Роль и место Ахиллеса Понтарха в культуре Причерноморья, а острова Блаженных Левка - в античном мире и общекультурном контексте.Попробую ответить на 1-ый вопрос.
Змеиный остров имеет древнейшую историю. Более тридцати авторов древности писали об острове. О храме Ахилла на острове упоминали древние путешественники, географы, поэты, драматурги — Павсаний, Страбон, Арриан, Пиндар, Эврипид.
Найденные находки на этом острове относятся и к временам античным, и к Средневековью. История Змеиного начинается в глубине веков; исследования, проведенные здесь, позволяют судить о том, что впервые человек сюда пришел в VII веке до н.э. И сделали это переселенцы, направлявшиеся из Греции в земли Северо-Западного Причерноморья.
Греки принесли на остров культ главного героя Троянской войны, Ахилла. Ахилл пал от руки Париса, чью стрелу бог Аполлон направил в единственно уязвимое место героя — пятку.
Именно за пятку держала его мать — богиня Фетида, окунув в реку, протекавшую в подземном царстве, Стикс. Мать знала, что ее сыну предсказана смерть при осаде Трои и стремилась спасти его от этого. Все тело Ахилла обрело неуязвимость, лишь пресловутая «Ахиллесова пята» осталась беззащитной. Фетида прятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там его и нашел «хитроумный» Одиссей. Ахилл становится участником похода на Трою. Он свирепо сражается, убивая царей и героев, но погибает и сам, сраженный в пятку Парисом. Пророчество сбылось. Прах Ахилла был похоронен под насыпным курганом на Сигейском мысу (ныне мыс Енишехир в Турции)...
По преданию, Фетида подняла из пучин морских остров, на который и перенесла душу своего сына - Ахилла, согласно легенде, где герой продолжал жить жизнью блаженных. Остров стал именоваться его именем. Прекрасной Елене, из-за которой вспыхнула Троянская война, боги даровали вечную жизнь и тоже перенесли на остров Левка, где она стала женой воскрешенного богами Ахилла. Это и есть Левка. Но есть и другая версия
Еще в Илиаде Ахиллес описывается непохожим на типичного грека: волосами он белокур, его любовница красновата, в то время как ахейцы волосами светлы, а берущаяся за его потрясающие золотые волосы богиня Афина Паллада голубоглаза. Выражение «волосы Ахиллеса», согласно поэту Марциалу, обозначает золотисто-красные белокурые волосы. Ахиллес обладает «огромным телом». Он «шагом быстрым герой», «ногами прилежный», наслаждается он ссорами, войной и шумом сражений. Воинов исключительной силы и мужества называли «Ахиллес». По Плинию Старшему, изваяния нагих мужчин, вооруженных только копьем, также называли ахиллесовыми.
Этот Ахиллес очень отвечал вкусу и потребностям эрулов, и поэтому у них глубоко укоренился его образ. Еще один его признак — особая туника, видимо, красного цвета. Примером внешнего «ахиллесова» облика по византийским представлениям служит конная статуя императора Юстиниана — без оружия, брони и защиты. Особенно показателен адрес этого «скифского» Ахиллеса: он был Понтархом, т.е. владыкой Черного моря, по которому плавали эрульские отряды. Отношения его с амазонками, которых считали «стремящимися к совокуплению с окрестными народностями», безусловно, вызывали особый интерес у эрулов — молодых, яростных, и пожалуй, страстных мужчин, в какой-то мере испытывавших в своих походах отсутствие женщин.
Традиции об Ахиллесе связаны, по крайней мере, с шестью местностями Причерноморья, представлявшими высочайший интерес для эрулов.
(1) Поселение по имени Ахиллей, на восточном берегу Киммерийского Боспора, через который воды Азовского моря вливаются в Черное. Жителей его, согласно Птолемею, звали «ахиллеотисы, ахиллитесы».
(2) Расположенное напротив поселение, на западном, крымском берегу того же пролива — Мирмекион (Мирмекий). Его считали местом рождения Ахиллеса. Узкий пролив между двумя поселениями Ахиллей и Мирмекион представлял собой единственный выход для эрулаов — «элуров», проживавших в «болоте» Меотиды.
