И еще немного моих рассуждений)
О восприятии лошадью упражнений/элементов.
С самого начала своих вольных фантазий на тему занятий меня удивляла одна закономерность. Лошади привязывают исполнение упражнения к положению человека в пространстве относительно самой лошади. Проще говоря, одно и то же упражнение воспринимается лошадью как разное в зависимости от того, где находится человек. Например, осаживание. Есть осаживание рядом с человеком. Есть "осаживание на руку" - когда человек находится сзади. Есть осаживание по типу игры Парелли йо-йо - когда человек спереди. По сути, это одно и то же самое движение, но лошадь воспринимает это как три разных упражнения. И обучать приходится все эти три упражнения отдельно. Я учила осаживанию всех этих трех типов на одну команду с одинаковой интонацией. Особых проблем, в принципе нет.
Очень заметно, насколько лошадь зависит в выполнении какого-то упражнения от положения человека, например, при исполнении корючковатого переднего кранча, когда лошадь тянется за вкусняшкой меж передних ног. Одной командой такой передний кранч уже не вызовешь. Лошадь будет видеть смысл кранча в тянучке за вкусняшкой, и без приманки отработать такое "упражнение" будет очень трудно, но, в принципе, возможно.
Получается, что лошадь делает упражнение
вместе с человеком. И если человек не делает вместе с лошадью, то и лошадь недоумевает, выполняет коряво и фиктивно)
В идеале человек дает как можно менее заметную/ощутимую команду, а лошадь выполняет задачу как можно полнее и эффектнее. Тут уже приходится следить и за собой)
Очень сильно перевернуло мое ОтЭкольное сознание упражнение "галоп на руку".
При первой мысли, галоп отрабатывается переходом с рыси. Это логично. Но! Лошадь воспринимает галоп не как элемент а просто как аллюр) Я это осознала, когда пыталась обучить этому рысака Лабусю) Разогнать его на земле в галоп не просто.
С верховыми лошадьми все переходы и смены аллюров на корде делались очень легко. Но там своя специфика.
Не буду рассказывать всех подробностей, но галоп на руку/кордео Лабиринт научился выполнять очень эффектно с обоих сторон/ног. Эта магия мне открылась совсем неожиданно))
Тут обучение в процессе:
А вот уже шикарненький галоп грязнульки-Лабуси на кордео в сборе)
И теперь сама Барсюня предлагает мне галоп на руку, а я в большом замешательстве. Еще не время, блин)) По плану совсем другие начинания.
Придется откладывать. И отрабатывать стандартные нудные галопы с рыси на виртуальной корде, к которым особой симпатии Барса не испытывает)
Но насколько же тонкая эта грань в восприятии лошадью одного и того же в зависимости от любого фактора!)) Скорее всего вся загвоздка находится в высшей нервной системе. В мозгу))) И зависит от способностей лошади. И сейчас немного ботанства)) Можжечок отвечает за движение, координацию... Он тесно связан с корой головного мозга и спинным мозгом. Все, что заложено в можжечку - это несознательные движения. А вот центры движения коры головного мозга - это уже ТО, сознательное. И вот когда мы просто подгоняем лошадь - тут работает несознательный можжечок. Лошадь не задумывается о том, как ей скакать. А вот когда мы учим лошадь, работает кора головного мозга - тут уже сознательно лошадь продумывает очередность своих движений. Сродни тому, как мы, люди, учимся танцевать.) Нам сначала нужно запомнить, какую ногу куда ставить и в какой последовательности выполнять все движения. И только потом дело доходит до автоматизма. Предполагаю, этот самый автоматизм и создается в можжечке, но вызывается и контролируется центром коры, т.е. сознательно.
В общем, все совсем не просто)))