Автор Тема: Конные заводы и заводчики прошлого  (Прочитано 30060 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина Ткачева

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1003
    • Просмотр профиля
Конный завод М.И.Лазарева
Ведущим хозяйством по разведению чистокровных лошадей в Украине в начале ХХ ст. была основанная в конце ХIХ столетия конюшня в под Полтавой Михаила Ивановича Лазарева имении (деревня Полузерье Полтавского уезда). Конюшня комплектовалась выводными из Англии и Франции ценными по про-исхождению лошадьми, лучших маток отправляли на случку к известным зару-бежным производителям. В 1900 году завод М.И.Лазарева неожиданно вышел на первое место в России по сумме выигрыша чистокровными лошадьми на иппо-дромах.
На первых порах, глубоко не вникая в вопросы селекции, он больше пола-гался на интуицию и твердо верил в то, что «кровь всегда обозначится». Однако селекционную роботу М.И. Лазарев строил грамотно согласно принципа подбора «лучшего к лучшему». Начиная с 1909 г., он все глубже занимается селекцией и отправляет своих лучших кобыл за границу для скрещивания с лучшими произ-водителями.
Завод Лазаревых успешно развивался, начиная с 1903 года, когда был куп-лен очень ценный завод графа М.Замойского и арендованное имение Старая Весь, в 40 км от Варшавы. В конкуренции с конюшнями графа Рибопьера, Любо-мирских, Краснинских, Родзянко, лошади семьи Лазаревых с 1903 по 1913 год 6 раз становились победителями приза Дерби: Айриш Лад, Куллоден, Гаммураби, Каунт, Мамур, Галоп, Флореал и Демосфен. Особенный успех имел Флореал, 1908 году рождения.
Лазарев покупал новый материал за границей. На протяжении 1914-1915 гг. в филиалах завода М.И. Лазарева во Франции и Англии родилось 28 жеребят, которые были привезены в Украину через Архангельск в июле 1916 г. [Прусский В. Конюшня и завод Лазаревых / В. Прусский // Коневодство и конный спорт. – 1969. - № 8. – С. 29 – 32.]. Тщательный отбор и подбор позволил Лазареву получить в ставке 1915 г. таких классных лошадей, как Тагор, Сайгон, Сирокко, что оставили значительный след в отечественном коннозаводстве. Михаил Иванович внимательно следил за тем, в каком заводе появляется тот или другой жеребец, или его потомство, покупал молодняк и платил больше других.
На территории завода находилась образцовая конюшня, которая резко вы-делялась по своему значению и удельному весу среди многих скаковых конюшен прошлого. Ее называли «доминирующей». Такой крупной конюшни раньше в Российской империи не было. Для доставки лошадей с ипподрома на ипподром были построены железнодорожные вагоны, специально оборудованные для пере-возки скакунов.
Супруги Лазаревы содержали два тренерских отделения в Москве и Вар-шаве. Были годы, когда в тренинге в них находилось более 100 лошадей. Они приглашали для работы лучших жокеев и тренеров. В 1899 г. лошади этого заво-да уже скакали под жокеями в его «собственных цветах» - камзол и рукава мали-новые, картуз черный [Лелонг В. Из прошлого чистокровного верхового конно-заводства / В. Лелонг // Коневодство и конный спорт. – 1967. – № 4. – С. 12 – 13.]. Они семь раз занимали первые места во Всероссийском дерби, шесть раз остава-лись вторыми, двадцать раз выиграли Императорские призы в Москве, Петербур-ге и Варшаве. Неоднократно первенствовали во многих именных призах. Лаза-ревские лошади выиграли и Весенний приз в Москве, к которому так стремился владелец.
Найденные факты свидетельствуют, что когда Михаил Иванович заболел, то решил завещать завод государству. В отчете по Главному Управлению Госу-дарственного коннозаводства за 1915 году написано: «В декабре в 1914 г. умер один из известных российских коннозаводчиков и владелец наибольшей скако-вой конюшни д.с.с. М.И. Лазарев, в течении долгого ряда лет выигрывавший главные призы на скаковых ипподромах России. В начале отчетного года вдовой названного конозаводчика Евгенией Ивановной Лазаревой был принесен в дар Государственному Коннозаводству весь плодовый состав чистокровного завода, с такой любовью и таким знанием чистокровного дела собранный покойным М.И. Лазаревым» [Всеподданейший отчет по Главному Управлению Государст-венного Коннозаводства за 1915 год. Государственные конские заводы. Чисто-кровный имени М.И. Лазарева завод //Журнал коннозаводства. – 1916. - № 12. – год издания LXXV. – С. 6 – 8.].
В своем завещании Михаил Иванович выдвинул ряд требований, после че-го завод был передан в казну на таких главных условиях:
- переданный завод должен называться «Государственным чистокровным имени Михаила Ивановича Лазарева конским заводом» и не должен быть при-соединен к какому-либо другому казенному заводу;
- завод является постоянным государственным учреждением, причем нор-мальный его состав устанавливается с 50 маток и никогда не должно быть мень-ше 35 маток;
- общее руководство заводом принадлежит особенной комиссии при Глав-ном Управлении, под представительством Управляющего Государственным Коннозаводством, в составе не меньше трех лиц, которые избираются председа-телем из числа наиболее известных своими знаниями и  опытностью в деле чис-токровного коннозаводства;
