был очень внимательным. Перешли к рыси. Тут опять сначала налево у меня Кабир делал не круг, а фигуру загадочную, мало поддающуюся определению, но потом хорошо побежал, особенно, когда я вспомнила, что неплохо было бы менять ногу, под которую облегчаешься. Поездили по разным траекториям, больше мучали лево. И кормила я лошадь тоже только слева (ну когда вспоминала, что так надо). Опять Кабир молодец. Пошагали. Перешли к школьной рыси. Кабир было сразу решил темповаться, но я его попросила так не делать, бо у мамы почки отвалятся. Сошлись на чем-то среднем, Кабир бежал просто активной короткой рысью, но достаточно плавно. И отлично гнулся. Я чуть не прослезилась.

Ооо, кстати, вспомнила. Наконец-то мне кто-то объяснил, почему иберийцы лучше для классической выездки. Фрэнк сказал, что иберийцы от природы намного лучше гнут колено. Это даже на шагу прослеживается, лошадь идет и у нее нога отлично гнется во всех суставах. А вот теплокровные колено и бедро гнут только если их очень об этом просить, но зато толкаются лучше.

А ну дык вот, Кабир толкается однозначно лучше, чем лузитано Фрэнка, но лучше бы он сгибал суставы, мне было бы приятнее сидеть .

Короче опять Кабир был хорошим-хорошим. Ну ладно. Пошагали. Перешли к галопу. Прямо блин эспресс-метод Илоны Давыдовой. Сначала поднялись из рыси. Отлично. Потом поднялись из шага - просто супер. От приложения шпоры взлетает, от щелканья хлыстика по плечо тоже. Блин, ну не лошадь, а шоколад. Направо еще лучше, сразу пошел в поводу, кругло. И прибавлял галоп тоже очень круглу и в поводу. Я честно офигела. Говорю "Лошадь, если ты сейчас тоже самое сделаешь налево, я с тебя слезу!". "Нивапрос!"- сказал Кабир и сделал. Ну пришлось слазить, искать куда я челюсть то свою уронила.

Знаете, если он так все время будет работать, он превратится в колобка , я в том смысле, что придется с него постоянно быстро ретерироваться

***

Я, кстати, не помню, писала или нет (ну если писала уже, то спишите все на мой склероз). Грандиозная разница в мироощущении, когда тренеруешься с Фрэнком и со спортивными тренерами. После спортивной тренировки и чувствуешь себя как после занятия спортом, как будто в гимнастическом зале отпахал: мышцы гудят (ну потому что больше ноги и гни его активнее, дорабатывай его поясницей), волосы дыбом, спина мокрая. А после Фрэнка как после йоги, вроде некоторая усталость в мышцах есть, но такая легкая-легкая. Потому что "Расслабся, не напрягайся, спокойнее нога, спокойнее рука, просто сиди! Пропускай энергию спокойно через себя, почти как медитация, будь с лошадью, будь лошадью. Спокойствие". После тренировки остается такое чувство легкости и гармонии.


16
Влада, тююю, конечно, копируй.

Если вдруг какие вопросы - задавай, а то может что-то неясно написано или там просто какие уточнения нужны.

Там по тексту иногда некоторые нестыковки могут возникнуть, это потому, что скорее всего я отвечала кому-то на вопрос. А посольку сами вопрсы я не копировала сюда, то имеем, то что имеем.

17
День 13 Отъезд

Мы дома. И даже вроде без травм (завтра будет ясно точно  ). Кабирище просто герой. Сегодня когда приехал коневоз, мне показалось, что мы остаемся у Фрэнка. Потому что у коневоза не было рампы, у него была ступенька. А со ступеньками Кабир не знаком. А если учесть, что Кабир сильно перепугался в коневозе на пути в Торонто... Так что все морально приготовились к худшему. Но лошадь подошел, посмотрел на коневоз, посмотрел на меня внутри с ведром с едой, поставил передние лапы, подумал, слез, посмотрел на меня внутри с ведром с едой и залез полностью. Погрузка прошла на 30 секунд. Я натурально офигела. Народ, который видел, как мы бодались с Кабиром за мойку (Кабир категорически не хотел туда идти) тоже был в шоке. Но чудеса случаются.

В дороге я обогнала коневоз и ждала Кабира на конюшне. Когда коневоз свернул на подъездную Кабир стал орать. А когда он подъеха поближе и услышал мой голос, то заорал он вообще на все мощь легких типа "Дом! Милый дом!". Доехал сухой и спокойный. Гыгы, становится путешественником.


18
День 12

Ну вот и все! Ну почти, надо еще уехать. Кабир, будь человеком, зайди в трак нормально. Водитель, будь человеком: 1) приедь 2) приедь в назначенное время 3) довези мою лошадь живой и здоровой. С пунктом 2 я готова попуститься . Короче, вы поняли, у меня состояние тяжелое, предистеричное.

