И опять читаю Невзорова.
Интересно.
Взято из "ТРАКТАТ О ШКОЛЬНОЙ ПОСАДКЕ" А. Г. Невзоров, стр 100-103Глава 6. Манеж.
XXIX
Разумеется все Школьные занятия как "в руках", так и под седлом - должны производиться ТОЛЬКО в манеже.
Само слово "Манеж", кстати, чисто Школьное словечко и буквально обозначает - "место для занятий...в руках" (от латинского manus - рука).Это историческая традиция и прямое правило Школы, следовательно, относится к вопросам не обсуждаемым.
Несмотря на эту "необсуждаемость", принимая во внимание недоступность для читателя фундаментальных трудов Школы, - я всё же кое-что поясню.
Степень концентрации внимания, требующаяся от лошади при обучении практически любому элементу Haute Ecole, равна той, что требуется хакеру при "обходе IDS", то есть при сложном "ручном", а не автоматизированном взломе.
Или каббалисту при раскодировке записок Моше Бен Шема.
Или профессиональному литератору для написания текста.
(Я, кстати, что-то не могу припомнить ни одного качественного произведения мировой литературы, написанного в трамвае.)
XXX
Вывести лошадь за пределы концентрирующих её внимание стен и сводов, особой учебной атмосферы манежа, привычного волшебного запаха и набора звуков - это значит сильно помешать ей учиться, спровоцировать её рассеянность, вздорность и вспыльчивость.
Да, возможно, она будет внешне очень послушна. И, возможно, даже очень расположена.
Но послушание на улице (парк, лес, поле, открытый плац) - это, как правило, формальное послушание, бесплодное по сути, лишенное подлинной концентрации и жажды учиться.
Дело в том, помимо внешнего, чисто "поведенческого" внимания, у лошади есть "миологическое внимание", когда включается и прислушивается к вашему голосу и движениям рук каждая фасция и каждое сухожилие её тела.Укус слепня, простая посадка мухи на живот или пах, изменение ветра, рытвинка под копытом, нарушившая тщательно выстроенное для элемента равновесие, - это "миологическое внимание" разрушают начисто. (Помимо перечисленных выше, существуют еще не менее тысячи всем известных обстоятельств.)
XXXI
Разговоры про "естественность" занятий в поле или в лесу - это просто дилетантская болтовня, выдающая незнание особенностей мышления лошади, неумение её воспитывать, незнание тонкостей и особенностей влияния различных "уличных факторов" на биомеханику лошади.
XXXII
Вообще, столь модная нынче "естественность", к сожалению, является абсолютно пустым словом, ибо не ясно, что она сегодня обозначает примечательно к лошади. Никаких точных, вразумительных критериев "естественности" - нет. В слове "естественность" подразумевается некая "первобытность" условий существования.
Причем первобытность почему-то подается как нечно очень положительное.
Следуя этой логике, для другого животного - человека - наилучшей формой жизни является пещерная жизнь, а наиболее благоприятными условиями - именно те, которые были характерны для жизни пикантропов или, скорее, неандертальцев.Эта "естественность" на самом деле дурной суррогат подлинной свободы лошади.
XXXIII
Псевдотабунное, т. н. естественное содержание не является "свободой" ни в каком смысле этого слова. И ведет лишь к деградации лошади, физической и умственной, возвращает её в мир первобытных, примитивных отношений и формирую у неё очень типичную, практически первобытную миологию.
Миологические особенности лошади, возникшие под влиянием первобытного стиля "а-ля табун", - сами по себе не дурны и не разрушительны для лошади, но они функционально "заточены" на совершенно иной стиль движения, нежели стиль Школьный.
Под влияние жизни "а-ля табун" все в лошади меняется, рисунок движения становится предельно экономичным, скупым и тусклым, а любое Школьное движение начинает вызывать раздражение лошади, так как порождающие его мышцы, весьма второстепенные при "первобытном" стиле жизни, быстро дистрофируются за полной ненадобностью, а лидирующими группами становятся те, что при любых Школьных движениях второстепенны.
Разумеется для фотосессий, съемок или по иной причине - вполне возможны занятия и вне манежа, но только в порядке исключения. Я бы советовал их избегать и подчиняться старому и строгому Школьному правилу, предписывающему проводить обучение и штатные занятия именно в манеже.
---------------------
Вообще конечно он прав, любой процесс обучения,

будь-то человек или лошадь, должен происходить в благоприятной для обеих сторон обстановке, чтоб присутствовало наличие той концентрации о которой пишет Невзоров.
Сравнение с трамваем - просто отпад.