- приплод завода, за исключением брака, обязательно должен принимать участие в скаковых испытаниях в цветах конюшни Е.И. и М.И. Лазаревых (кам-зол и рукава малиновые, картуз черный);
- здоровые жеребцы, по окончанию скаковой карьеры, должны поступать в казенные заводы и конюшни для общего пользования;
- отдача приплода в частные руки для скачек не допускается;
- лошади завода, за исключением брака, не должны продаваться;
- не менее 12 заводских маток должно находиться в Англии для случки с тамошними первоклассными производителями;
- Е.И.Лазаревой возмещаются из казны расходы по случке в 1915 г. нахо-дящихся в Англии и Франции заводских маток с заграничными производителя-ми;
- завод считается собственностью казны с 1 марта 1915 г. и с этого срока считается на иждивении последней, причем впредь до фактического принятия за-вода в казенное управление, казна возмещает владелице расходы по его содержа-нию;
- казне передается арендный контракт на имение Полузерье Полтавской гу-бернии и уезда, где расположен завод, с возмещением Е.И.Лазаревой уплаченной ею впредь арендной платы;
- содержание управляющего государственным чистокровным им. М.И.Ла-зарева заводом должно быть назначено не ниже управляющего государственным Хреновским заводом; при заводе должны быть постоянные тренер и два жокея, при чем как тренер, так и хотя бы один из жокеев должны быть первоклассными;
- производители Флореал, Зейтун, Демосфен не должны ни в каком случае никому продаваться и по окончании своей заводской деятельности должны оста-ваться пенсионерами завода.
16 мая 1915 г. завод был принят в ведомство Государственного Конноза-водства в таком составе: три чистокровных английских жеребца и 55 чистокров-ных английских маток, из которых 31 матка находилась в Полтавской губернии, в арендованном имении Полузерье, 13 - в Англии и 11 - во Франции:
Жеребцы-производители:
Флореал рыж. р. 1908 г. от Флоризеля 2-го и Мисс-Черчиль.
Зейтун рыж. р.1909 г. от Зинфанделя и Виры.
Матки:
Арсуйль гн. Р. 1899 г. от Крафтона и Таи-Уичь V. Ангелад рыж. р. 1903 г. от Гувернера и Кретан-Мэд. Авеню гнед. р. 1908 г. от Айриш-Лада и Вестерн-Роз. Арка гнед. р. 1908 г. Айриш-Лада и Роткепхен. Уиль-Агар гн. р. 1909 г. от Сай-мингтона и Истерн-Прайс. Гребба гн. р. 1899 г. от Тзи-Димстера и Гай-касть. І авоть рыж. р. 1905 г. от Гальти-Мора и Виры. Галатея гн. р. 1910 г. от Макдо-нальда 2-го и Героини. Долоресс рыж. р. 1905 г. от Гальти-Мора и Май-Ледис-Мэд. Дилемма гн. р. 1909 г. от Дарлей-Дэля-Хэзельбич. Лассук 2-я гн. р. 1904 г. от Рулера и Дассук. Люкреция рыж. р. 1908 г. от Эепуара и Лиги. Мабель т.-гн. р. 1904 г. от Руллера и Мод. Мельпомена сер. Р. 1906 г. от Бюиссон-Ардана и Мисс-Логан. Парагвай рыж. р. 1908 г. от Кво-Вадис и Глории. Рара гн. р. 1908 г. от Ритки 2-го и Катаринаржувны. Рен-Мод гн. р. 1911 г. от Макдональда 2-го и Рок-селан. Рапид гн. р. 1907 г. от Бриссака и Роткепхен. Сенегамбия рыж. р. 1899 г. от Триумфа и Сиерры. Хлер д’Иверь гн. р. 1906 г. от Ст.-Саймонмими и Фракас. Гасти-Герль рыж. р. 1903 г. от Гувернера и Миланез. Хэзельген рыж. р. 1903 г. от Сатайсти и Хэзельбич. Этна гн. р. 1908 г. от Айриш-Лада и Эльфин-Квин. Явори-на гн. р. 1902 г. от Мачбокса и Таис. Марпшептт гн. р. 1910 г. от Ласкариса и Мисс-Айзономи.
В Харькове на пункте Галти-Мора. Ксау гн. р. 1898 г. от Клэрона и Ксе-рантем. Тишрп гн. р. 1901 г. от Сен-Жермэна и Блокбери. Мансанаресс рыж. р. 1905 г. от Шаддока и Эам-Мусс.
В Деркульском Государственном конском заводе. Иматра рыж. р. 1905 г. от Бражаска и Геппи-Герл. Лаферьер гн. р. 1907 г. от Флайнг-Фокса и Лассук.
В Англии. Джюдис гн. р. 1899 г. от Рулера и Бравуры. Пандора гн.р. 1908 г. от Пардона и Виоланты. Мисс-Черчилль гн. р. 1901 г. от Рулера и Бравуры. Ге-роин гн. р. 1903 г. от Гальти-Мора и Виры. Катаринаржувна гн. р. 1901 г.  от Ру-лера и Экревисс. Вира рыж. р. 1896 г. от Галлинюля и Беллинзоны. Ракета гн. р. 1905 г. от Коллара и Реи-Сильвии. Серенада гн. р. 1910 г. от Солтпитра и Катари-наржувны. Сент-Агнес кар. р. 1902 г. от Сент-Фрюксена и Этель-Агнес. Рут гн . р. 1908 г. от Вильяма-Руфуса и Тизб. Радда рыж. р. 1904 г. от Бржаска и Геппи-Герль. Бьенвеню рыж. р. 1907 г. от Берегвелги и Виры. Квинт-Хелена гн. р. 1905 г. от Лавено и Политесс.
Во Франции.  Амфироэ, рыж. р. 1897 г. от Амфиона и Упорны. Мадага-скар, рыж. р. 1895 г. от Сен-Дамьена и Марции. Алерия гн. р. 1894 г. от Мельтона и Сангарр. Гаварни рыж. р. 1895 г. от Ле-Вара и Гризед-Лайтнинг. Рен-Фиометт гн. р. 1909 г. от Макдональда 2-го и Рокселан. Кумисс гн. р. 1896 г. от Кандлемаса и Джипси. Микрофон гн. р. 1899 г. от Ошен-Уэва и Микроскопа. Оранж гн. р. 1902 г. от Петра и Орти Блашнш. Москэ гн. р. 1903 г. от Маскэ и Риск-Ту. Фурш рыж. р. 1905 г. от Триндента и Мистрис-Фриман. Паризия рыж. р. 1906 г. от До-риклеса или Сент-Бри и Памоны.
Во временном пользовании Е.И.Лазаревой. Демосфен гн. р. 1910 г. от Дарлей-Делл и Москэ.

