Немного истории...Речь пойдет о казачьем конном театре. «Степь да степь кругом», — так поется в известной народной, песне. Газеты утверждают, что эти слова как нельзя лучше подходят к самому восточному рубежу нашей страны - Меловскому району Луганской области. Места тут заповедные, не только оттого, что в этом районе расположена знаменитая Стрелецкая степь, а просто потому, что там очень красивые пейзажи.
Вначале театр назвали «Стрелецкие лугари». Это не только спорт и искусство — это возрождение и внедрение в молодежную среду правил и образа жизни казачества. Его так и именуют — казачий конный театр.
Основателем и художественным руководителем Луганского областного козачьего конного театра является Юрий Григорьевич Гарбуз. Именно благодаря усилиям этого человека и еще нескольких энтузиастов, а энтузиасты на Меловщине еще не перевелись, и был создан этот уникальный коллектив.
Юрий Григорьевич начал свою трудовую деятельность фермером. В одной из статей парламентская газета «Голос Украины» назвала его « неправильным фермером ». С этим можно согласиться. Театр был давней мечтой Юрия, он с детства любил лошадей. Создавался театр чисто на энтузиазме нескольких одержимых идеей людей. Это Юрий Гарбуз, Александр Якимов, Владимир Романенко, Дмитрий Чеча, которые привели своих собственных коней: Прерию, Налета, Волшебника, Дьявола, Бубна — все из породы дончаков и русских рысаков. Подарил театру своего коня и бывший заместитель председателя облгосадминистрации Николай Гапочка. Теперь посмотреть на «казачьи забавы» собираются не только местные жители, но и иногородние гости. Был еще случай, когда от российского «Лукойла» неожиданно поступило предложение о покупке всех коней-артистов оптом, однако расставаться со своими питомцами аматоры не спешили, тем более, что конный театр стал для создателей и прибившейся к нему в последнее время местной молодежи вторым домом, и если хотите, смыслом жизни.
О своей роли в создании единого в Украине (некоторые утверждают, что и во всем мире) конного детского театра Юрий Григорьевич распространяться не любит, но из газет мы узнали, что идея создания чего-нибудь подобного, где бы подростки имели возможность чем-то увлечься и отлучиться от пагубного влияния улицы, у него созревала давно. И только тогда, когда был создан Беловодско-Меловской полк украинского казачества, где наказным атаманом избран наш земляк, «неправильный фермер» Юрий Григорьевич Гарбуз, эту мечту удалось реализовать.
Дирекция выделила для лошадей детского театра лучшее помещение — бывший ветлазарет. Театр стали посещать девять учащихся местной средней школы и двенадцать взрослых девушек и юношей не только из Новострельцовки, но и из близлежащих сел. Почти на каждой тренировке присутствовал Юрий Гарбуз. Любовь к лошадям, как однажды он признался, сидит у него в крови. Дед был кавалеристом, и его рассказы о лошадях запали в душу юного Юрика. Во втором классе он уже читал журнал «Конный спорт», а когда повзрослел, перечитывал всю литературу о лошадях. Когда стал фермером, у него было, как говорится, хлопот полный рот, а о лошадях не забыл. Приобрел себе тройку рысаков для выезда. А когда на праздновании 56-й годовщины Великой Победы губернатор области А.С. Ефремов приехал в Меловое, Юрий Гарбуз прокатил его на фаэтоне (это запечатлено на снимке). Александр Сергеевич высказал удовлетворение поездкой и был доволен тем, что на Слобожанщине возрождается казачество. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Для театра было выделено помещение. Увлеченные идеей друзья привели своих лошадей. Нужны были актеры для театра. Когда театр только создавался, в него приходили люди разного возраста и с различной физической подготовкой, но никому из них Юрий Григорьевич не указывал на дверь. Занятия в театре были бесплатными, и пробовать себя на роль лихого казака или джигита (кому как нравится) мог каждый желающий. Просто те, кто не выдерживал напряженного ритма, заданного тренеровками, уходили сами. А вот те, кто остался (всего около тридцати актеров), сплотились в единую команду и освоили более двадцати видов сложных трюков. Актеры театра — это молодежь, без преувеличения, просто влюблена в лошадей. Но в конном театре выступают не только люди, но и, естественно, кони. В театре 17 лошадей. В основном рысаки и англо-арабы, есть еще два пони и два тяжеловоза. Но не все из этого маленького поголовья выступают перед зрителями. Дело в том, что для выполнения трюков берут только жеребцов, а несколько кобыл держат на племя. Для театра это целесообразно по двум причинам. Первая причина состоит в том, что хорошая породистая лошадь стоит от нескольких тысяч долларов до нескольких десятков тысяч, и выходит, что намного дешевле иметь своих кобыл, от которых можно получить хорошее потомство. А вторая причина — далеко не каждый конь имеет природные склонности к артистизму, то есть не каждая лошадь имеет такой талант. Все, как и у людей. Можно перебрать много лошадей и не найти такую, которую удалось бы обучить хоть какому-либо трюку. А от талантливого жеребца больше шансов получить жеребенка, который, возможно, унаследует от отца «его способности» частично или же в полном объеме. Сейчас на смену заслуженным жеребцам-ветеранам, тем, которые выступают в театре с первого дня, таким, например, как Ливерпуль или Дьявол, дрессируют молодняк полутора-двух лет.
