37
Вопросы коневодства / Ахалтекинцы в Украине
« : Февраль 15, 2014, 06:47:19 »
Всегда жертвоприношения сопровождались съеданием на общественной трапезе остатков от предложенных божеству жертв. Между тем среди жертвенных животных у таких народов, как вавилоняне, евреи, египтяне и др., значатся всевозможные животные от крупных (рогатый скот) до самых мелких (овцы, козы), включая и птиц и рыб, но нет лошади.
В то же время все народы, жившие к северу от стран Двуречья, начиная с заселявших предгорья Ирана и далее, не только употребляли в пищу лошадь, но и конские жертвы занимали видное место в их ритуале.
Культ коня был очень распространен: у персов, у массагетов, у перекочевавших в Индию иранцев богу солнца был посвящен конь. У знаменитого историка древности Геродота (V в. до нашей эры) мы читаем, что персы приносили богу солнца жертвы на вершинах гор. Перед царским войском ехала посвященная солнцу колесница, запряженная шестью конями. А по индуским представлениям колесницу солнца везут несколько золотистых кобыл (2, 7 или 10); лучи солнца - это золотисто-рыжие волосы их развевающихся грив. Ригведа сохранила нам гимн жертвоприношения коня богу неба (1 — 162). Массагеты «из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное» (Геродот, 1, 216).
Одновременно с принесением в жертву коня мы видим и употребление его в пищу у всех этих народов. Про персов, например, известно, что еще во времена Геродота знатные персы употребляли в пищу конское мясо. Сохранились предания и об употреблении конского молока: персидский царь Дарий Гистасп, по преданию, был выкормлен на кобыльем молоке.
По этим данным мы можем с большей или меньшей точностью установить те страны и те народы, которые были исконными владельцами лошади, где она была впервые одомашнена и первоначально использовалась как мясное животное. Впоследствии лошадь нашла себе другое и назначение в хозяйстве человека. Народы и страны, которые получили эту лошадь значительно позднее, познакомились с нею уже как с готовым отточенным оружием войны и не думать о том, чтобы использовать это животное в пищу.
В каком почете была лошадь у этих народов, свидетельствует много документов. В переписке между собой почти каждое письмо начинается с вопросов о здоровье царя, его семейства, жен, детей и его коней и кончается пожеланием всем им благополучия. Как пример приведём письмо царя Кипра к фараону Аменхотепу (конец XV или начало XIV в. до нашей эры):
«Я пребываю в благополучии, мои жены, мои дети, мои вельможи, мои кони, мои колесни-мои страны поистине находятся в полнейшем благополучии. Да будет полнейшее благополучие тебе, женам твоим, детям твоим, вельможам твоим, коням твоим, колесницам твоим и странам».
Каждая из лошадей имела собственное имя. Имена эти были иногда очень пышные и торжественные. За лошадьми всегда был самый тщательный уход, и в конюшнях царей и фараонов должности смотрителей занимали высшие чины двора, даже сыновья царей. Интересно установить, с какого времени начинается использование лошади как верховой.
Э. Мейер считает самым древним изображением верховой лошади хеттское изображение в Сенджирли(1).
Мы имеем сведения об использовании лошади как верховой в Вавилоне, начиная с XII в. до нашей эры в Египте(2), даже начиная с XIV в. (изображение женщины Телль-эль-Амарнского периода).
1.М е у е г Е. Geschichte des Altertums, II, 32.
2. См. S с h a f е г — A n d г а е. Op. cit. С. 381.
Несомненно, что ещё в эпоху, когда основное назначение лошади было быть боевым конём колесниц, верховая езда была уже известна,но она не имела ещё такого широкого распространения. Гомеровские герои сражаются на колесницах, но вместе с тем мы можем в тон «Илиаде» указать ряд отдельных мест, свидетельствующих о том, что искусство верховой было знакомо уже и грекам Гомеровской эпохи. Так, например, Аякс при защите кораблей срав нивается с искусным всадником, который управляет четырьмя лошадьми и на быстром бегу перескакивает с одной на другую. Улисс сидит на бревне верхом, как на коне, и т. д.
На древнейших ассирийских изображениях всадников обращает на себя внимание cходство снаряжения лошадей верховых и лошадей в колесницах, при этом обычно каждый конный изображается в сопровождении безоружного всадника, единственным назначением которого, видимому, было вести лошадь воина и держать ее, пока тот стрелял из лука (рис. 3). Нельзя согласиться с военными исследователями истории конницы, что «кавалерия, действовавшая подобным образом, несомненно, была еще в периоде младенчества»(1).
![](http://i020.radikal.ru/1402/84/1a61b3791d94.jpg)
рис.3 Всадник на Балаватских воротах
В более позднюю эпоху использование лошади под верхом были получает все большее и большеешее значение, и в Мидо-Персидском государстве наблюдается почти полное вытеснение 6oeвых колесниц регулярной конницей(2).
Какого же типа и какого экстерьера лошади были распространены в царствах древней цивилизации Востока?
Раньше всего мы рассмотрим изображения лошади, сохраненные для нас искусством тех куда лошадь была ввезена, т. е. по преимуществу Ассирии, Вавилонии и Египта, а затем постараемся осветить вопрос о том, что же представляла собой лошадь тех стран, где она была эндемична. Изображения древнеассирийской лошади, а также лошади боевых колесниц Египта (рис. 4) рисуют один и тот же тип лошади, подобно тому как мы наблюдаем на этих изображениях и один и тот же тип запряжки, и незначительные изменения в структуре колесниц(3), видим на этих изображениях лошадь довольно крупную, стройную, сухую, с высоко поставлен¬ной шеей, с породной головой, хорошо развитой холкой, не очень глубокую, иногда даже, как на египетских изображениях, кажущуюся нам лещеватой (узкотелой). Художник старается выразить живой темперамент этой лошади, изображает её стремящейся вперёд, легконогой, стоящей на несколько тонких, сухих ногах, без каких бы то ни было намеков на щетки.