Было получено Высочайшее соизволение на допущение лошадей принятого в казну завода имени М.И. Лазарева «к участию в скаковых испытаниях на оди-наковых основаниях с лошадьми частных владельцев, освободив их от тех огра-ничений, которые будут применяться к казенным скаковым лошадям» (Хроника// Вестник жив-ва 1915 № 8-9 С. 715).
Вместе с тем Его Императорскому Величеству угодно было на всеподдан-нейшем прошении Е.И. Лазаревой собственноручно начертать: «Благодарю вдову действительного статского советника Лазареву за щедрое пожертвование, со-браннаго ея мужем с исключительной любовью и знанием дела, разсадника столь необходимаго для нужд отечественного коневодства верховой лошади».  (Хро-ника // Вестник жив-ва 1915 № 5-6 С. 491).
Временное заведывание заводом, до утверждения штата и положения о нем, было поручено старшему ветеринару Астраханской заводской конюшни ве-теринарному врачу Уступному, под надзором управляющего Полтавской заво-дской конюшней полковника барона фон-Гогенастенберг-Виганта.
В книге Е.В. Кожевникова и Д.Я. Гуревича «Отечественное коневодство: история, современность, проблемы» упоминается выдающийся завод супругов Лазаревых, но подлежит недоумению факт его нахождения за границей: «В 1922 г. польские коннозаводчики купили в Англии знаменитый конный завод Лазаре-вых (главным образом заводских маток). Каким образом завод Лазаревых с Ук-раины попал в Англию, остается загадкой до сих пор» [Кожевников Е.В. Отече-ственное коневодство: история, современность, проблемы / Е.В. Кожевников, Д.Я. Гуревич. – М. :ВО «Агропромиздат», 1990. – С.74.].
Из выше изложенного становится понятно, что матки завода Лазаревых на-ходились в Англии согласно предсмертному велению владельца для случки с лучшими производителями.
Последующие политические катаклизмы, события 1917 года, первая миро-вая и гражданские войны, не могли не повлиять на состояние скакового дела. Из архивных данных следует, что с территории Украины белогвардейцами и интер-вентами было угнано за границу более 50 тысяч племенных лошадей. В это число вошли и чистокровные верховые лошади конного завода Лазаревых. В Первую Мировую войну, революцию и гражданскую войну 1918 года почти весь завод Лазарева был утерян и до 1922 года удалось найти только 8 кобыл и два жеребца-производителя, в частности – Тагора, сыгравшего большую роль в отечественном чистокровном коннозаводстве.
Тем не менее, лошади завода Лазаревых еще немало послужили развитию отечественного чистокровного коневодства. Часть плодового состава конного за-вода Лазаревых стала основой формирования нового конного завода «Культура» в России. Несколько лошадей вошли в состав Смоленского конного завода, осно-ванного на базе конюшен купца И.С.Барышникова и его имения 22 мая 1922 го-да. В Украине питомцы конюшни Лазаревых также оставили след: жеребец 1438 Гелиоскоп, давший кобылу Гордость, в 1955 в Москве на скаковом митинге вы-игравшая призы имени городов Праги и Берлина и ставшая отличной заводской маткой [Калантар А. Из истории отечественного чистокровного коннозаводства / А.Калантар // Коневодство и конный спорт. – 1979. - № 10. – С. 18–20.]. От не был получен Гугенот, выигравший в 1956 году приз СССР, рекордист Горазд, от-личный скакун Горислав. От Гелиоскопа в Днепропетровском заводе использо-вался жеребец-производитель 2327 Гелий. И сегодня в Украине существуют ло-шади, восходящие своей родословной к знаменитому Тагору – одному из цен-нейших жеребцов конюшни Лазаревых, основателю отечественной линии Тагора – Дугласа.