(3) Остров Левка, букв. «Белый», главенствует надо всеми доступами к устью р. Дуная, которое без этого острова было бы труднодоступно для моряков по причине весьма низкого положения устья. Звали его и Островом Благословенных. Там, по некоторым преданиям имелась так наз. Беговая Дорожка (дромос) Ахиллеса, Ахиллов Бег, причем это название чаще применялось к следующему месту.
(4) Это — растянутый песчаный полуостров, расположенный к северо-западу от Крымского п-ова, с которым он и связан, пронизывающий море по направлению к устью Днепра. Он крайне выгоден для господства надо всеми морскими движениями по Черному морю, а также в качестве базы для морских нашествий. Известен он и под указанным названием, Ахиллов Бег (дромос).
(5) Остров Березань, в устье Днепровского Лимана, напротив предыдущего полуострова, звали островом Ахиллеса. Как там, так и в городе Ольвия, выше к Днепру, установился своеобразный «культ личности» Ахиллеса. Античная надпись на камне, посвященная Ахиллесу Понтарху, восхваляет тамошнего чиновника за то, что он устроил беговое соревнование (дромос) для юношей в честь Ахиллеса.
(6 Мыс, находящийся непосредственно к востоку от устья Днепра, турки прошлого века звали Кинбурн, Килбурн, а первый слог данного названия — сокращение имени Ахиллеса. Согласно Страбону, этот мыс представляет собой «голое место», с «посвященным Ахиллесу кустарником».
За исключением острова Белого (Левки) в устье Дуная, все остальные местности принадлежат району Тавроскифии. Даже на острове Белом есть указание о том направлении, ибо святилище Ахиллеса на нем — обращено к Меотийскому болоту, т.е. расположено у восточного берега и с входом туда, по направлению к герою. На этом острове имели место кровавые обычаи, которые впоследствии приписывали тавроскифам, в виде жертвоприношений и сожжения людей. Ряд авторов настаивает на том, что именно здесь был похоронен Ахиллес, в то время как другие, наоборот, заявляют, что это имело место на острове Березань.
Подтверждение для четырех из вышеупомянутых мест темы бега в связи с Ахиллесом уместно учесть и в связи с эрулами и их особым бегом, которым они гордились и хвалились, и чем они и были знамениты профессионально. Видимо, эрулам нравилось слыть бегунами, подобными голубоглазому, русому, морскому, тавроскифскому Ахиллесу. Еще поэт Ликофрон назвал его «королем скифов». Существовала традиция о том, что он «покорил двенадцать городов по морскому пути и одиннадцать на суше», что отлично увязывается с кругозором деятельности эрулов.
Ахиллесу свойственна особая ожесточенность, отмеченная с первых строк «Илиады». «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» совпадает с «ожесточением» военачальников эрулов, т.е. Одина, и быть может, и служил вдохновением и источником его. Привлекательно для членов военного сообщества было бессмертие Ахиллеса и его соратников, днем сражающихся до смерти, а ночью празднующих и пьянствующих, что совершенно соответствует картине воинственного рая скандинавов, Вальхаллы Одина.
В VII веке до н.э. на острове был сооружен один из важнейших культовых центров греческого Причерноморья — храм Ахилла. Считалось, что Ахилл покровительствует мореплавателям, недаром его позднее стали называть «Понтарх» — «Повелитель моря». Маленький необитаемый остров греки отождествляли с местом его пребывания. Сам же кусочек суши они называли островом Левка (белый, светлый) и везли сюда, к храму, богатые дары. Храм Ахилла был единственной постройкой на острове, жрецы тут работали вахтовым методом – посезонно, а кроме героев больше никого здесь не хоронили, чтоб не осквернять святые гектары. Просуществовал храм аж тысячу лет. Фундамент храма Ахилла сохранялся вплоть до 1837 года, но его разобрали для строительства, на Змеином, маяка.
В древние времена храмовые ценности были желаемой добычей для пиратов и грабителей. Конечно, согласно легендам, герой Троянской войны умел отбивать нападения. Тот же Филострат писал: «Амазонки… взялись за весла и стали учиться плавать, а когда научились мореходному искусству, то весной отправились… к храму.
