На молочной ферме 60-летний Вячеслав Кузняк четвертый десяток лет работает дояром. Он — местная достопримечательность Летавы. "Моя мама была дояркой, еще вручную доила, а я пацаном бегал на ферму ей помогать. Можно сказать, вырос здесь, — рассказывает Вячеслав. — После армии вернулся домой, надо было искать работу. Умел я только коров доить, вот и устроился на молочную ферму. Я люблю свою работу, а те, кто говорят, что это чисто женское занятие, ничего не понимают".
_1_1___03
На прогулке. Всего в колхозе 650 голов рогатого скота, из них 150 дойных коров и 90 телят.
"КУПУЙ СВОЄ". В летавском колхозе вся техника украинская — председатель кооператива поддерживает исключительно отечественного производителя. "Из какой-то передачи он узнал, что токарь херсонского комбайнового завода "Славутич" повесился возле своего станка, потому что почти полгода не получал зарплату. И Михалыч посчитал, что если купить несколько комбайнов, то может хоть немного улучшится жизнь работников этого завода. В итоге мы взяли в лизинг четыре комбайна. Если бы так каждый делал, не было бы в стране такой нищеты", — уверен Черный.
КОММУНИЗМ: СПРЯТАННЫЙ ЛЕНИН И 1 МАЯ
В Летаве до сих пор царит коммунизм: памятник Ленину красуется в центре села, а колхоз гордо носит имя вождя. Главным праздником в селе считается Первое мая: в этот день на площади собирается людей больше, чем на Новый год. На зданиях вывешивают красные флаги и устраивают соревнование между трудовыми коллективами. Проблем с инакомыслящими в Летаве не возникало до прошлой весны. "Когда в Киеве поднялся Майдан, к нам в село приехали неизвестные, — вспоминает Виктор Черный. — Они начали кричать, что фашисту (имели в виду Ленина) в центре села не место, что от него нужно избавиться. Я ответил: мол, убрать-то его мы уберем, но что, после этого вам дышать легче станет? Предложил собрать народ, обсудить все мирно, но те стали отнекиваться. Чтобы не усугублять ситуацию, мы с ребятами подогнали кран, аккуратно демонтировали Ленина, положили в машину, отвезли на зернохранилище и там в углу спрятали. А к Первому мая, когда все утряслось, вернули на место. Ведь это история: не мы Ленина ставили, не нам его убирать. Давайте тогда картину Яблонской выбросим! Если честно, при совке было много хорошего: и жилось интереснее, и люди были более искренние и веселые. А сейчас все какие-то закомплексованные, зомбированные: сутками сидят в интернете, боятся на улицу из берлог выйти".
ЛЕНИВЫЕ РУМЫНЫ И КРЕДИТЫ
В селе Горбовая Черновицкой области, где 99% жителей — этнические румыны, до сих пор работает колхоз, основанный еще в начале 1940-х годов. Сейчас его именуют кооперативом, а землю, которая некогда принадлежала государству, председатель арендует у людей. Трудятся в колхозе 75 человек. "Еще пять лет назад в хозяйстве работали 200 человек, — вспоминает лучшие времена председатель Виорея Швабу. — Ежегодно мы засевали 150 гектаров свеклы. Но сахарные заводы по всей области закрылись, и нам уже не было смысла выращивать свеклу. Теперь вся надежда на пшеницу и кукурузу".
В хозяйстве кировского колхоза — 650 гектаров различных культур, 650 голов крупного рогатого скота, из них 150 дойных коров и 90 телят. Есть здесь 10 доильных аппаратов, а из техники — 12 тракторов и два комбайна, купленные в кредит. "С каждый годом все сложнее сохранить колхоз, — признается Швабу. — Все деньги, которые мы зарабатываем, уходят на зарплаты, солярку и запчасти. Цены на солярку сильно поднялись, а на молоко, наоборот, упали. Да и проценты на кредит раньше были ниже, а сейчас заламывают 23—25%! Под залог на проведение следующих весенних полевых работ мне даже оставить нечего — и так недавно взял кредит, чтобы купить два трактора и комбайн".
Несмотря на финансовые трудности, работники колхоза не бедствуют. Механизаторы в среднем получают до 3000 грн, а труд доярок оценивают в 2—2,5 тыс. грн. "Народ лениться стал — совсем не хочет работать, а зарплаты требуют еще поднять, — сетует председатель. — Многие вообще на заработки уехали, так что во время сбора урожая приходится привлекать посторонних людей. Плачу пацанам по 300—500 грн в день — и они довольны, и у меня работа сделана".
На прогулке. Всего в колхозе 650 голов рогатого скота, из них 150 дойных коров и 90 телят
"ДРУЖБА": ПАИ В АРЕНДУ И ПИОНЕРЫ
По принципу колхоза работает и СПК (сельско-производственный кооператив) "Дружба" в селе Кирово Херсонской области. Трудятся здесь больше двадцати человек. Люди получают арендную плату за свои паи, зарплату, а если выдастся хороший урожай — то еще и премиальные (по 500 грн в день за превышение нормы). Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сою, помидоры. В хозяйстве есть сотня коров. Часть прибыли кооператив выделяет на помощь селу: электрику, водоснабжение, ремонт дорог. "Чтобы выжить, нужно держаться вместе. Потому мы с хлопцами все делаем сообща, а прибыль делим поровну, — говорит председатель Захар Аташьян. — Считаю, что без колхоза село умрет. Раньше колхозы для большинства селян были не просто работой, а способом и смыслом жизни. А когда их начали разрушать, то села стали вымирать, поскольку все держалось на колхозах. И будет валиться дальше, пока эту форму не вернут".
Сохранить предприятие кировским колхозникам удалось исключительно на энтузиазме. "Работящие люди — это главное, благодаря чему мы держимся на плаву. И, конечно, важно, кто у руля. Если крепкий хозяйственник — село выстоит", — рассказывает заместитель директора Виктор Баранов, он же — сварщик и охранник.
"Дружба" работает еще с 1930-х годов. За 80 с лишним лет изменилось, конечно, многое. О прежних временах колхоза напоминает стенд с фотографиями в сельском клубе: рекордные удои, победители соцсоревнований. Есть даже пионеры — при кооперативе действует отряд юных ленинцев. Они участвуют в спортивных соревнованиях, помогают бабушкам, делают кормушки и собирают макулатуру.
http://www.segodnya.ua/life/stories/chem-zhivut-poslednie-kolhozy-558475.html