Оффлайн Ирина Ткачева

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1003
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #1 : Июнь 06, 2012, 15:38:19 »
История Провальского конного завода
Для улучшения лошадей казаков, в 1844 году издано было положение о конских табунах войска Донского и устроен был Провальский войсковой конский завод. Большая площадь Провальских степей принадлежала конному заводу, основанному в 1846г. и существовавшему до Великой Отечественной войны, а с 1945 года – совхозу "Провальский". На заводе определено было иметь 34 жеребца и 250 кобыл лучших русских, донских и кавказских пород. В 1851 году были открыты первые скаковые общества на Дону: Новочеркасское и Урюпинское. В бывших ежегодно на Дону скачках расстояние обычно назначалось от 15 до 40 и даже до 67 верст. Был пример, что лошадь Кирсанова табуна догнала двух диких коз, одну после другой; эта же самая лошадь бежала в скачке второю.
В хозяйственном ведении Провальського конного завода находилось около 24 тыс. га каменистых неудобий. Конское производящее поголовье с 1846 по 1852 гг. состояло из 270 голов, в 1852 г. это поголовье было удвоено. Как писали историки тех времен «скотоводство (в т.ч. коневодство) должно почитать первостатейной отраслью Донского хозяйства, которою занимаются казаки с давних времен. Гораздо прежде, нежели получили они понятие о землепашестве, обладали уже табунами лошадей и скота, в чем заключалось главное их богатство. Имея страсть к сему роду занятий, казаки время от времени умножали и очищали табуны свои и довели их до того совершенства, в котором видим их ныне».
Самое обширное скотоводство находилось во Втором Донском округе. По известному в войске Донском числу жителей обоего пола - 511313 человек, примерно по 8 человек в семье, на каждое семейство приходилось: лошадей более 5, рогатого скота по 15 и овец по 38 голов. По образу занятия Донских жителей скотоводством, различали заводчиков, т.е. чиновников и казаков, которые разводили табуны лошадей и стада скота в таком количестве, что могли ежегодно продавать значительное поголовье. Таких заводчиков на Дону числилось до 385 человек, которые владели поголовьем лошадей до 82892 и скота - до 193686 голов.
Недостаток сведений не позволяет определить количество ежегодной продажи скота в округах Донского войска, однако записи в счетных книгах показывают следующее:
«В лошадиных табунах: от 200 маток родится в год до 130 жеребят, из которых до 4-летнего возраста 30 убывает; следовательно, чистая прибыль заводчика в каждый год полагается до 100 поголовьев, пополам меринов и кобыл. Табун, в котором находится 200 маток, обыкновенно будет состоять из 500 поголовьев: ибо в нем полагать должно до 300 поголовьев, родившихся в течении 3 лет. В большой части Донской земли, именно в округах: Миусском, Донецком, Первом Донском и на задонской степи, зимы бывают более легкие, так что в круглом счете лошади не более 30 дней стоят на сене; все же прочее время года пасутся в степи. Итак, на каждую лошадь в год потребно не более 30 пудов сена, которое хозяевам обходится дешевле 20 копеек за пуд. В пятисотном табуне 400 лошадей едят сено; следовательно, на весь табун потребуется сена менее нежели на 2,400 рублей. К присмотру за таковым табуном потребно 8 работников, полагая каждого в 200 рублей -1,600 рублей. Итак, содержание пятисотного табуна стоит 4000 рублей; если всю ежегодную прибыль, то есть 100 лошадей, пустить в продажу, то, полагая лошадь от 100 до 200 рублей, получится чистого доходу от такового табуна от 6 т. до 16 т. рублей. Но обыкновенно заводчики продают одних меринов, кобыл же оставляюсь для приплода, в каковом случае доход их должен быть в половину менее. Итак, если приложить сиё расчисление к общему числу лошадей, имеющихся у Донских заводчиков, то получим ежегодно меринов, могущих поступить в продажу, до 8,289 поголовьев, на сумму от 828 т. до одного миллиона 657 т. рублей, а чистый доход их простираться будет от 16.5 т. до 194 т. рублей. Сиё разумеется в таком случае, если бы все табуны Донских заводчиков были одинаковой доброты; но между ними больше половины таких, которые но доставят и одной трети сей прибыли. Кроме лошадей, принадлежащих Донским заводчикам, остается еще 292,665 поголовьев, кои не составляют заводов, а принадлежат Донским жителям, каждому по несколько штук. Применяя к ним тоже расчисление, надлежало бы иметь от них ежегодно в продаже до 29,266 поголовьев; но их продается не более трети сего количества; прочих же оставляют казаки для собственного употребления. Итак, доход казаков-незаводчиков удовлетворяет только издержкам на содержание. Вообще же в Донской земле лошадей может продаваться на сумму от 1,803,000 до 3,608,000 рублей.
По свидетельствам исследователей того времени, донские лошади происходили от древней татарской породы, смешанной с древней калмыцкой. В последствии донские лошади были улучшены арабскими, персидскими, черкесскими и турецкими. В результате смешения пород, на Дону образовался тип лошадей, которые легкостью и крепостью превосходили калмыцких, черноморских, татарских, башкирских и так называемых русских, простой породы. Отличительными свойства донской породы были острое зрение, резвое движение на большие расстояния, неприхотливость, довольствование скудным кормом.
В разных донских заводах конское поголовье отличалось. Так, Хоперском и Усть-Медведицком округах, собственно в казачьих заводах, лошади были малорослыми, но хорошо сложенными, легкими и сильными. В большой чисти табунов донских чиновников, в результате скрещивания с породой заводских русских лошадей, лошади отяжелели и были не похожи ни на донских, ни на заводских. Такие табуны считались на Дону испорченными, так как исправить их было весьма трудно. Много подобных табунов находилось во Втором и Первом Донских округах и даже в Донецком. Такие лошади больше продавались для упряжи; в ремонт их покупали редко и по низшим ценам.