Как видно из вышесказанного, в самодеятельном театре все дела обстояли серьезно, но, несмотря на то что этот театр был визитной карточкой, он задыхался от безденежья. «Лугарей» приглашали на все областные праздники, но денег из бюджета на развитие не выделяли ни копейки. Все держалось на энтузиазме аматоров. Проблемы для театра становились на его дороге одна за другой. Но основной проблемой было отсутствие грузовика, специального грузови-ка-коневоза, и страдали от этого основные актеры — лошади, они часто травмировались. Первые четыре года театр финансировался из средств самого Юрия Григорьевича. Как видим, увлечение «неправильного фермера» ему дорого стоило. В среднем это «увлечение» обходилось ему в 70000 - 80000 гривен в год. И часто вместо того, чтобы купить запчасти к технике, так нужные для работы на земле, он покупал новую лошадь и тратил деньги на сбрую, на костюмы для театра.
В любом хозяйстве деньги играют решающую роль. Любое безденежье прекращает существование той или иной идеи. Непредвиденное случилось и с конным театром. В 2003 году театр прекратил свое существование. Почему? Причины были веские. Град два года подряд выбивал весь урожай, и у Гарбуза просто не хватало денег для погашения кредитов, ему было не до театра.
Любое новое начинание встречает на своем пути всяческие преграды и непонимание. Любые энтузиасты, как и реформаторы, не всегда бывают счастливыми. Но тут счастье Юрию Гарбузу улыбнулось. Областное руководство решило спасти это уникальное культурное заведение. Театру к началу 2004 года был присвоен статус областного коммунального предприятия, со всеми, как говорится, вытекающими... Из областного бюджета было выделено 300000 гривен. Эти средства позволили найти для театра новое помещение (полуразрушенного склада). Этот склад был отремонтирован и оборудован под конюшню, пошиты для сотрудников костюмы. С этого момента ребятам, которые выступают, и тем, кто ухаживает за лошадьми, стали платить зарплату около 300 гривен. Казалось бы, что все в порядке, театр получил статус и стал легитивным учреждением. Можно и успокоиться.
Но и после перехода театра на баланс области Юрий Григорьевич не отказался от него, а возглавил его в качестве директора. И как бы то ни было, он продолжал выделять некоторые суммы на свое увлечение.
Как и у всякого творческого человека, у него в будущем большие планы, связанные с этим новым учреждением. Он намерен на базе театра создать казачий музей под открытым небом. Музей будет отображать жизнь казаков, донских и запорожских в ХУ1-ХУП веках. Предполагается построить с одной стороны украинские мазанки, а с другой - русские срубы. Вокруг домиков создать подворья, где гуляла бы всякая живность - от кошек до кур и коз. И чтобы в каждый дом можно было войти и пообщаться с хозяевами в национальных костюмах, которые предложат вам отведать блюда, присущие тому времени. Но пока это только планы. А начиналось все это в далеком 1991 году. Тогда двадцатилетний Юрий вернулся из армии, где служил в спецназе, и, покочевав несколько месяцев по госпиталям с тяжелыми ранениями после «нахичеванской мясорубки», залечил только тело, а не душу. Вернуться к нормальной мирной жизни помогла семейная пасека. Подлечив тело и душу, он решился «примерить» на себе обличив фермера. Получив в качестве «стартового капитала» 70 га земли, далеко не самой лучшей в районе, в 60 км от Мелового, у села Диброва, будущий «Лучший молодой фермер Украины» приступил к работе. Сначала пришлось «воевать» с представителями районной власти, потом с родителями, уговаривающими его отказаться от этой затеи, но он стоял на своем. На «меже» своих новых «владений» и леса он выкопал землянку и колодец. И так жил в течение двух лет, без электричества, отапливая свое первобытное жилище дровяной буржуйкой. Научился сам готовить и даже выпекать хлеб. Приобрел вагончик, разделил на две половины, в одной поселился сам, вторую половину отдал корове. Зимой воевал с волками, но приходилось и с людьми. Не очень дружелюбно относились к нему и рядом живущие люди. Был, например, один старик, который каждое утро приходил к землянке, находившейся в семи километрах от села, становился с вилами на пороге и кричал, что он его, «проклятого буржуя», все равно заколет.
Так начиналась мечта о стрелецком конном театре в далеком 1991 году. Будучи фермером, Юрий Гарбуз создал конный театр «Лугари». Он уже существует и имеет свою славу и популярность далеко за пределами Меловского района и даже Украины. Сейчас наездники гастролируют по Европе, ездили по приглашению в Венгрию, Словакию, Германию и Беларусь. В отношении театра у Юрия Григорьевича тоже есть планы: поставить спектакль, посвященный истории Украины, показать, с чего начиналась Киевская Русь, как развивался быт, культура. Уже есть фильм о «Лугарях», поставленный по его сценарию, который он сам монтировал. У Юрия Гарбуза, наверное, легкая рука, потому что ставит перед собой реальные цели и уверенно идет к ним.
Итак, о выступлениях!Честно, когда увидела впервые, захотелось смотреть ещё и ещё! Каждое выступление оригинально. Козаки импровизируют, шутят, вовлекают зрителей поучаствовать в выступлении!Костюмы нарядные, лошади ухоженные, толстенькие, летят во весь опор, красуются перед зрителями!Впрочем, смотрите сам)))