Кабир опять был хорошим, хотя Фрэнк как всегда нашел над чем поработать. Я уже было решила, что разминку на шагу мы вообще проскочем без особых комментариев, кроме маленьких исправлений чего-нибудь, как тут дернул меня черт остановить Кабира на вольту. Кабир уже научился хорошо останавливаться от ноги в контакте с поводом. Но только прямо. Ну в смысле, вот остановила я его на вольту, он стал хорошо, только разогнулся. А тут Фрэнк, что око Саурона, все видит, все замечает "А почему у тебя лошадь разогнулась? Где вообще твой нога? Лошади все равно, как останавливаться, это задача всадника остановить ее как надо". Короче, следующие минуты 3 мы с Кабиром скрипели мозгом. Потому что у нас был то недолет, то перелет. То Кабир в последнюю минуту выворачивался и распрямлялся, то я его сильно ловила, и он наоборот останавливался сильнее согнутым, чем нужно было. У меня чуть не закипел мозг, потому что животное честно пыталось понять, что нужно сделать и очень хорошо реагировало на все средства управления, не обращая внимания на то, что мама у него пока пианист плохой и играет как может . Но раза с 5 мы таки стали как надо. Я тихо надеялась, что Фрэнк согласится и отпустит, но как бы не так. Мы повторили фокус на бис по три раза в каждую сторону. Кабир философски сказал "Ах, так вот, что тебе надо было то. Так бы сразу и сказала!"

На латеральных осваиваю круг. Потому что прямолинейный круг мы уже даже вроде как освоили. Но вот когда делаешь плечо-внутрь, плечо-наружу, траверс, ранверс по кругу, то как-то траектория у меня теряется, в том смысле, что я перестаю понимать, куда вообще должна лошадь двигаться. А раз я не понимаю, куда двигать лошадь, то я соответственно и двигать то лошадь никуда не могу. Фрэнк встал в центре манежа и сказал "Все, я центр твоего вольта. Какое бы ты упражнение на латеральных не делала, расстояние от меня до тебя должно быть одинаковым". Так стало полегче. Надо убедиться, что я ставлю конус у себя дома. А то будет жопа .

На облегченной рыси Фрэнк меня похвалил (я отмечу этот день в календаре  - шучу), потому что я даже почти не забыала менять ногу, на которую облегчаюсь. А когда каждые 30-40 секунд меняешь направление движения - это такой себе хороший результат.

Необлегченную рысь Фрэнк пропустил и перешел в галопу сразу. Сел на зрительские места и сказал "Давайте, покажите мне ваши подъемы, сначала с рыси, потом с шага, в обе стороны". Мы с Кабиром поскрипели мозгом, но показали. Кабир вот только был очень инициативен, он сразу понял, что вот сейчас будет галоп и на каждый мой неравномерный шенкель отвечал подъемом. Приходилось его переводить в рысь и говорить, что это ему только показалось. Но в целом, получилось очень хорошо. На будующее пока Фрэнк сказал несколько раз все равно разгонять с рыси каждую тренировку, чтобы напомнить, что мы хотим, а только потом переходить к шагу. Потом Фрэнк сказал показать ему подъем по прямой. Я - наивный чукотский юноша- решила, что надо вдоль длинной стенке поднять. "Эээээ, нееее" - сказал Фрэнк - "Выезжай на центральную линию манежа и поднимай". Кабир собрался с мозгом и решил, что и ослу ясно, чего бы там сейчас не попросили, надо сделать хорошо, быстрее отстанут. Поэтому оба подъема (в смысле, сначала с одной ноги, а потом со второй) сделал хорошо и мы с галопом закончили.

А потом поотрабатывали пассаж вокруг ФРэнка с шага и опять Фрэнк остался доволен. Он говорит, что Кабир хороший мальчик, только в нем много прошлого негативного опыта. Поэтому с ним нужно все делать аккуратно, чтобы не провоцировать его на конфликт. Например, с Кабировскими пинаниями на хлыст, Фрэнк предложил не трогать пока Кабировский круп на галопе, а перехватывать выездковый хлыст где-то ближе к середине и просто дотрагиваться до лошадиного плеча, чтобы не будить в коне зверя.

А на вторую езду мне сегодня дали Корсарио. Блин, ну какая же это все-таки офигенная лошадь, он управляется силой мысли. Скромно похвалю себя. Корсарио отлично выезжен, поэтому на нем важно сидеть идеально, а то он команды выполняет дословно, что сказали, то и сделал - и это проблемы всадника, если он имел ввиду другое. А ну дык вот мы с Корсарио с первого раза сделали пируэты на галопе в обе стороны со сменой ног после каждого. Я сама от себя не ожидала. Особеннно с учетом того, что мы были на открытом манеже, через загородку от гуляющих кобыл. А Корсарио - Жеребец. Потом Фрэнк решил, видимо, что мне не хватает в жизни острых ощущений, поэтому погнал нас с Корсарио делать пассаж-пиаффе-пассаж-пиаффе вдоль стенки с кобылами. Кобылы, естественно собрались посмотреть. Фрэнк просто шел сзади и давал советы. Я тихо думала, как бы так провалиться сквозь землю. Но мы опять были на высоте. Там где Фрэнк говорил "пассаж" мы делали пассаж, где надо было пиаффе, делали пиаффе. Причем Корсарио даже ни разу не стал на пезаду (он это дело любит, чуть не так сел на пиаффе и получай, что заказал). И что потрясло меня больше всего, мне Фрэнк ниразу не поправил посадку, что он на галопе-пируэтах-пиаффе-пассаже делает всем постоянно "Грудь вверх, вперед не клониться, лошадь поясницей не раскачивать и т.д.", он просто помогал с руками-ногами разобраться, типа "А сейчас чуть больше собери, а сейчас чуть разбери, а теперь опять собери" Нееее, пойду точно этот день в календаре отмечу. Ну и вообще Фрэнк мне сегодня два раза можно сказать сделал комплимент (Фрэнк вообще это ОЧЕНЬ редко делает) 1) Он сказал, что я явно начала думать на лошади 2) Что я очень сильно спрогрессировала за эти 11 дней. Теперь бы не расплескать знания.