Между Доном и Донцом до Калмиуса (Луганская и часть Донецкой областей), в гористых и сухих местностях, при реках, содержались лошади легкие, красивые, резвые: «они имеют копыто высокое и крепкое, круп сильный, шею и голову несколько лучше, и менее бывают подвержены болезням, когда отгоняются во внутрь России. В здешних табунах менее примеси заводских». В районе задонской степи лошади были крупные, но несколько слабее описанных выше, с мягкими бабками и широкими копытами, немного впалыми глазами и свислым крупом, исключая табуны графа Платова, Орлова и Иловайских, в которых было больше «азиатской крови». Опытные заводчики утверждали, что солончаки и горькая вода, находящиеся в задонской степи, делают лошадей рыхлыми и слабыми.
Лучший завод на Дону считался завод графа Платова, разведенного от породы отбитого в 1806 году у кубанцев табуна и улучшенного горными и персидскими жеребцами. Лошади его отличались от прочих заводов статностью, легкостью, красотой, резвостью и силой.
Вторым считался табун г.Кирсанова, заведенный от табунов Ефремовского и Краснощековского, черкесской и татарской пород, улучшенный горными жеребцами горскими из табуна Платова.
Третьим табуном считался табун принадлежащий г.Харитонову; он преимущественно состоял из черкесской породы, улучшеной жеребцами из табуна Платова.
Четвертый табун гг. Иловайских, заведенный Василием Ивановичем Иловайским, из породы лошадей калмыцких, татарских и черкеских. Лошади этого табуна превосходили ростом лошадей трех первых табунов, но уступали им по экстерьеру, легкости и резвости. Улучшались персидскими жеребцами.
Еще достоин внимания табун, известный под именем Харькова; принадлежал Донским калмыкам, а разведен был от табуна Ефремова и Платова.
Донские табуны были дикими; ходли круглый год в степи, только во время весьма глубокого снега или гололедицы, загонялись в базы и кормились сеном; матки случались по воле. Местное положение и климат Донской земли благоприятствовали естественному способу разведения лошадей.
Опыт показал, что донские заводы могут улучшаться одними восточными породами: арабскими, персидскими, туркменскими, черкесскими и турецкими. Многие заводчики, которые допустили в табуны жеребцов других пород, испортили заводы, хотя и лучшие восточные жеребцы мало исправляли пороки маток в приплоде и весьма медленно улучшали стати экстерьера. Уже в те времена внимание заводчиков направлялось на улучшение маток.
В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. На период случки в табуны назначались жеребцы из числа особо отличившихся на военной службе или ценных трофейных.
Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов - Задонья. Эти места приходилось отвоевывать у кочевников. Первый конный завод в Задонье основал в 70-х годах атаман Платов, затем появились заводы Иловайских, Серикова, Кутейникова, Янова и многие другие. Росту их числа и поголовья способствовало положение о безвозмездном и неограниченном использовании под коневодство задонских степей, принадлежащих Войску Донскому. Однако формы содержания лошадей были крайне примитивными, действовал жесточайший естественный отбор.
В 1835 году «Войсковым положением» правила предоставления земельных участков были изменены. На 500 голов табуна предоставлялся участок в 1,5 версты вдоль реки и 5 верст - в глубину степи. Была установлена арендная плата за одну лошадь - 15 копеек серебром в год. Теперь коневодство стало выгодным в основном крупным коннозаводчикам, располагавшим большими средствами, но такое положение способствовало качественному улучшению донской лошади.
В опубликованном в 1878 году «Списке частных конских заводов» Область Донского Войска занимала особое место: на ее территории находилось около половины верховых заводов Российской империи. Она была основным поставщиком верховой лошади на российском рынке. Самые крупные заводы располагались в Задонье, общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Основными владельцами конных заводов в тот период были офицеры Донского Войска. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл.
Новые правила о донском частном коннозаводстве, появившиеся в 1877 году, способствовали наплыву на Дон торгового капитала. Заводы казачьего дворянства начинают переходить к новым владельцам, бывшим ремонтерам, торговцам лошадьми и скотом. Появляются заводы Корольковых, Пишванова, Подкопаева, Букреева. Идет бурный рост конского поголовья. В 1910 году численность маток в Задонье составляла 32 тысячи голов.
Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.
На съезде коннозаводчиков в 1910 г. предложение признать, что достигнутые успехи по Задонскому коннозаводству зависят главным образом от целесообразного и последовательного применения "чистой английской крови", которая и впредь должна служить главным улучшающим элементом донской лошади, не вызвало единодушной поддержки. Ветеринарный врач Провальского конного завода К.Ф.Филиппов считал, что такое утверждение может относиться только к западной части задонского коневодства. Использование чистокровных и полукровных жеребцов в станичном коневодстве не дало положительных результатов. Отрицательное отношение к использованию чистокровных производителей было не только у части коннозаводчиков, но и у некоторых представителей военного ведомства. При очередной инспекционной проверке состояния табунов в 1898 г. (такие проверки проходили через каждые 3 года на 4-й) комиссия, состоявшая из представителей Военного ведомства, Главного управления Государственного коннозаводства и Донского войска, забраковала заводы, где широко использовались чистокровные производители, и предложили шире использовать калмыцких жеребцов.
Неопределенность в окончании срока аренды Задонских степей, с одной стороны, тормозила развитие задонского коннозаводства, с другой, - активизировала задонских коннозаводчиков, которые стремились доказать свою необходимость для государства. В свою очередь диспаритет закупочных цен на лошадей из "степных" и "культурных" районов мешал развитию верхового коневодства в европейской части России. Ни по своим масштабам, ни по породному составу оно было не сопоставимо с донским. Мосолов ссылается всего на несколько частных конных заводов. Это завод Е.М. Трифановской в Полтавской губернии, который имел всего 50 маток чистокровных, английских полукровных и орлово-ростопчинских. Завод А.И. Фальц-Фейна в Таврической губернии - 30 маток. Завод В.Э. Фальц-Фейна в Херсонской губернии, в Аскании-Нове - 94 матки, в том числе чистокровные, полукровные английские, англо-арабские, полурысистые и смешанные. Завод Ф.Э. Фальц-Фейна, также в Аскании-Нове - 65 маток: чистокровных, полукровных английских, полуарабских, рысистых, полурысистых и смешанных (Список частных конских заводов в России, 1904 г) Из государственных конных заводов верховых лошадей самым крупным был Провальский. Он входил в систему Задонского коннозаводства и призван был выращивать жеребцов для казачьих плодовых табунов. Стрелецкий и Ново-Александровский конзаводы, в общей сложности, имели около 300 маток, в основном полукровных английских и полуарабских. С 1902 года помощником управляющего Провальского конного завода значится есаул Хорошилов А.Н.
