13
Конференц-зал / Почему лошадь сотрудничает (умная статья)
« : Апрель 11, 2013, 15:03:48 »
marovi, , мне очень интересно с Вами беседовать , но я не со всем согласна.
С Зюлейкой мне тоже очень интересно, но спорить не о чем…
Щас я расскажу про материнство из первых рук.
Растить ребенка – это такая же работа, как и любая другая. Как копать, сводить дебет с кредитом, писать музыку и пр. Причем работа довольно тяжелая. И также, как со всем другими работами, кто-то к ней способен и склонен больше, кто-то меньше.
Дело в то, что родительство включает в себя много, очень много рутины. И игра с ребенком – это тоже работа. Довольно скучная и бесконечная. И, между прочим, далеко не всякий родитель – будь-то мать или отец, - удосуживаются с ребенком играть. Это можно себе позволить уже после того, как ребенка обслужишь: покормишь, обстираешь, выгуляешь, переоденешь сто раз, вытрешь пролитое, найдешь потерянное, подметешь рассыпанное и пр.
Вообще в современном материнстве очень мало осталось инстинктивно обусловленного. Вплоть до того, что приходится обучаться кормить грудью, например. Почти вся забота вокруг ребенка – плод социального воспитания.
Я бы сказала, есть два момента, в которых проявляется родительский инстинкт.
1) Если ребенок плачет, это нужно немедленно прекратить. Доказано, что детский плач – самый раздражающий для человека звук. И одна из самых сложных задач – это не реагировать на плач, если, например, борешься с истерикой, наказываешь ребенка, отказываешь ему в чем-то.
2) Очень включается инстинкт самосохранения: остро реагируешь на разные потенциальные источники опасности, на которые в обычной жизни не обратил бы внимание.
И, скажу я Вам, реализация этих инстинктов доставляет очень сомнительное удовольствие.
Все. Игра с ребенком, его обучение – это не инстинктивно обусловленная деятельность.
Кстати, стоит заметить, что у животных мать почти никогда не играет с детенышем. Детеныши играют друг с другом, со старшими братьями и сестрами, иногда – с отцами (!). С матерями – исключительно редко. (Кстати, у людей средний мужчина тоже играет с ребенком в сто раз лучше, чем женщина. Если играет.)
Это про материнство.
Дальше. Мне так думается, почти все, что делает современный человек – деятельность социально значимая. Пожалуй, ею мы не занимаемся только когда спим и, пардон, сидим в туалете. Даже наедине с собой мы в основном следуем каким-то нормам: человек не для удовольствия не в угоду инстинктам бреется, причесывается, одевается прилично и т.д.
Кстати, вопрос для отдельной дискуссии: секс у человека – это явление инстинктивно или социально обусловленное?
Теперь вернемся к нашим баранам. То есть к животным.
Совесть - следствие чувства вины. Это, и правда, человеческая фишка. Но вот у собак некое подобие вины есть, несомненно. И чувство вины, и чувство раскаяния.
Но здесь можно спорить.
Разве человек и животное при общении не удовлетворяют потребность в эмоциональном контакте, в коммуникации, в игре?..
Ну и что, что формы общения разные? Человек и животное учатся друг друга понимать! И доносить свои мысли друг до друга в какой-то мере.
Более того, некоторые животные пользуются некоторыми коммуникативными фишками только в адрес человека. Собака протягивает лапу, или берет руку в пасть, чтобы что-то попросить. Кошка мяукает с той же целью. У лошади самым распространенным способом просьбы я бы назвала просьбу ножкой (правда, лошадь всегда примитивно однообразна в том, чего просит).
А вот попугаи поднимаются на невиданные высоты - они выучивают человеческий язык!
С Зюлейкой мне тоже очень интересно, но спорить не о чем…
Щас я расскажу про материнство из первых рук.
Растить ребенка – это такая же работа, как и любая другая. Как копать, сводить дебет с кредитом, писать музыку и пр. Причем работа довольно тяжелая. И также, как со всем другими работами, кто-то к ней способен и склонен больше, кто-то меньше.