В то же время все народы, жившие к северу от стран Двуречья, начиная с заселявших предгорья Ирана и далее, не только употребляли в пищу лошадь, но и конские жертвы занимали видное место в их ритуале.
Культ коня был очень распространен: у персов, у массагетов, у перекочевавших в Индию иранцев богу солнца был посвящен конь. У знаменитого историка древности Геродота (V в. до нашей эры) мы читаем, что персы приносили богу солнца жертвы на вершинах гор. Перед царским войском ехала посвященная солнцу колесница, запряженная шестью конями. А по индуским представлениям колесницу солнца везут несколько золотистых кобыл (2, 7 или 10); лучи солнца - это золотисто-рыжие волосы их развевающихся грив. Ригведа сохранила нам гимн жертвоприношения коня богу неба (1 — 162). Массагеты «из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное» (Геродот, 1, 216).
Одновременно с принесением в жертву коня мы видим и употребление его в пищу у всех этих народов. Про персов, например, известно, что еще во времена Геродота знатные персы употребляли в пищу конское мясо. Сохранились предания и об употреблении конского молока: персидский царь Дарий Гистасп, по преданию, был выкормлен на кобыльем молоке.
По этим данным мы можем с большей или меньшей точностью установить те страны и те народы, которые были исконными владельцами лошади, где она была впервые одомашнена и первоначально использовалась как мясное животное. Впоследствии лошадь нашла себе другое и назначение в хозяйстве человека. Народы и страны, которые получили эту лошадь значительно позднее, познакомились с нею уже как с готовым отточенным оружием войны и не думать о том, чтобы использовать это животное в пищу.
В каком почете была лошадь у этих народов, свидетельствует много документов. В переписке между собой почти каждое письмо начинается с вопросов о здоровье царя, его семейства, жен, детей и его коней и кончается пожеланием всем им благополучия. Как пример приведём письмо царя Кипра к фараону Аменхотепу (конец XV или начало XIV в. до нашей эры):
«Я пребываю в благополучии, мои жены, мои дети, мои вельможи, мои кони, мои колесни-мои страны поистине находятся в полнейшем благополучии. Да будет полнейшее благополучие тебе, женам твоим, детям твоим, вельможам твоим, коням твоим, колесницам твоим и странам».
Каждая из лошадей имела собственное имя. Имена эти были иногда очень пышные и торжественные. За лошадьми всегда был самый тщательный уход, и в конюшнях царей и фараонов должности смотрителей занимали высшие чины двора, даже сыновья царей. Интересно установить, с какого времени начинается использование лошади как верховой.
Э. Мейер считает самым древним изображением верховой лошади хеттское изображение в Сенджирли(1).
Мы имеем сведения об использовании лошади как верховой в Вавилоне, начиная с XII в. до нашей эры в Египте(2), даже начиная с XIV в. (изображение женщины Телль-эль-Амарнского периода).
1.М е у е г Е. Geschichte des Altertums, II, 32.
2. См. S с h a f е г — A n d г а е. Op. cit. С. 381.
Несомненно, что ещё в эпоху, когда основное назначение лошади было быть боевым конём колесниц, верховая езда была уже известна,но она не имела ещё такого широкого распространения. Гомеровские герои сражаются на колесницах, но вместе с тем мы можем в тон «Илиаде» указать ряд отдельных мест, свидетельствующих о том, что искусство верховой было знакомо уже и грекам Гомеровской эпохи. Так, например, Аякс при защите кораблей срав нивается с искусным всадником, который управляет четырьмя лошадьми и на быстром бегу перескакивает с одной на другую. Улисс сидит на бревне верхом, как на коне, и т. д.
На древнейших ассирийских изображениях всадников обращает на себя внимание cходство снаряжения лошадей верховых и лошадей в колесницах, при этом обычно каждый конный изображается в сопровождении безоружного всадника, единственным назначением которого, видимому, было вести лошадь воина и держать ее, пока тот стрелял из лука (рис. 3). Нельзя согласиться с военными исследователями истории конницы, что «кавалерия, действовавшая подобным образом, несомненно, была еще в периоде младенчества»(1).
![](http://i020.radikal.ru/1402/84/1a61b3791d94.jpg)
рис.3 Всадник на Балаватских воротах
В более позднюю эпоху использование лошади под верхом были получает все большее и большеешее значение, и в Мидо-Персидском государстве наблюдается почти полное вытеснение 6oeвых колесниц регулярной конницей(2).
Какого же типа и какого экстерьера лошади были распространены в царствах древней цивилизации Востока?
Раньше всего мы рассмотрим изображения лошади, сохраненные для нас искусством тех куда лошадь была ввезена, т. е. по преимуществу Ассирии, Вавилонии и Египта, а затем постараемся осветить вопрос о том, что же представляла собой лошадь тех стран, где она была эндемична. Изображения древнеассирийской лошади, а также лошади боевых колесниц Египта (рис. 4) рисуют один и тот же тип лошади, подобно тому как мы наблюдаем на этих изображениях и один и тот же тип запряжки, и незначительные изменения в структуре колесниц(3), видим на этих изображениях лошадь довольно крупную, стройную, сухую, с высоко поставлен¬ной шеей, с породной головой, хорошо развитой холкой, не очень глубокую, иногда даже, как на египетских изображениях, кажущуюся нам лещеватой (узкотелой). Художник старается выразить живой темперамент этой лошади, изображает её стремящейся вперёд, легконогой, стоящей на несколько тонких, сухих ногах, без каких бы то ни было намеков на щетки.