Давайте я еще одну статью сюда повешу. Большая, но дюже информативная.
1. Выездка в духе лошади. AnjaBeran. Ч 1.
1.1. ИСКУССТВО РАДИ ИСКУССТВА?
Спортивная выездка является специальной дисциплиной в конном спорте. На соревнованиях по выездке мускулистые четвероногие атлеты демонстрируют движения, освоенные в процессе долгого обучения. Чтобы получить лучшие оценки, там необходимо показать лошадь с соответствующими природными качествами и движениями. На сегодняшний день выездка считается выс- шим уровнем обучения лошади, в сравнении с обычной верховой ездой. Она словно подчиняет себе верховую езду, всадники начинают стремиться к вершинам выездки. Но именно по этой причине и ускользает истинная сущность этой конной дисциплины. Выездка не была создана для присвоения всаднику определённого статуса, она изначально предназначалась для обучения лошади. Поэтому даже в современном мире выездка не должна становиться искусством ради искусства, а должна быть ориентирована в первую очередь на сохранение психического и физического здоровья лошади.
Природа создала лошадь не для того, чтобы она возила человека. То, что она добровольно, а в лучшем случае даже с радостью носит на своей спине человека, происходит благодаря её кротости и готовности к сотрудничеству, качествам, развившимся и отобранным за тысячелетия в процессе разведения. В связи с этим долгом каждого всадника становится доброе обращение с лошадью и принятие ответственности за неё. И единственный для лошади путь сохранить радость при движении под седлом – это классическая школа. Поэтому все те, кто, занимаясь выездкой, садится на спину лошади, должны принимать во внимание следующие моменты:
Выездка должна помогать лошади и приносить ей пользу.
Если животное пострадало во время выездки, это компрометирует весь процесс выездки.
Выездка не является дисциплиной, предназначенной только для специально выращенных
лошадей.
1.2. КОНИ ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Классическая выездка не имеет ничего общего с великолепными, захватывающими пространство движениями лошади, не отдаёт предпочтения той или иной породе лошади. Более того, классическая выездка может помочь лошади, занятой в любой деятельности или дисциплине. Чем больше у лошади недостатков, тем тщательнее должна быть её подготовка. Конечной целью классической выездки является не безукоризненное исполнение элементов, а совершенствование коммуникации между всадником и лошадью, чтобы можно было осуществлять её с минимальным использованием средств управления. Различные элементы лишь подсказывают определённый путь развития, не являясь при этом самоцелью обучения.
Каков же смысл понятия «классическая выездка»? Позвольте мне, прежде чем мы продолжим наш разговор, дать его определение. Классическая выездка нацелена на развитие естественных навыков лошади. Она предполагает доброе обращение с животным во время обучения, логически составленные упражнения, нацеленные на достижение равновесия и гармонии. В итоге лошадь охотно и уверенно повинуется воле всадника, без потери естественности движений. Из определения следует, что классическая выездка не представляет собой какую-то теоретическую науку. Её основа – естественные, природные движения и способности лошади. Любопытный факт из истории выездки: все мировые известные мастера верховой езды постоянно возвращались к основным положениям, существовавшим задолго до их рождения; начиная с первых учений о верховой езде греческого полководца Ксенофонта (около 430 г.до н.э. – около 355 г. до н.э.) и до работы известных наездников современности, на- пример, служащего мне примером Нуно Оливейры (1925–1989). Из сочинений Ксенофонта следует, что уже около 1500 лет до нашей эры существовало некое подобие школы верховой езды. Выездку практиковали в военных целях. В этой школе отрабатывались элементы на собранность и расслабление на вольтах, полувольтах, в работе по кругу, развивающие гибкость лошади. Целью упражнений было достижение равновесия лошади под седлом, в то время как руки всадника были заняты щитом и оружием. При этом Ксенофонт акцентировал внимание на обучении не только лошади, но и всадника. Он был сторонником глубокой, сбалансированной посадки, в те давние времена ещё без стремян.
«Я не потерплю посадки, словно на стуле…», – писал он в своём трактате по искусству выездки под на- званием «Иппика». Ксенофонт предпочитал использовать жеребцов. Именно их, в отличие от кобыл или меринов, он считал наиболее пригодными для кавалерии, благодаря их мужеству и врождённой способности производить впечатление. Согласно его посту- латам, хорошо обученный конь удваивал шансы своего всадника выжить в бою. Несмотря на то, что мы не используем более лошадей в военных целях, трактат Ксенофонта остаётся актуальным и поныне. Одно из его на- учных положений звучало так: «Если необходимо продемонстрировать коня во всей красе, то нужно раз и навсегда отказаться от желания «пилить» рот животного. Большинство считают этот метод самым эффективным, но их заблуждение приведёт к обратным результатам».