Дело в то, что родительство включает в себя много, очень много рутины. И игра с ребенком – это тоже работа. Довольно скучная и бесконечная. И, между прочим, далеко не всякий родитель – будь-то мать или отец, - удосуживаются с ребенком играть. Это можно себе позволить уже после того, как ребенка обслужишь: покормишь, обстираешь, выгуляешь, переоденешь сто раз, вытрешь пролитое, найдешь потерянное, подметешь рассыпанное и пр.
Вообще в современном материнстве очень мало осталось инстинктивно обусловленного. Вплоть до того, что приходится обучаться кормить грудью, например. Почти вся забота вокруг ребенка – плод социального воспитания.
Я бы сказала, есть два момента, в которых проявляется родительский инстинкт.
1) Если ребенок плачет, это нужно немедленно прекратить. Доказано, что детский плач – самый раздражающий для человека звук. И одна из самых сложных задач – это не реагировать на плач, если, например, борешься с истерикой, наказываешь ребенка, отказываешь ему в чем-то.
2) Очень включается инстинкт самосохранения: остро реагируешь на разные потенциальные источники опасности, на которые в обычной жизни не обратил бы внимание.
И, скажу я Вам, реализация этих инстинктов доставляет очень сомнительное удовольствие.
Все. Игра с ребенком, его обучение – это не инстинктивно обусловленная деятельность.
Кстати, стоит заметить, что у животных мать почти никогда не играет с детенышем. Детеныши играют друг с другом, со старшими братьями и сестрами, иногда – с отцами (!). С матерями – исключительно редко. (Кстати, у людей средний мужчина тоже играет с ребенком в сто раз лучше, чем женщина. Если играет.)
Это про материнство.
Дальше. Мне так думается, почти все, что делает современный человек – деятельность социально значимая. Пожалуй, ею мы не занимаемся только когда спим и, пардон, сидим в туалете. Даже наедине с собой мы в основном следуем каким-то нормам: человек не для удовольствия не в угоду инстинктам бреется, причесывается, одевается прилично и т.д.
Кстати, вопрос для отдельной дискуссии: секс у человека – это явление инстинктивно или социально обусловленное?
Теперь вернемся к нашим баранам. То есть к животным.
А совесть - это уже достояние чисто человеческого разума.Не совсем согласна.
Совесть - следствие чувства вины. Это, и правда, человеческая фишка. Но вот у собак некое подобие вины есть, несомненно. И чувство вины, и чувство раскаяния.
Когда Вы дарите близкому подарок - Вы испытываете радость, потому что это социально значимое поведение, максимально приближенное к инстинктивным потребностям.Я бы сказала, что это очень спорно. Подарок - это бесспорно социально значимое поведение. Но от инстинктов оно, по-моему, крайне далеко. Куда более инстинктивно - чувство собственности: мое, никому не дам, съем сам.
Но здесь можно спорить.
Потребность в общении, социальность создает иллюзию, что человек, лошадь и собака испытывают общие чувства. Но это не так. Потому что формы общения - разные.Да почему же??? Почему иллюзию? Почему – "это не так"?
Разве человек и животное при общении не удовлетворяют потребность в эмоциональном контакте, в коммуникации, в игре?..
Ну и что, что формы общения разные? Человек и животное учатся друг друга понимать! И доносить свои мысли друг до друга в какой-то мере.
Более того, некоторые животные пользуются некоторыми коммуникативными фишками только в адрес человека. Собака протягивает лапу, или берет руку в пасть, чтобы что-то попросить. Кошка мяукает с той же целью. У лошади самым распространенным способом просьбы я бы назвала просьбу ножкой (правда, лошадь всегда примитивно однообразна в том, чего просит).
А вот попугаи поднимаются на невиданные высоты - они выучивают человеческий язык!
Нет врожденной формы социального поведения - делиться едой с сородичами/добывать еду совместно, которая может трансформироваться в работу. А значит нет удовольствия от работы самой по себе.А я вот не думаю, что хищники как-то свою деятельность различают: это работа, а это – просто социальное поведение. Просто у хищника поведение одно, потому что он хищник, у травоядного – другое. Но и то и другое – некое ДОЛЖНОЕ поведение, функция в группе.