Как следует из книги П.Н.Краснова "Всевеликое войско Донское": «29 декабря 1918 г. атаман Денисов с союзниками посетили Провальский войсковой конный завод. Генерал Пуль был поражен богатством Войска Донского и царившим всюду порядком. Еще летом атаман скупил в Харьковском пункте чистокровных жеребцов – детей знаменитого Гальтимора, и теперь показывал отличных жеребцов, кобыл и молодняк в манеже, где шла выводка по строго заведенному коннозаводческому порядку, одновременно совещался с генералом Бобриковым, начальником завода, о том, куда вывести завод, если придется его эвакуировать, потому что уже и заводу угрожала опасность.»
Незадолго перед оставлением Новочеркасска, Походный Атаман полковник С.В. Павлов командировал одного из своих штабных офицеров в Войсковой Провальский конский завод (в 112 километрах на северо-восток от Новочеркасска, в 7 километрах на север от ж.д. станции Провалье, между двумя ж.д. станциями Зверево и Должанская). Начальником завода являлся есаул Г.И.Копылов, которому прибывшим офицером было передано Атаманское приказание о проведении немедленной эвакуации означенного конского завода, собственности Донского Войска. В заводском конском поголовье числилось около 4000 маток и молодых лошадей, и 50 кровных породистых жеребцов-производителей. Есаул Георгий Ильич Копылов, выполняя полученное предписание, оставил Провалье и тронулся в путь со всем конским составом Войскового Провальского конского завода, охранявшегося вооруженной командой в 260 конных казаков и калмыков (объездчиков), направляясь в район Днепропетровска (бывший Екатеринослав). Войны и революции полностью разрушили и задонское, и станичное коневодство. От многотысячных табунов осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей. К восстановлению донского коннозаводства приступили в конце 1920 года, но лишь через четыре года удалось собрать маточный состав для военных конных заводов. Никаких племенных записей, конечно, не сохранилось. Происхождение лошадей устанавливали путем опроса, по таврам бывших коннозаводчиков, ориентируясь по выраженности типа породы. После сортировки и типизации поголовья в 1926 году было сформировано 6 крупных конных заводов. Поголовье донских лошадей было сосредоточено в конном заводе им. Буденного. Небольшая группа маток некоторое время находилась в конезаводе им. Первой Конной армии. По состоянию на 1 января 1929 года маток донской породы было всего 209 голов!
Завод восстановили в 1924 году. Фактически организационный период растянулся на целую пятилетку с 1920 по 1925 гг. В первое время конные заводы формировались без какого либо плана. Кобылы и жеребцы отбирались независимо от происхождения, типа, вообще каких бы то ни было условий. Донское поголовье было собрано в конзаводах им. Буденного и им. 1-й Конной Армии. На осень 1925 г. в них насчитывалось 11 жеребцов-производителей и 199 маток. Летом 1926 г. комиссия специалистов провела осмотр маточного состава. Матки были рассортированы на племенных и ремонтных. Племенные кобылы должны были использоваться для расширенного воспроизводства, ремонтные - для производства кавалерийской лошади. Всего было сформировано 5 конных заводов: им. 1-й Конной армии, Донской им. С.М. Буденного, Провальский им. К.Е. Ворошилова, Терский им. М.В. Фрунзе и Сальский, с общим поголовьем в 750 маток.
Провальский им. К.Е. Ворошилова конзавод имел высококровное направление. На 1930 г. в нем было 9 чистокровных английских жеребцов и 193 матки, из них 149 венгерских, 13 полукровных, 16 по типу полукровных, 2 канадских. Упоминания о Провальском заводе встречаются в публикациях 30-х годов, где вскользь упоминается о том, что завод был на попечении государства, а конский состав был разнопородным верхового направления.
В 1940 г. в хозяйственном использовании завода находилось уже 30 тыс. га степи и простиралась она от с. Провалье до станции Замчалово и хутора Ягодный, использовалась, в основном, как сенокосы и пастбища. Здесь содержалось 2100 голов лошадей и 3500 овец. В начале Великой Отечественной войны все поголовье животных было эвакуировано в Западный Казахстан. В 1943 г., после освобождения, конный завод вновь был восстановлен. В связи с изменением производственного профиля хозяйства в послевоенные годы площадь Провальской степи резко сократилась.
На январь 1972 г. лошадей в совхозе «Провальський» уже не было, резко сократилась земельная территория  - в землепользовании совхоза находилось 17,6 тыс. га, из них более половины - пашня (9,7 тыс. га). В хозяйстве содержалось 4400 голов крупного рогатого скота и 9100 овец. Таким образом, развитие многоотраслевого мясо-молочного направления хозяйства, вызвало необходимость включения в сельскохозяйственный оборот почти всей территории Провальской степи, что негативно отразилось на состоянии разнотравно-типчаково-ковыльных степей. Для сохранения уникальных степных сообществ на высотных элементах Донецкого кряжа неоднократно принимались решения об охране этой степи. Так, в 1927 и 1948 гг. Провальская степь утверждалась заказником местного значения. В 1975 г. здесь был организован государственный заповедник "Провальская степь", но площадь его была мизерной (588 га), причем складывалась из двух разобщенных участков - Алиновского и Грушевого урочищ. Филиал Луганского природного заповедника, состоящий из Калиновского и Грушевского участков, расположенных у сёл Провалье (830 жителей) и Черемшино (180 жителей) Свердловского района в наиболее возвышенной части (абсолютные отметки до 325 м) Донецкого кряжа. Провальская степь получила статус заповедника в 1975г. Расположена на самом крайнем востоке Украины, где по наиболее высокой части Донецкого кряжа Ворошиловградская область граничит с Ростовской.