1.3. СВОБОДА ОТ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ
Вторым известным мастером классической выездки стал Франсуа Робишон де ля Гериньер (1688–1751). Будучи королевским берейтором, он не только заведовал манежем в Тюильри в Париже, но и давал уроки самому королю Франции Людо- вику XV. В своих сочинениях он опирался на поло- жительный опыт предшественников, например, Антуана де Плювинеля, бескомпромиссно отвергавшего всё грубое и неестественное в выездке. Книга Гериньера «Школа кавалерии» по сей день служит эталоном для мира классической выездки. В глазах же самого Гериньера великим мастером своего дела был герцог Ньюкаслский, который практиковал движение «плечом внутрь» на кругу. Но Гериньер не остановился на достижении герцога Ньюкасла и продолжил работу «плечом внутрь» по прямой и при прохождении углов.
Именно Гериньер ввёл понятие, ставшее затем основополагающим для классики – «Отдача руки и ног» (descente de main et de pied), иначе говоря, «свобода от средств управления». Когда лошадь входит в положение сбора, всадник должен полностью убрать воздействие средств управления (шенкелей и повода). Не чувствующая принуждения лошадь способна продемонстрировать лучший результат. Важно проследить, чтобы лошадь не напрягала челюсть и продолжала собранный аллюр, сохраняя темп и импульс, без видимого контроля. Используя «свободу от средств управления», Гериньер достигает главной цели классической выездки: сведения до минимума применения средств управления, что делает их практически незаметными. Четвероногий ученик под седлом по-прежнему должен демонстрировать свободное движение. Именно это как раз и является слабым местом современной спортивной выездки. В правилах Международной федерации конного спорта нет упоминания об «опускании руки и ног», что разрешает всадникам требовать от лошадей точного исполнения элементов за счёт постоянного употребления средств управления. Лошадь становится партнёром по доброй воле или по принуждению. При отсутствии равновесия она не может продемонстрировать лёгкость движения добровольно. Поэтому всадник, вместо того чтобы свести использование средств управления к минимуму, начинает постоянно контролировать с их помощью движения лошади.
1. «МОГИЛЬЩИК ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ»
Одним из последователей Гериньера стал Франсуа Боше (1796–1873). До сих пор некоторые постулаты его методики (например, шейные сгибания) вызывают оживлённые споры. Но он стремился понять лошадь и наполнял свою методику гимнастическими упражнениями для улучшения её физического состояния. Благодаря этому ему и был присвоен статус мастера верховой езды, разработавшего и описавшего собственные методы выездки. И в течение жизни он продвинулся в своём развитии, признав прошлые ошибки, доказывая величие человека. В стремлении демонстрации лёгкости движения Боше ввёл менку ног на галопе в один темп. Боше считал шаг основой всех аллюров и сводил к минимуму использование средств управления. Он призывал разграничивать действие разных средств управления. Согласно его постулатам, следовало либо действовать поводом, без участия шенкелей, либо действовать шенкелями, без участия повода. Совместное одновременное применение обоих средств лишь запутает лошадь. Единственная проблема с теориями Боше состояла в том, что его книги были написаны очень непростым языком, что осложняло их понимание и приводило к неверному толкованию. Так, в ранних немецких школах выездки Боше слыл «могильщиком верховой езды». Но, несмотря на все противоречия, связанные с его методами, Боше оставался любителем лошадей, требуя от своих учеников доброго обращения с животными. Следуя примеру Гериньера, он отказался от использования вспомогательных поводьев и других запрещённых средств для достижения лёгкости и грации движения. Боше поддерживал идею относительно того, что движение «без средств управления» придаёт лошади уверенность. Непроизвольно уступая всаднику, она подчиняется ему, будучи уверенной, что движется независимо от него. В 1894 году полковник Додж писал о Боше:
«Боше был первым, кто показал миру важность доброго обращения в обучении лошади».
Основываясь на историческом развитии клас- сической школы выездки, можно сформулировать четыре главных принципа.
Искусство верховой езды не зависит от породы лошади.
Искусство верховой езды не зависит от формы одежды.
Искусство верховой езды не зависит от мастера.
Искусство верховой езды не зависит от эпохи.
2. МАНЕЖИ СОВРЕМЕННОСТИ: КЛАССИКА ИЛИ КАТАСТРОФА?
Мне посчастливилось изучить опыт, накопленный многими мастерами верховой езды. Таким же образом поступил, например, и португалец Нуно Оливейра. Занятие классической выездкой подразумевает чтение источников, просмотр старых фотографий и фильмов, поскольку одних лишь современных правил недостаточно. Те, кто начал заниматься искусством классической выездки, рано или поздно задаются вопросом: является ли то, что творится в современных спортивных манежах, классической ездой?
