31 августа - день Флора и Лавра, покровителей лошадей


Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцелённый и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда.
Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан в 1200 и 1350 годах соответственно.
Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падеж скота. В связи с этим, на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.
На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и Лавером и считали покровителями лошадей и конюхов. Поэтому последний день лета (по новому стилю) считается лошадиным праздником. В народе говорили так:
Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр.
Умолили Фрола и Лавра, жди лошадям добра.
Фрол - Лавёр - конский праздник.
Конюхи и пастухи устраивали себе выходной день и отмечали день Флора и Лавра как свой праздник. В некоторых местах пастухам, приставленным к конским табунам, жители устраивали угощение.
Лошадей по общему и неизменному правилу 31 августа кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают. Коней не впрягают в телеги и не надевают пут на ноги, считая это за грех.
По верованиям крестьян, несоблюдение правил, предусмотренных праздником, чревато большими неприятностями, а то и бедами: «На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет».
На Флора и Лавра служили святым угодникам молебен, чтобы предохранить лошадей от моровой язвы. На лошадиный праздник устраивалась и «конная мольба»: окропляли лошадей святой водой, освященной в тот же день. Чаще всего лошадей пригоняли к водоему, заводили их в воду, а священник служил на берегу благодарственный молебен.