Оффлайн Dina

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1358
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #2 : Июнь 06, 2012, 15:47:06 »
Спасибо! Ждем еще!

Оффлайн Адажио

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 9882
  • мудрый ничего не делает против своей воли
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #3 : Июнь 06, 2012, 15:54:48 »
Большое спасибо,очень познавательно :yes:

Оффлайн Ирина Ткачева

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1003
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #4 : Июнь 06, 2012, 16:05:26 »
Спасибо! Ждем еще!
Надо не ждать, а присоединяться  ;)
А насчет Антонин - действительно это была летняя резиденция Потоцкого. Пишут, что документы сгорели во время пожара, но часть храниться в Варшавском архиве.
Вот что пишет об этих заводах А. Башлыкова, аспирантка ВНИИ коневодства (сайт "Лада-Консул" EQUELINE)
Среди дворянского сословия считалось более чем престижным ездить на арабской лошади, однако чистопородным разведением всерьез никто не занимался вплоть до XVIII века. В этом веке в Польше начинается эпоха арабских конных заводов. Золотыми буквами вписаны в книгу польской селекции арабских лошадей имена князя Сангушко, графов Потоцких, Браницких, Дзадушицкого и других. Наиболее легендарным из них был граф Вацлав Жевуский (1785 – 1830), чье имение Савран  располагалось в 300 км южнее Киева. Граф с детства был увлечен арабской культурой и беззаветно любил прекрасных бедуинских лошадей. Он более 2-х лет прожил в Аравии и Сирии, где снискал себе уважение и славу среди бедуинов, получил от них прозвище «золотой лев». Эмир Жевуский, вернувшись на родину, стал живым воплощением легенды. Он привел в свой конный завод более ста пустынных арабов, оказавших немалое влияние на ведение породы.
        Конные заводы княжеской династии Сангушко. Князь Хироним Сангушко (1743 – 1812), основатель дома Сангушко и конного завода Славута (1778) в имении Хрестовка, что между Ровно и Житомиром, был первым частным заводчиком, отправившим в 1803 году экспедицию на ближний Восток под руководством своего стальмейстера Бурского. После смерти князя Хиронима, его наследники, сын Эустахи-Эразм (1765 – 1845), позже – внук Роман Старший (умер в 1881), продолжили дело разведения арабских лошадей в Славуте. Князь Эустахи-Эразм в период с 1816 по 1842 год организует несколько экспедиций в Аравию и Сирию, в результате которых приводит в свой завод отличных лошадей, причем двое из них – жеребец Хайлан (Hailan) и кобыла Газелла (Gazella) – сыграли большую роль в создании племенного ядра Славуты. Роман Старший, а также его племянник Роман, ставший последним владельцем конного завода, не только всячески пополняли хозяйство племенным материалом с Востока, но и прославили его на всю Европу.
        В 1857 – 1914 годах в завод были введены такие известные жеребцы, как Батран Ага (Batran Aga), Джамри (Jamri), Езрак Сиглави (Ezrak Siglawi) , Кохейлан Абу Аргуб (Kohejlan Abu Argub), Ильдерим (Ilderim), целый ряд классных маток. Из конного завода Сангушко вышли всемирно известные линия Ильдерима, ведущаяся до сих пор, маточные семейства кобыл Милордки (Milordka), Волошки (Woloszka), Украинки (Ukrainka), Швейковки (Szwejkowska).
        Арабы из Славуты на Всемирной конской выставке в Париже были удостоены золотых медалей: в 1867 году жеребец Искандер Баша (Iskander Basza (Batran Aga-Armida)) и в 1900 году – кобыла Мельпомена (Melpomena (Achmed Ejub-Trychina)). В хозяйство стали стекаться покупатели из многих стран: России, Германии, Югославии и других.
        Перед первой мировой войной в конном заводе было 9 жеребцов-производителей и 132 конематки. В 1917 году Славута прекратила своё существование: большинство лошадей погибло в войну, восьмидесятилетний князь Роман был убит в своем замке во время бунта.
        Князь Владислав Сангушко (1803 – 1870), отец убитого Романа и брат Романа Старшего, обустроил в 1835 году на основе лошадей из Славуты завод Гумниска под Тарновым, в 90 км к востоку от Кракова. После смерти Владислава имение унаследовал его сын Эустахи, который в 1874 году привел туда из Аравии серого жеребца Халима (Halim) и кобылу Элиссу (Elissa), ставших родоначальниками генеалогических групп в конном заводе. В случной период в Гумниске часто использовались жеребцы из Славуты, и в родословных встречаются клички славутских производителей: Клебера (Kleber), Муцафер Паши (Muzafer Pasza), Абу Аргуба (Abu Argub), Сембата (Sembat). В Первую мировую войну хозяйство постигло сильное разорение, но князь Роман, сын умершего перед войной Эустахи, восстанавливает конный завод, пополняет оставшееся поголовье (это жеребец Mahomet и кобылы Jerychonka, Lalka, Nirwana, Sahara, Sierotka, Zdoba) лошадьми из Славуты (жеребцы Linkoln и Narzan, кобылы Lide и Sultanka).
        В 1927 году в Польше начинают проводить скачки для арабских лошадей. Князь Роман организует скаковые конюшни, первым покупает во Франции скаковых арабов в типе «муники», менее нарядных, но более резвых. Ему сопутствует успех. Роман, последний из Сангушко, следуя традициям семьи, предпринимает в 1930 – 1931 годах поездку в Аравию за лошадьми в целях освежения крови своего завода. Эта экспедиция, первая и последняя после Первой мировой войны и, кроме того, последняя в нашем тысячелетии, оказалась удачной. Были привезены жеребцы, ставшие впоследствии основателями мужских линий: Кухайлан Хайфи (Kuhailan Haifi), Кухайлан Афас (Kuhailan Afas), Кухайлан Адьюз (Kuhailan Ajouz), кобылы Kuhailan Ajoz Szeikha, Cherifa и некоторые другие.
        В 1942 году конный завод был эвакуирован в Западную Польшу, где многие лошади безвозвратно пропали. Князь Роман Сангушко эмигрировал в Аргентину.
        Конный завод графа Потоцкого. Граф Иозеф Потоцкий, сын Альфреда и Марии-Клментины, урожденной Сангушко, основал в 1883 году в 60 км южнее Славуты конный завод Антониан, где помимо арабских, разводили англо-арабских и английских чистокровных лошадей. Перед Первой мировой войной для арабского отделения граф импортировал племенной материал – 13 жеребцов и 2х кобыл – из Египта, Индии, Англии, Стамбула и Ближнего востока. Из привезенного поголовья большое значение для селекции имел Ибрагим (Ibrahim), положивший начало собственной линии в породе, основным продолжателем которой стал его сын Сковронек (Skowronek), проданный в 1915 году в Англию за 1500 фунтов. Граф, к сожалению, до этого времени не дожил.
        Его сыновья Иозеф и Роман после Первой мировой войны собрали остатки лошадей в два конных завода, Беен и Дерацн, и продолжили дело отца. В 1929 году кобыла их селекции Диверсия (Dywersia (Wallis II-Lutecja)) выиграла Дерби, а в 1938 году выиграл ее сын Джарема от Мадраса. Во Вторую мировую войну поголовье было практически полностью утеряно.
        Конные заводы Бранницких. Еще одной дворянской семьей, внесшей немалый вклад в польское арабское коневодство, была семья магнатов Браницких. Основатель фамилии Великий гетман Франц Хавер (1729 – 1819), посол при Екатерине II, был жалован землями под Белой Церковью, что в 90 км южнее Киева, где в 1778 году он организует конный завод, состоящий вначале из двух жеребцов и 30 кобыл неизвестного происхождения в восточном типе. Племенные записи в хозяйстве ведутся с 1803 года. В XIX веке под Белой Церковью функционируют 3 завода: Шамрайовка, Уцин, Янишовка, принадлежащие членам семьи Браницких. Постепенно тут сформировался своеобразный тип арабской лошади – достаточно крупной, массивной, но, в то же время, элегантной и быстрой. В 1818 – 1871 годах у Белой Церкви так успешно шли дела, что продавали до 2000 голов в год и более 1000 – раздаривали. До 1914 года в завод было импортировано 15 кобыл и 122 жеребца. В период революции имение было разграблено, лошади погибли.
        Кобыла Шамрайовка (Szamrajowka) из одноименного завода под Белой Церковью стала основательницей маточного семейства, имеющего значение и в современной селекции.
        «Эра» графа Дзидушицкого. Третьей семьей, чей арабский конный завод внес драгоценный вклад в польское коннозаводство, были графы Дзидушицкие. Основал завод с Яртшовке (80 км восточнее Лемберга) в первой половине XIX века граф Кайетан из лошадей заводов Сангушко, Браницких и эмира Жевуского. Основой процветания стал серый жеребец Багдад (Bagdad).
        В 1843 году, после смерти графа Кайетана, его сын Юлиус отправился в Аравию. Оттуда в 1845 году он привел 7 жеребцов (Abu Hejl, Turchmen, Absgar, Merdzakir, Abiat, Azet, Kohejlan) и трех кобыл. Абу Хайль, Абиат и Кохейлан использовались в заводе некоторое время, последний оставил хорошее потомство от дочерей Багдада. Кобылы – Газелла (Gazella), Млеха (Mlecha), Сахара (Sahara) – дали «золотые» семейства арабского конезаводства. Несколько позже в завод поступили еще лошади из Аравии и Египта. Среди них был Обеян (Obejan), чей сын от Kobey Han Обейан Серебряный широко известен в России. Жемчужиной Яртшовки стал пустынный араб Крыжик (Krzyzyk), купленный в 1876 году и основавший одну из ценнейших линий.
        Успех арабских лошадей графа Дзидушицкого был столь велик, что последнюю треть XIX века современники называли «эрой Дзидушицкого» и шутили, что идеал арабской лошади для поляка – это «арабы, которых разводит граф Дзидушицкий и рисует Юлиус Коссак». С этим известным польским художником, оставившим после себя много иппологических картин, Дзидушицкий был дружен.
        Наследники графа Юлиуса после его смерти поделили лошадей на четыре конных завода, которые погибли в Первую мировую войну.
        Кроме описанных, были и другие хозяйства, занимающиеся разведением арабов, с довольно ценным племенным поголовьем, все они перестали существовать в периоды войн 20 века.
        Значение дворянских конных заводов трудно переоценить, так как ведущие сегодня в Польше арабские конные заводы Янов Подляски и Михайлов укомплектовывались после Второй мировой войны лошадьми, происходившими в большинстве своем из частных хозяйств. Эти лошади собирались по одной на всей территории Польши, что помогло полякам вновь воскресить арабское коннозаводство. О качестве собранного поголовья можно судить по сегодняшней славе польских арабов.
        В заключение хотелось бы отметить: арабская лошадь настолько любима в Польше, что поляки считают эту породу своей национальной.