Курт Альбрехт (1920 – 2005), управляющий Испанской высшей школой верховой езды в Вене, отмечал:
«Необходимо сознательно подходить к выездке, ибо то, что происходит сейчас на конноспортивных соревнованиях, напрочь расходится с идеалом искусства классической верховой езды. Судьи, равно как и всадники, должны понимать, что результатом выездки должны быть красивые и довольные лошади. А таких лошадей можно получить, лишь затратив нужное количество времени на их обучение и придерживаясь методов работы мастеров классической школы».
Я не хочу останавливаться на достигнутом Куртом Альбрехтом. В моём понимании классическая верховая езда означает не просто красивых и довольных, но также и здоровых в зрелом возрасте лошадей. В этом случае, если верить цифрам, конный спорт сошёл с верного пути: согласно статистике о страховых случаях, 80% лошадей заболевают и погиба- ют, не достигнув семилетнего возраста; я призываю не забывать, что именно в возрасте семи лет лошадь вступает в расцвет сил и наиболее работоспособна! Чтобы убедиться в сказанном, достаточно заглянуть на рабочую площадку, где подготавливают лошадей для соревнований. Конный спорт претерпел колоссальные изменения не в лучшую сторону, эксплуатируя животных в погоне за славой. Что мы можем заметить навскидку на рабочей площадке?
Проблемы с шагом лошади.
Смещение баланса лошади вперёд, лошади на переду.
Проблемы со спиной. У многих лошадей нe работает спина, что неизбежно ведёт к травмам.
Смещение одной пары ног со следа другой на галопе.
Плохое исполнение пиаффе: энергия направлена не на поднятие плеч, а на «откидывание» лошадью конечностей назад.
Невозможность выполнения правильного пассажа, отсутствие широких, захватывающих пространство движений.
Спортивная выездка превратилась в демонстрацию искусственных, эффектных движений лошади. Чистое исполнение обычного собранного шага не представляет больше ценности, отныне конь должен затмить своими гиперэкспрессивными движениями белый свет. Чем резче и выше лошадь двигает ногами, тем громче аплодисменты в её честь.
3. ПОБЕДИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!
Откуда возникли подобные тенденции в современной спортивной выездке? На этот вопрос поможет ответить её история.
Спортивная выездка берёт свое начало в армии, где лошади использовались в качестве средства передвижения. Высшей ценностью считались послушание и правильность исполнения команд. Искусству места не оставалось. В период незадолго до Первой мировой войны соревнования по выездке включали исполнение следующих элементов: собранные и прибавленные аллюры, осаживание, повороты на задних ногах, менка ног на галопе по прямой, конкур из пяти препятствий. Данная программа говорит о том, что лошадей тогда обучали не в высшей школе, а в школе утилитарного характера, для мобилизации на фронт. На проверку ставились мужество, спокойствие и подчинение лошади. В школе утилитарного характера понимание выездки изменилось: демонстрация грациозных лошадей, идущих на почти свободном поводу и реагирующих на лёгкие, незаметные средства управления, отошла на задний план. На её место пришли сложные программы, в которых лошади с механической точностью, по одинаковым схемам, выполняли установленные задания. Гонка, имя ко- торой «победа любой ценой» (даже ценой здоровья лошади), стала стремительно набирать обороты.
В 1932 году в программу спортивной выездки вводится исполнение пиаффе и пассажа, в 1936 она уже содержит все элементы, которые демонстриру- ются в наши дни. Использование лошади как средства и спортивного снаряда возводится в ранг искусства верховой езды и выездки. Но изменилось ли что-то с тех пор в судьях и всадниках? Или, быть может, по-прежнему лидирует военное видение? Можно ли объединить искусство и спорт?
Обратимся к требованиям Гериньера о свободе от средств управления. Я ещё раз повторю, что упражнение «отдача руки и ног» дает лошади возможность демонстрировать лёгкие, грациозные движения. Но оно не находит своего применения в спортивной выездке. О нём нет упоминания, его не желают применять в выездке. Более того, оно противоречит методам общепринятого обучения. Предоставление лошади возможности двигаться так, как ей нравится, не вписывается в рамки скорого, ориентированного на быстрый успех обучения.
Хотя отметим, что Густав Штайнбрехт (1808 – 1885), снискавший добрую славу в конном спорте, говорил о том, что стоит прекращать воздействовать средствами управления для поощрения лошади. В теории, разницы между классической выездкой и спортивной быть не должно. На практике же налицо их явная несовместимость. Взять хотя бы критерии оценки в спортивной выездке, где настолько стирается граница между «обучением» и «природными задатками», что великолепно выезженная, но не идеальная от природы лошадь проиграет лошади недостаточно обученной, но при этом наделённой природой сенсационным аллюром. В Германии это становится настоящей проблемой: Международная федерация конного спорта словно работает на селекционеров, а конный спорт представляет собой соревнование племенных лошадей.