Пристав к острову, они прежде всего приказали… вырубить деревья, которыми был обсажен кругом храм; когда же топоры, отраженные от деревьев, одним попадали в голову, другим в шею… амазонки бросились к лошадям. Но Ахилл навел такой ужас на коней, что они, не повинуясь узде, поднялись на дыбы. Сбросили с себя женщин… и, рассвирепев… бросились на лежащих амазонок и стали бить их копытами».
Обращаясь к древней причерноморской мифологии, обнаруживаем, как эрулы становились частью ее, и как они этим отчасти скрывались от поля зрения исследователей. Исследуется впервые повесть Филострата об истреблении амазонок Ахиллесом из-за нарушения покоя его святилища на острове Левке.
Северное Причерноморье являлось не только отдаленной областью греческой ойкумены, но и составной частью греческого мифологического мира. Остров Левка (Змеиный) в Северо-Западном Причерноморье греки издавна связывали с Ахиллом, святилище которого размещалось на острове в течение многих столетий. Почитание Ахилла Понтарха является специфической особенностью причерноморского пантеона.
Почему в древности греки называли остров Левка, что означает «Белый?».
Непонятно, ведь естественный цвет Змеиного – темно-серый. Объяснений находят два – либо мореплавателей вводило в заблуждение большое количество белокрылых чаек, либо продукт жизнедеятельности пернатых, который теперь называют испанским словом гуано. Кстате некоторые, думают, что по имени нимфы Левки, которую хотел соблазнить бог подземного царства Гадес (неприятный тип — мизантроп и теофоб). Но его ревнивая жена обратила нимфу в тополь.
Греческий писатель Филострат писал: «Рассказывают, что на острове живут белые птицы, влажные и пахнущие морской водой, и что Ахилл сделал их своими служительницами: веяниями своих крыльев и брызгами капель они холят рощу, причем летают низко, почти не поднимаясь над землей. Людям, плавающим по широкому пространству моря, не запрещается вступать на этот остров, ведь он и лежит, как гостеприимное убежище для кораблей; но строить на нем жилища запрещено всем мореплавателям и живущим по берегу Понта эллинам и варварам.
Приставшие сюда должны по совершении жертвоприношений на заходе солнца возвратиться на корабль, не ночуя на земле. Если подует попутный ветер, нужно отправляться в путь, а если нет, то, привязав корабль, спать внутри него, потому что, говорят, в это время Ахилл пирует…».
Почему Змеиный?
Никаких змей на острове сейчас нет. Говорят, что некогда (даже еще лет полтораста назад) представителей класса пресмыкающихся на «Змеином» было предостаточно. По информации, оставленной естествоиспытателями «времен Очакова и покоренья Крыма», на острове водились в основном ужи, не представляющие опасности остальной фауне. Животные, согласно основной гипотезе, попали на означенные 20,2 гектаров суши из дельты Дуная подобно тому, как из Индонезии в Австралию попали крокодилы, а из Африки на Мадагаскар приплыли бегемоты.
Остров был самым святым местом на обоих берегах Понта Эвксинского (Черного моря). На этом небольшом клочке суши у западного берега Черного моря соединились воедино и древние мифы и фантастическая реальность. Как полагали античные греки, именно здесь располагается вход в подземное царство мертвых, и души умерших предстают перед властителем Тартара — Аидом.
Римская империя, захватившая земли северо-западного Причерноморья в начале нашей эры, быстро оценила выгодное положение острова. В разные времена здесь бывали византийцы и генуэзцы, отметившие на своих картах остров под названием Филоксия, а затем Фидониси, что в переводе с новогреческого языка означает «Змеиный остров».
Судя по результатам раскопок, фрагменты славянской керамики, древние славяне на Змеином тоже бывали. Но согласно мирному договору между князем Игорем (тем самым, которого разметали на куски доблестные древляне) и Византией, останавливаться на зимовку славянам на острове запрещалось.
Ученые испытывают к этому клочку суши жгучее любопытство, в том числе и наши. Еще в начале XIX века (в 1823 году), когда особенно бурно началось изучение древних памятников Северного Причерноморья, здесь побывала экспедиция капитана Критского. В юго-западной части острова на возвышенном месте исследователи увидели мощный фундамент из крупных известняковых блоков. Кое-где сохранились и нижние части стен. Критский составил план острова и нанес на него развалины храма.