А ну да, возвращаясь к Корсарио. Это необыкновенная лошадь. Мне необыкновенно повезло поездить на нем. Причем в этом году я понимаю это даже лучше чем в прошлом. В прошлом году я понимала, что лошадь очень хорошо выезжена, но реально не могла оценить все. Думаю, я и в этом году не могу оценить все. Но мое понимание расширилось. Это животное, на котором можно делать кучу всего, совершенно не напрягаясь. Никаких там тебе железных шенкелей и сильных рук. Так легкая как перышка нога, повод который можно держать двумя пальчиками. Так, наверное, чувствуют себя скрипачи, когда им выпадает возможность поиграть на скрипке Страдивари. Вообще, я заметила кстати, там где от спортивного тренера я почти падала с седла, потому что шенкель активнее, рука активнеее и к концу тренировки "Снимите меня отсюда, а то я сама упаду" под руководством Фрэнка верховая езда не утомляет физически особенно (гыгы, только мозг вскипает), потому что сигналы должны быть легкие как перышко (понятно, что не всегда получается, но поскольку стремишься именно к этому, особо не напрягаешься). Блин, не думаю, что мы Кабиром когда-нибудь сможем так же, как Корсарио, но мы знаем к чему стремиться .


19
День 11

Кабир опять был хорошим. Интересно, он чувствует, что скоро домой и боится, что его оставят здесь. Или он просто гадость к погрузке готовит. Гыгы, и тогда я его точно оставлю здесь. Хотя мне тут еще один вариант предложили, поставить Кабира перед прицепом, поставить Корсарио (это такой Жеребец - именно с большой буквы) за Кабиром: Кабир не только влетит в коневоз, но еще и дверь за собой закроет.

У нас тут образовалась рутина занятия более менее. Ну сначала мы разминаемся на свободе (просто я считаю, что лучше Кабиру спину без меня прогреть). А потом сажусь в седло и шагаю на распущенном поводе ноги не в стременах (чтобы нога полностью расслабилась), сделав несколько кругов вдоль манежа, начинаем рулить лошадью, не трогая повод, только ногами на распущенном поводу. Минуты 3-4. Потом чуть подбираем повод, но голова еще внизу и продолжаем рулить по разным траекториям. Потом берем стремена, но в стременах убеждаемся, что носок просто лежит в стремени, а пятка "падает" вниз своим весом. То есть нога ни в коем случае не должна быть напряжена. Потому что если нога хоть где-то зажата, то она не будет независимой. То есть каждый раз когда двигаешь шенкелем, будет двигаться и поясница. А это ни-ни.

Потом подбираем повод еще выше и начинаем гнуть на разных боковых, в самых разных сочетаниях. В сложную сторону больше. Минут 10-15. Но естественно с перерывами на пошагать расслабленно. Вообще всю информацию лошади нужно преподносить ОЧЕНЬ дозировано.

Потом строевая рысь. Первые 2-3 круга в каждую сторону вдоль стенки на вперед и вниз. Потом тоже самое вперед и вниз но по разным траекториям (был вопрос про положение шеи и головы. В идеале, шея внизу, но нос лошади все равно перед вертикалью). Потом чуть подбираем повод и продолжаем ездить по разным траекториям, следя, чтобы рысь оставалась в одном темпе. Прямо себе в уме считаем тик-так-тик-так, если метронома нет. Опять таки 10-15 минут перемежая с шагом на отдохнуть на свободном поводу.

Потом сидячая рысь. Тут пока не увлекаться и ездить короткой, если Кабир темпуется, то тут же ехать строевой, чтобы не давить ему на спину. Но за темповку хвалить. Опять таки сначала вдоль стенки, потом по разным траекториям, потом латеральные добавлять

Потом работа на галопе, пассаж, пиаффе.

Но галоп - это вообще не обязательная часть программы - его может и не быть. Если лошадь не расслабляется на рыси, то работать галопом ее глупо. Только зажмется еще больше.

Сегодня мы плавно ехали вдоль программы и Фрэнк шлифовал всякие мелочи. Например, на латеральных, попросил взять повод в одну руку и поделать латеральные так. Тогда меньше хватаешься за веревки, а больше работаешь корпусом и ногами.

Или вот я его спросила, считает ли он здравой мысль отшагивать лошадь только в сложную сторону, ну то есть каждый раз когда отдаешь повод и шагаешь расслабленно тупо двигаться по кругу в ту сторону, которая лошади менее комфортна. Он сказал, что в принципе мысль хорошая. Только предложил опять таки помочь лошади. Для этого диагональной рукой взять повод со сложной стороны чуть короче, чем просто прямо и так шагать. То есть вот например, у Кабира сложная сторона левая, поэтому правой рукой берем левый повод, чуть сгибаем лошадь и так шагаем. Смысл в том, что при таком взятии повода тело всадника автоматически повернуто правильно и помогает автоматически лошади шагать в сложную сторону. Левая рука в данном случае просто спокойно лежит на бедре без повода, в ней ничего нет. Ради разнообразия Фрэнк еще посоветовал делать в таком же положении по нескольку шагом латеральных. Не напрягаясь на полном расслабоне.