Оффлайн Dina

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1358
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #5 : Июнь 07, 2012, 06:03:23 »
А вот за это ОГРОМНЕЙШЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО!!!

Оффлайн Arisha

  • Авторитет
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #6 : Июнь 07, 2012, 07:12:33 »
Какая замечательная тема, спасибо огромное!

Оффлайн Ирина Ткачева

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1003
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #7 : Июнь 07, 2012, 07:28:46 »
Просьба ко всем - присоединяйтесь - сообщайте интересные факты о забытых коневодческих предприятиях своего региона. Возможно удастся вернуть из небытия людей, которые отдали свою жизнь коневодству или дополнить их биографию.

Оффлайн Катерина

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 15420
  • I'm not perfect ~ I'm original.
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #8 : Июнь 07, 2012, 07:34:22 »
Отличная тема! Супер-информация!
А я вот хочу "поднять" материал о Скадовском конезаводе, который (по моим сведениям) был чуть ли не самым главным у истоков создания УВП.
Кстати, у меня тут есть одна можно сказать мечта и я обращусь в личку к некоторым участникам форума.

Оффлайн Ирина Ткачева

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1003
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #9 : Июнь 08, 2012, 08:52:23 »
А я вот хочу "поднять" материал о Скадовском конезаводе, который (по моим сведениям) был чуть ли не самым главным у истоков создания УВП.
Был такой завод. Он включился в работу с УВП с 1951 года. В нем было сосредоточено поголовье венгерских кобыл (типа фуриозо-нортстар), кобылы - дочери ганноверских и тракененских жеребцов, поступившие из Украинского завода и доморощенные дочери чистокровных жеребцов. Но просуществовал Скадовский завод недолго - он был ликвидирован в 1954 году. Немногие лошади были переданы в Днепропетровский завод.

Оффлайн Катерина

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 15420
  • I'm not perfect ~ I'm original.
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #10 : Июнь 08, 2012, 12:08:54 »
Всего три года проработал?  h0.0

Оффлайн Ирина Ткачева

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1003
    • Просмотр профиля
Конные заводы и заводчики прошлого
« Ответ #11 : Июнь 08, 2012, 15:00:00 »
Всего три года проработал?  h0.0
Ну нет, Катерина. Я же пишу: "включился в работу...". Конный завод был основан в 1840 году, но занимался он разведением степных лошадей. После революции это хозяйство, как и все, было национализировано. Все конюшенные постройки тогда использовались по назначению. После войны, когда решили заниматься породообразованием, выбрали (благодаря Буденному) лучшие для коневодства места.