На самом же деле остров неоднократно подвергался набегам грабителей, один из которых доподлинно зафиксирован. К сожалению, не сохранилось имя человека, освободившего остров от пиратов. В Ольвии, крупнейшем греческом поселении в северо-западном Причерноморье, был найден каменный блок, с высеченной надписью «…и захвативших (священный остров) для грабежа эллинов перебил, и бывших с ними изгнал с острова, и, прибыв в город, оказал много важных услуг народу ольвиополитов…».
Исследователи острова предполагали, что должны существовать потайные хранилища, куда могли бы прятаться люди и ценности во время опасности. На такие убежища намекал уже во II веке нашей эры римский поэт Руфий Фест Авиенна. Он писал: «Вогнутая скала образует пещеры обширным изгибом, где скалы разверзаются источенными массами и висят искривленным сводом».
Возможно, одной из таких полостей был грот. Вход в него находится под водой. Чтобы проникнуть в этот естественный «сейф», нужно нырнуть и плыть несколько метров под толщей каменной плиты. Рядом еще один глубочайший разлом скальной породы, тоже естественное укрытие. При обследовании всех полостей на острове, можно сказать, что сам остров состоит из крепчайших силицитовых пород, которые с трудом берет динамит, и древних искусственных тайников на острове нет и быть не могло. Нет здесь и пещер, так как они образуются только в известковых породах. Известняки на Змеином залегают очень глубоко, в 50 метрах под водой. Но вот другие естественные полости — расщелины и гроты — есть.
Еще экспедиция 1899 года хорошо исследовала и описала эти пустоты. В них могли прятаться люди, в них могли хранить и ценности, — для этого даже не нужно было нырять в воду. Над гротами есть еле заметные трещины в породе, которые выходят на поверхность. Их прикрывает трава, а в ней искать непросто.
Через такие щели в момент опасности жрецы могли опускать на тонких веревках свертки с ценностями. В более близкие к нам времена здесь скрывались защитники острова. Тогда немцам с крейсера «Бреслау» так и не удалось найти пять человек, которые к тому же прятали шифровальную машину, шифры, продовольствие и оружие.
До конца ХVIII века остров принадлежал Османской империи. Это первый официальный владелец «острова сокровищ». В начале ХІХ века Змеиный вместе с другими землями османов отошел к России, победившей Турцию в ожесточенной войне за выход к Черному морю. В 1856 году, после поражения России в Крымской войне, остров вернулся к туркам. А через 22 года хозяином острова стала Румыния, только-только появившаяся как государство на карте Европы.
На картах Российской империи остров впервые появился в 1785 году.
Археологи мечтают найти свою Трою. Они упорно продолжают поиски, надеясь отыскать и саму статую Ахилла, и даже его знаменитый щит, выкованный Гефестом и воспетый Гомером. Еще сам Генрих Шлиман, первооткрыватель Трои, мечтал найти это великолепное творение бога-кузнеца. Нет сомнений, что поиски статуи Ахилла следует продолжать. Но щит Ахилла — это настоящее чудо! Он был выкован для героя за одну ночь в кузнице хромоногого бога Гефеста. Ни один художественный пересказ «Илиады» Гомера не обходится без его подробного описания.
Пока же остров остается негостеприимным и экстремальным объектом для посетителей. Это место — тренинг для романтиков. Место, где испытывается на прочность физическая подготовка, психологическая устойчивость и сила воли. Но для кладоискателей (подводных и надводных) он настоящий заповедник ненайденных сокровищ и культурных ценностей.
Ученые признали, что остров Змеиный имеет уникальное геологическое происхождение: он является единственным тектоническим поднятием во всем Черном море, но не единственным островом в этом море. Есть также остров Березань, возможно, этот остров славяне называли островом Буяном. В 647 году до н.э. греки приплыли на остров, основали там город Борисфен и построили храм в честь Ахилла. Но это уже другая история.
Ссылки:
http://www.zn.ua/2000/2600/39626/http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=692http://www.vokrugsveta.com/S4/po_moram/zmeiny.htm