После рыси Фрэнк взял нас на корду и сказал, что раз Кабир уже хорошо слышит ногу, будем продолжать отрабатывать подъемы в галоп. И что он, Фрэнк, категорически не хочет видеть НИКАКИХ движений корпусом (сказано это было угрожающе). Только легкое движение ноги "Фьють-фьють" - сказал Фрэнк. Начали с рыси (со строевой - Катя эта часть к твоему вопросу). Я плавно разогнала лошадь до максимума, когда мне начало казаться, что Кабир вот-вот поднимется, села в седло на один темп, прижала шенкель, Кабир поднялся и одновременно с ним заорал Фрэнк "НЕЕЕЕТ! Не надо так делать, просто едь строевой до тех пор, пока лошадь сама поднимется в галоп. Не надо его высылать корпусом. Жди". Второй раз получилось отличненько. Третий тоже. Фрэнку, видимо, стало скучно. Потому что он велел поднимать с шага. Шагаем активно в поводу, потом одновременно работаем внутренней ногой, чмокаем и чуть щелкаем по плечику. Кабир бодро пошел контр-галопом. Перевели на шаг. Попробовали еще раз. Опять контр-галоп. Тут до меня дошло, что моя лошадь честно старается выполнить мою команду, идет с диагональной ноги, ну то есть если я его высылаю левой ногой, то он поднимается с правой. Я сказала Фрэнку о своем предположении, тогда он сказал, высылать как обычно. И Кабир вообще офигенно поднялся. Мы его очень похвалили. Второй раз он опять офигенно поднялся (уже без хлыстика), мы его опять очень похвалили и поменяли сторону. В правую (более легкую сторону) он не только хорошо поднялся но еще и хорошо сразу побежал (в смысле очень кругло и ритмично и согнуто) и Фрэнк тут же сказал похвалить и слазить.

Еще недавно спросила Фрэнка, когда он заезжает лошадей. Он сказал, что знакомит с седлом и человеком на спине в три года, а потом оставляет на год без работы верхом. Потому что в три года у лошади есть только три ноги. А в четыре года уже четыре ноги . Поэтому работать верхом не раньше 4 лет, начиная с перезаездки.
Потом смотрела другие уроки, в том числе и на народ с гарочей. Я фигею, дорогая редакция. Я ее подняла, она тяжелая. Я еще понимаю, как народ с ней час тренеруется (хоть и с трудом), а вот как постухи ее целый день таскали.....

Завтра последнее занятие. Уезжать совершенно не хочется. Как-то я втянулась в это дело, и Кабиру здесь хорошо. Надеюсь, что мы еще вернемся. Я спросила Фрэнка возьмет ли он нас (а то вдруг мы его достали  ), но он сказал, что если он все еще жив, то, конечно, мы можем приезжать.


20
День 10

У Фрэнка достаточно много учеников высокого уровня. Но есть одна проблема - никто из них не выбрал лошадей своим главным времяпровождением. Ну то есть у многих из них есть свои лошади, которых они тренеруют и на которых ездят, но они не занимаются с другими людьми и не дают уроков. Или вот пример дочерей Фрэнка - они обе ОЧЕНЬ хорошие всадницы и даже очень хорошие тренера, в том смысле, что все доступно и понятно объясняют. Но с конюшней возятся только в качестве помощи отцу, а так у них другая работа основная. Поэтому если Фрэнк решит уйти на пенсию, я не знаю, захотят ли они продолжать дело или просто продадут конюшню.

Видео Фрэнка на Кабире есть, но к сожалению по сути только самое начало , потом камера сдохла. Но хоть что-то.

К Фрэнку я бы хотела поехать через пол года. Но только не знаю, получится ли. Да и теперь страшно ехать , это же надо будет ехать с готовым домашним заданием. Если я во второй раз привезу лошадь решать одни и теже вопросы Фрэнк во мне разочаруется. А пока хвалит. Так что умру от стыда, если через пол года Фрэнк мне скажет, что за шесть месяцев ничего в лучшую сторону не поменялось.

Сегодня Кабир был вообще почти золотым ребенком. Я вам клянусь он на сайдпуле работает лучше, чем некоторые частные лошади здесь на железе (потому что Кабир у меня зайчик не смотря на кривую хозяйку). Сегодня на шагу вообще изобразили чуть ли не все боковые и кучу разных переходов из одного латерального движения в другое. Причем Кабир вообще молодец - я переодически забываю о втором шенкеле, внешнем поводе, повороте плечей (гыгы, все по отдельности или в разных сочетаниях), а Кабир все равно делает, что просят, ну или пытается в силу понимания. И тогда Фрэнк Кабира очень хвалит, а меня наоборот . Гыгы, он сегодня вообще сказал, что вправо Кабир принимание сам делает, хорошо что хоть лево у него сложная сторона и кому-то приходится следить за своей посадкой, чтобы помочь лошади, а то совсем расслабилась, понимаешь. После боковых на шагу, опять колесили на облегченной рыси. У меня закралось подозрение, что еще чуть-чуть и Фрэнк меня снимет с лошади и прибьет. Потому что я все время забывала поменять ногу при смене направления. То есть не так, направо я автоматически держу правильную диагональ, а налево соответственно неправильную. А Кабир в этом случает редиска, прямо демонстративно отвечает лучше налево, если диагональ правильная, а если неправильная то фиг вам. То есть он как бы всем показывает, что если бы у него хозяйка была посообразительнее, то он бы далеко пошел, а так приходится работать с тем, что имеешь.

