так вот про змеиный из альмаанаха
Центр цивилизации Тендровской косы
«Центром цивилизации» косы, как раньше, так и сейчас, является, конечно же, Тендровский маяк. Построен он был в 1827 году и, несмотря на многие бурные события вблизи его, с тех пор стоит без всяких перестроек, сохраняя свой изначальный внешний вид - белая круглая каменная башня высотой 30 м с двумя черными горизонтальными полосами. Конечно, «начинка» его коренным образом изменилась. Керосиново-калильная установка заменена на современную автоматизированную светооптическую аппаратуру, маяк насыщен и другой специальной аппаратурой разного назначения, но сам маяк - прежний.
В свое время обоснованием строительства маяка были многочисленные посадки на косу судов, следующих из Босфора к Одессе, но снесенных западными ветрами. Для того же, чтобы ночью не спутать Тендровский и Одесский маяки, они имели разную характеристику огня.
У Тендры - богатейшая древняя, новая и современная история, необычное геологическое прошлое. Она заслуживает специальных статей, монографий, заслуживает продолжения широких археологических, геологических, экологических исследований.
В древности (в перипле Арриана, в частности, и в других источниках) Тендровская коса называлась «Ахиллов бег» - в честь властителя Понта Эвксинского. А слово «бег», по преданиям, связывают или с тренировками Ахилла в беге по косе, или с преследованием «Агамемно-новой дочери Ифигинии».
Интересно, что Арриан в понятии «Ахиллов бег» объединял и Тендру и Джарылгач, что географически и геологически правильнее. Интересно также, что и тогда географы не решали однозначно: острова ли Тендра и Джарылгач?
Говоря об Ахилловом беге как о косе, Арриан употребляет выражение - «...концы ее имеют вид островов».
На западном побережье оголовка Тендровской косы находилось святилище, посвященное Ахиллу. Сведения о нем существовали только в древних источниках.
Но вот в 1824 году тот же капитан-лейтенант Критский, что работал на Змеином, участвуя в строительстве Тендровского маяка, заинтересовался необычным для этой косы небольшим холмом. При вскрытии в нем оказалось более 800 греческих, боспорских, фракийских и римских монет, античная керамика, мраморные плиты с текстом посвящений и т.п.
В благодарность за благополучное плавание моряки приносили сюда богатые пожертвования Ахиллу.
Думается, что в античные времена на косе был и маяк - настолько важным считался этот район для мореплавателей, направляющихся в устье Борисфена-Днепра, где, как уже упоминалось, были большие и богатые древнегреческие города.
В конце первого тысячелетия нашей эры Тендра не раз служила «маневренной базой» для киевских мореходов в их дальних плаваниях по Черному морю. Использовали ее и запорожские казаки как место сбора, отдыха и подготовки к обратному прорыву на своих легких «чайках» в устье Днепра через заслоны тяжелых турецких галер.
Адмирал Ф. Ф. Ушаков одержал в 1790 году у Тендры свою очередную победу над турецким флотом. На рейде острова был поднят в 1905 году флаг революции на броненосце «Потемкин». Через несколько десятилетий легендарный броненосец еще раз вернулся на Тендру - мачты его использовали в качестве навигационных знаков. Впоследствии они были заменены на штатные знаки, а сами мачты перенесены в Николаевский музей судостроения.
Лежит на грунте невдалеке от Тендры вечный (подводный, к сожалению) памятник кораблям героической черноморской эскадры - эсминец «Фрунзе», погибший от ударов немецкой авиации, когда эсминец спасал моряков с потопленных во время налета транспорта и канонерки. Все корабли, проходя мимо этого места, отдают воинские почести героям.
Гарнизон Тендровского боевого участка несколько недель держал
круговую оборону в сложную военную осень сорок первого года, покинув остров только по приказанию командования. В их честь был сооружен на косе одесскими студентами бесхитростный, но, как говорится, от всей души и благодарных молодых сердец, каменный обелиск.
Другим живым памятником военному лихолетью стал на Тендре табун полудиких лошадей, начало которому положили брошенные в войну маячные лошади. Впоследствии они безбоязненно приходили к водопою, устроенному маячниками, но чужих к себе не подпускали.