Люди всегда интересовались и интересуются наличием интеллекта у животных, его уровнем, возможностью коммуникации с животными на более высоком уровне, чем просто дрессировка животного. Лошади, в силу своего непосредственно близкого отношения с человеком, всегда пользовались и пользуются особым вниманием в исследовании интеллекта у животных.
«Эффект Умного Ганса»
Умный Ганс (нем. Kluger Hans) — лошадь породы орловский рысак, жившая в Германии в начале XX века и получившая известность из-за того, что якобы обладала высочайшим интеллектом и могла производить в уме арифметические операции и решать другие математические (и не только) задачи, давая верные ответы на задаваемые ей людьми вопросы. Представления с её участием проводились при широкой публике.
В результате комплексного методологического расследования, проведённого в 1907 году немецким психологом Оскаром Пфунгстом, было доказано, что лошадь на самом деле не производит в уме никаких подсчётов, а даёт верные ответы, наблюдая за «языком тела» и эмоциями зрителей, в первую очередь — своего хозяина и дрессировщика, который до последнего даже не предполагал наличия у лошади такой способности и искренне верил, что его животное разумно. Результаты исследования Пфунгста были приняты научным сообществом и используются в экспериментах по интеллекту животных и людей, чтобы избежать влияния экспериментатора на испытуемого. Заслуга Пфунгста - в открытом им эффекте, который назван «ожидаемый эффект экспериментатора», или «эффект экспериментатора», также известным как «Эффект Умного Ганса». "Эффект Умного Ганса" заключается в том, что человек, задавая вопрос и зная на него правильный ответ, будет невольно «подавать» эти «сигналы» отвечающему — независимо от того, хочет он того или нет; разница может быть лишь в степени проявления этих «сигналов» в поведении: их можно заглушить, сделав почти незаметными, но подавить полностью нельзя.
В настоящее время «эффект Умного Ганса» применяется в психологических экспериментах не только с животными, но и с людьми: в области восприятия, познавательной и социальной психологии. Дабы избежать его, применяется так называемый слепой метод, когда спрашивающий не обладает информацией о предмете вопроса, и, таким образом, влияние данного эффекта сводится к нулю. Другой способ избежать при тестированиях «эффекта Умного Ганса» — замена спрашивающего компьютером, который, естественно, не может иметь каких-либо эмоций и лишь даёт стандартизированную информацию вопроса и фиксирует ответы.