На рыси сначала Фрэнк мне сказал просто ездить равномерной рысью, а потом сокращать на дугах и прибавлять на прямых. Кабир очень старался. Потом Фрэнк заставил меня ездить на школьной рыси и кто-то чуть не потерял свой позвоночник в труссах. На что Фрэнк милостиво разрешил подсократить рысь, а если Кабир начинает темповаться, то разрешал облегчаться, но только под правильную диагональ.

А потом мы даже поделали галоп, опять галоп делали из разгона, Кабир уже очень даже вменяемо поднимается и активно бежит. Для этого по сути мне сказали бросить повод вообще одной рукой, а второй просто взять внутренний повод и им намечать круг, но больше ничего не просить. Чтобы лошадь не зажималась.

Мне тут Фрэнк дал почитать книжку, которую написала одна из его учениц, в ней много его цитат, которые он постоянно вдалбливает в головы. Ща напишу некоторые:
"Отдай свое тело лошади" - то бишь это всадник должен следовать за движениями лошади поясницей и только ей, а не двигать лошадь своим корпусом и уж тем более не раскачивать лошадь.
"Мы должны оставаться спокойными. Много думать и двигать лошадь." То есть всадник вообще все время должен думать 1) что он делает в настоящий момент и 2) что он хочет получить. Думать в том смысле, что чувствовать все свое тело, управлять им так, чтобы команды от мозга к лошади проходили без задержек и помех. То есть всегда нужно понимать, где у тебя ноги, где у тебя руки, где у тебя корпус. Думать над этим нужно до тех пор, пока это не войдет в привычку и не станет полным автоматом.

"Хороший всадник - это хороший мыслитель (блин, не могу придумать русское слово для thinker). Хороший эээ thinker никогда не перестает думать"

"Мои руки не двигаются. Мои ноги и вес моего тела двигают лошадь"

"Есть выездка и контр-выездка (de-dressage). Ты можешь учить лошадь либо правильным вещам, либо неправильным" Это в том смысле, что лошадь учится ВСЕГДА. Если всадник что-то упускает или делает не так, то лошадь это все равно запоминает и потом очень сложно это переучивать. На эту же тему "Когда ты с лошадью, ты ее чему-то учишь, вне зависимости от того, есть у тебя такое намерение или нет"

"Лошадь нужно награждать даже за минимальные правильные реакции"

"Шаг - это терапия для мозга"

"Нужно все делать так, чтобы лошадь на следующий урок шла счастливой и уверенной в себе"

"Обучение не требует даже приблизительно столько времени, как переучивание"

"Голос - это очень мощный инструмент. Если он применяется одинаково" - Фрэнк все время говорит говорить с лошадью. "

"Лошади и люди одинаковы. Я знаю, что чтобы быть с тобой в хороших отношениях, я не должен вступать с тобой в конфронтацию или бороться с тобой. Чтобы завоевать твое доверие, я должен хвалить тебя. Точно также с лошадьми. Если ты используешь силу, ты можешь ожидать, что получишь намного большую силу в ответ. И ты проиграешь"

"На самом деле, мы ничему не учим лошадь, все уже там. Мы учимся у лошади." Фрэнк также говорит, что он узнает о человеке по его лошади. И лошадь наученная силой не только некрасива сама по себе, она еще и делает человека, научившего ее уродливым. "Я хочу, чтобы моя лошадь заставляла меня выглядеть хорошо. Я хочу чтобы моя лошадь выглядела хорошо"

"Подход к любой лошади должен определяться ее темпераментом. Это твоя обязанность, а не ее ответственность, работать в балансе"

"Твои руки должны ждать, как маленькая ловушка. Лошадь прийдет тебе в руку через движение вперед"

"Не создавай иллюзию, создавай реальность"

Все на сегодня я выдохлась . А еще сегодня Фрэнк ездил молодого жеребца Бриозо, в том числе и с гарочей. Мое чувство собственной неполноценности достигло небывалых размеров


21
День 9

Сегодня цирк показала я, даже без помощи Кабира. Кабир был хорошим и мы чудесно поделали связки плечо на вольту, траверс по вольту, выход на принимание в обе стороны (лошадь хорошо, Аню пинали, чтобы плечи разворачивала паралелльно плечам лошади. Особенно акцентировано в трудную для лошади сторону). Вообще забавно иногда получается, я что-нибудь делаю, лошадь жмется и тут Фрэнк как скажет какую-нибудь мелочь, типа внутренняя нога строго у подпруги, а не сзади или там плечи больше сама разверни или грудь вверх и Кабир прямо облегченно вздыхает "Аааааа! Так вот что ты хотела то! На получи и распишись!" Так что сайд-пул - это фигня, главное сесть правильно на лошадь . Потом Фрэнк попросил нас поездить облегченной рысью строго следя за сменой диагоналей (мне) и за тем, что ритм всегда был одинаковый (куплю себе метроном  ). Потом мы так ездили разные фигуры. Потом делали переходы шаг-рысь-шаг. И Фрэнк нас даже много хвалил (Кабир, видно, был в ударе). Потом мне сказали сесть на рыси (по сравнению с лошадьми Фрэнка, рысь у Кабира - это наказание. У меня за три минуты отвалилась поясница). А потом мы отрабатывали пассаж, на прямых и на вольту. И опять Кабир был молодцом, а мне доставалось, то повод лошади не отдам, то спину не выпрямлю как надо. А потом мы еще под руководством Фрэнка поделали ИШ и нас отпустили.

Но это был не цирк. Цирк начался позже, когда у меня сильно заболел живот (мой организм вспомнил, что он женский и у него есть всегда подлянка в запасе). А тут время ланча. До дома Фрэнка я дошла, а вот дальше все, чувствую "прощай реальность, ухожу". Доползла до стула, упала, сижу и думаю помирать или нет. Но тут все прибежали и пинками отправили меня на диван. Так что все ели, а я страдала. Даааа, думаю они меня на долго запомнят .

А еще у нас похоже будет не 10 занятий с Фрэнком, а 11, ну если Кабир дотянет нехромым и небольным до конца , а то кто его знает . Потому что мой перевозчик, оказывается не сможет нас в пятницу отвезти. Я прифигела. Сказала ему прощай. Потом позвонила другим, а они все могут или в пятницу поздно вечером или в субботу утром. Решила, что это судьба. Пусть будет суббота утром. Надо пользоваться шансом. Ужасно рада, что таки повезла сюда Кабира. Все-таки со своей лошадью учиться нагляднее.

Еще Фрэнк хорошо посоветовал обманывать лошадь. Ну лошади часто в трудную сторону начинают зажиматься заранее. Поэтому их можно слегка обмануть. Ну типа двигаемся по вольту в легкую сторону, и раз и контр-плечо делаем. Получается лошадь сгибается как раз в проблемную сторону. Сделали несколько шагов и опа опять вернулись к просто движению по кругу. Так ненавязчиво и гнем.

А вообще смотрела на Фрэнка на Корсарио вчера и как-то меня до слез торкнуло почти (ну да ПМС, но не только). Это так трогательно старый конь, старый всадник. Если Фрэнк решит уйти на покой, в Канаде не останется ниодного человека его уровня. Даже близко. Хоть бы Фрэнк подольше пожил и проучил. Он невероятный человек. Даже не как конник, а как личность


22
День 8

А я теперь совершенно точно знаю, что такое закон Мерфи. Закон Мерфи - это когда ты думаешь "А завтра Юли с утра не будет, поэтому камеру заряжать необязательно, потому что снимать некому и снимать некого", а потом приезжаешь на конюшню и кусаешь себе не только локти от досады, а вообще все возможные части тела, потому что 1) Фрэнк опять садился на Кабира (по-моему, его прикалывает на сайдпуле покататься)
2) Фрэнк устроил нам с Юлей показательное выступление на Корсарио (самой выезженной лошади Фрэнка)
3) Юля ездила на Корсарио и работала его в руках
Причем по пунктам 2 и 3 мы уже рыдали в голос с Юлей, а пункту 1 я рыдала в одиночестве, потому что Юли еще не было .

Сегодня Фрэнк чуть подзадержался, а я наоборот чуть пораньше, поэтому к моменту прихода Фрэнка мы с Кабиром нарезали быстро быстро круги галопом (я вообще хотела рысь, но Кабир хотел трюх, на просьбу расшириться он злостно поднялся в галоп, я согласилась, только попросила ускориться). Быстро-быстро сначала не хотело получаться, потому что Кабир решил, что раз Фрэнка на манеже нет, то собственно чего напрягаться. На предложение вежливое ускориться, оно пиналось. Но я то упрямее, поэтому я прикладывала шпору, оно пиналось, я прикладывала шпору, оно пиналось, я прикладыала шпору, оно пиналось. Потом оно поняло, что пинаться это тяжелый труд и ускорилось, я тут же похвалила и отстала. Во второй раз оно пнулось разочек и ускорилось. Я похвалила и отстала. В третий раз оно просто ускорилось, я похвалила и отстала.

Потом пришел Фрэнк и сказал, что мы молодцы, поделали латеральные на шагу, чуть поездили рысью на кругу и Фрэнк меня ссадил, сказал, что сам хочет покататься. Я вам клянусь, его прет на сайдпул. Интересно человеку, как оно . Потому что обычно он сам на лошадь не рвется, только если попросят подсесть. Кабир увидел Фрэнка, закатил глаза и упал в обморок. Шучу. Кабир вообще Фрэнка супер-адекватно воспринимает. Не боится ни капельки, но при этом уважает. Не злиться, уши не жмет и вообще не показывает никак, что человек ему несимпатичен. К тумбе для Фрэнка Кабир подошел чуть ли не сам и замер там. Фрэнк его долго за это хвалил. Вообще всю верховую сессию Фрэнк очень-очень много Кабира хвалил. А поделали они латеральные всякие на шагу и рыси. А потом Фрэнк начал ставить Кабира на пассаж. Сначала Кабир не понял вообще. Сел на жопу и встал на пезаду. Фрэнк ему даже слова не сказал, только "Тише парень, все нормально". За несколько хороших попыток Фрэнк Кабира похвалил и отпустил. На пассаж, что интересно не с рыси выдвигал, а с шага. Поднимал руки, чтобы лошадь подняла шею, потом делал очень-очень-очень собранный шаг, а из него просил перейти в рысь, но сразу в такую высокую. Кабир прямо даже отличненько сделал несколько темпов, но к тому моменту камера уже давно умерла.

Потом пришла Юля и Фрэнк ее мучал с Корсарио. Очень интересно наблюдать хорошо выезженную лошадь. Корсарио честно делал все, что просила Юля, даже если она этого на самом деле не просила. Ну типа скачет галопом, тут Юля округляет поясницу и опа - остановка с шага. Чуть корпус вперед качнулся и осаживание, чуть рука придержала, где не надо и пезада. Чуть одна нога сильнее прижала и вместо четверть линии - лошадь смещается к стенке. Но товарищи в конце концов разобрались друг с другом и даже поделали сами пируэты на галопе (Фрэнк показывал, как обучать лошадь пируэту. Один метод известный, это когда на галопе просится траверс по вольту и постепенно уменьшается в диаметре. А второй путь такой, согнуть лошадь на шагу, начать делать траверс пируэты на шагу и попросить подъем в галоп. Один-два темпа пируэта точно обеспечены, а потом нужно галопом с пируэта выйти и похвалить лошадь. Постепенно количество темпов увеличивается).

А потом Фрэнк захотел залезть сами. И тут мы с Юлей вообще умерли от зависти. Потому что Фрэнк спокойно ездил на Корсарио на одной руке, делая и менки на галопе, и пиаффе, и пируэты. А потом вообще себе повод на шею закинул и так конем управлял. Так рождается комплекс неполноценности. Хотя вообще Фрэнк нас очень даже хвалил и сказал, что мало таких преданных делу людей, чтобы и читали, и пытались разобраться во всех мелочах, и практикой занимались. Сказал, что у нас обязательно все получится. Хочется ему верить.

23
День 7

Как-то я начинаю подуставать и хотеть домой уже, можно даже на работу в офис, а то сильно активный отдых получается. Сегодня утро начала с того, что долго рассматривала себя в зеркало и думала, ну и нафига мой организм разукрашивает мне рожу в красный цвет. Наверное, он мне хочет сказать, что пора отдыхать, вот и придумал аллергию на что-то, мол с таким лицом в люди не пойдешь, поэтому сидим дома. Посколько мне надо было не в люди, а к лошадям и лошадникам, то я, естественно, все равно поехала.

Пока ждали с Кабиром Фрэнка чуть-чуть позанимались в руках. Кабир настолько до сих пор в офигевшем состоянии от остановок, что сегодня не сделала ниодной попытки цапнуть меня или даже просто зажевать повод. Иногда шевелил губами, но я его тут же останавливала, как учил Фрэнк и напоминала, что мы тут вообще работаем, а не балду пинаем. Кабир вздыхал и сводил глаза в кучу на поработать. Вообще в работе с лошадью надо искать баланс. С одной стороны важно держать лошадь занятой и состредоточенной на всаднике, с другой стороны надо обязательно давать лошади минутки побыть лошадью, как говорит Фрэнк. Особенно это важно, когда лошадь учится чему-то. Поэтому со всем новым нужно делать очень короткие репризы и давать лошади отдыхать (отдавая повод или делая вперед и вниз на шагу). Не надо ждать идеала, нужно довольствоваться тем, что лошадь может дать на текущий момент. В какие-то дни лошадь может дать больше, в какие-то меньше.

Как всегда тренировку начали с шагания без стремян. Это нужно, чтобы расслабить ноги, они должны болтаться . Потом, когда стремена берешь, должно оставаться такое же расслабленное чувство в ногах. Сначала просто шагание по разным траекториям без рук на брошеном поводе. Потом переходим на круг, потом чуть подбираем повод, разводим и опускаем руки и чуть чуть поводом теребим под слегка прижатые ноги, лошадь должна потянуться на повод. Хорошо расслабить и растянуть спину. Постепенно начинаем лошадь подбирать. Потом делаем остановки в сборе и опять начинаем трогаться в сборе. После этого идут латеральные движения. Потом рысь. Сначала облегченная рысь на вперед и вниз, потом подобранная рысь, но все еще облегченная, а потом уже садимся (если садимся).

Сегодня направо Кабир уже вообще замечательно на шагу становился в повод, почти силой мысли. Налево после некоторых раздумий. Но вот на рыси напрягает шею налево и хоть ты тресни. Я вообще не могу понять почему. Никогда у нас таких проблем не было дома с лево. А тут просто как будто у лошади бревно вместо шеи. Фрэнк говорит, что если лошадь упирается - последнее дело тянуть ее руками. Наоборот нужно этот повод лошади отдать слегка и просто двигать вперед, пока лошадь сама не расслабится и не решит таки повод принять. Ну или отвлекать лошадь от этого, всякими латеральными движениями. Но мне кажется, что у Кабира слева загвоздка возможно в том, что где-то что-то его беспокоит (мало ли крепатура какая-то, он же не привык в верховом режиме работать столько дней подряд). Ладно, домой приедем, будем разбираться.

На рыси и галопе, продолжили учить Кабира правильно реагировать на шпору и хлыстик, только Фрэнк сегодня уже подержал нас на корде только чуть-чуть в трудную левую сторону. Сначала сам помогал держать нам круг (блин, кто бы знал, как тяжело держать круг, когда у лошади деревянная шея), а потом заставлял практически только шенкелями и одним внешним поводом держать лошадь на ровном круге. После этого отпустил и мы продолжили делать тоже самое, но уже без корды. Опять поднимались в галоп с разгона. Чтобы для лошади галоп был как выход из неудобной ситуации, а не вход в нее.


24
День 6

Итак сегодня экватор. 5 дней позади, 5 дней впереди. Сегодня учили Кабира адекватно реагировать на шпору. Адекватно - это двигаться вперед, а не назад, не зажиматься, не идти на шпору. Фрэнк все время повторяет, что лошадь может сосредоточиться только на одной мысли. Поэтому если всадник работает много руками, то лошадь сосредотачивается исключительно на том, что происходит у нее во рту. А должна сосредотачиваться на ногах всадника. Мораль: всадник должен приучить себя думать ногами. Все что просится, должно проситься ногой. Рука только чуть-чуть корректирует, если что. То есть нога всегда идет впереди. Именно поэтому, когда народ видит нас с Кабиром и понимает, что что-то в уздечке лошади не то, а после начинает спрашивать "А так вообще можно?", Фрэнк отвечает, что можно, конечно, потому что главный инструмент всадника - это его ноги. Уздечка второстепенна, хотя конечно железо дает лошади меньше возможностей забить на повод. Поэтому для войны только железо. Для мирной жизни, что угодно .

Внешний шенкель всегда гнет, внутренний шенкель всегда высылает вперед.

Именно поэтому для меня сегодня было открытием, как Фрэнк высылает на галоп. Я всегда была учена высылать на галоп где-то так: постановление в нужную сторону, внутренняя нога спокойна у подпруги, внешняя нога чуть сзади и грубо говоря пинает . Фрэнк делает с точностью да наоборот. Точнее положение ног такое же: внутренняя нога у подруги, внешняя нога чуть сзади. Но внешняя нога спокойно прижата, а вот внутренняя нога высылает. Объясняет Фрэнк это тем, что тогда лошадь выходит на галоп более прямолинейно, а не выкидывает зад внутрь.

Еще важный момент, нужно все время следить, чтобы шенкель был назависим, то есть нога должна быть полностью расслаблена, а если шенкель прижимается, то это ТОЛЬКО шенкель прижимается, все остальное тело не качается и вообще не шевелится  (ну не в том смысле, что сидим каменными, а в том смысле, что когда прижимается шенкель, то единственное, что может позволить себе всадник, это сесть глубже в седло). То есть всякий раскачиваний поясницей Фрэнк не приемлет категорически. Лично мне за попытки качнуть Кабира на галоп поясницей чуть не прилетело шамбарьером. Вообще корпус должен быть прямой и грудь вверх. Вообще окрик в манеже "Грудь вверх! Корпус прямо!" звучит постоянно. Но никаких напряжений и зажатости. Всадник должен по сути почти медитировать на лошади, пропускать энергию от своего мозга к лошади через свое тело. Если хоть что-то у всадника зажимается, то информация как надо не идет. Тоже самое, если зажимается лошадь. Поэтому зажатое животное вообще теребить не имеет смысла. Сначала его надо расслабить.

А ну да, возвращаясь к Кабиру. Сначала Фрэнк велел рулить лошадью, бросив повод: вольты, серпантины, перемены направления. Руки, конечно, чувствую себя неприкаяными. В том числе это результат того, что я привыкла работать в руках. При работе в руках все идет через руки, при верховой езде, через ноги. Приходится постоянно себе напоминать "Сначала ноги!". А потом Фрэнк сразу пристегнул нас на корду, правда, принес в этот раз капцунг, чтобы Кабир даже не подумал попробовать слинять на попытки выдвинуть его вперед. Собственно Кабир подумал, наткнулся на кавессон и был очень удивлен "Враги сожгли родную хату". Ну а дальше я училась посылать лошадь шпорой легко, как перышком, Кабир учился на это двигаться вперед (если две шпоры) и держать круг, если одна. Направо у него совсем хорошо получалось, а вот налево он стопорился. Возможно потому, что эта диагональ для него сложная и эта сторона для него сложная. Фрэнк сказал, что Кабир в целом лошадь ровная, но задняя правая нога у него всегда ступает чуть наружу (и когда он идет налево, и когда он идет направо). Поэтому ему будет хорошо поделать, например, контр-плечо по вольту налево, траверс налево.
А, ну я опять потеряла мысль. Короче, я прислоняла шпору, а Фрэнк, если Кабир не обращал внимания на это, показывал Кабиру бич. Кабир уже понял, что это значит (на позапрошлом занятии) и ускорялся (ну за исключением того раза, когда Кабир предпринял активную попытку свалить с корды нафиг. В результате, чуть не потеряли меня вместе с седлом. Потому что я на такие перегрузги не расчитывала и подпругу затянула плотно, но не сильно. Поэтому когда Кабир скакнул на разворот, а потом резко встал, потому что кавессон, то мы с седлом чуть не стали жертвами инерции. Пришлось спешиваться и переседлывать. Фрэнк сказал, что это научит меня нормально затягивать подпруги  ). Так что в конце даже налево, при легком прижимании обеих шпор, Кабир втапливал, что есть сил.

Посмотрим, что будет завтра.

P.S. Фрэнк говорит, что садиться в седло нужно, когда внешняя задняя нога стоит на земле. Потому что это опорная нога. Если садиться, когда внутрення задняя на земле, то лошадь выбивается из равновесия, потому что это диагональ "слабее" при езде по кругу и так, а тут еще и человек всем весом на нее падает.


Страницы: 1 [2] 3 4 ... 107