Автор Тема: "Мягкие методики", “НХ” и околоконное шарлатанство  (Прочитано 77414 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Press-120

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 2830
    • Просмотр профиля
У меня три лошади. Две частные и одна моя личная. На частных катаются хозяева и езжу только я. На моем платно занимаются два человека (раз в неделю-две) и когда приезжают в гости мои друзья (понятно что без платно). В среднем лошади работают два-три раза в неделю максимум по часу в среднем минут по 40. Правда если мы ходим в поля или на ставок то дольше. Это в теплое время года, в холодное только гуляют и очень редко седлаются. Все остальное время они гуляют и кушают, гуляют весь световой день, кушают вволю. Что в вашем понимании прокат? Как источник дохода он у нас не стоит. Двое людей что ездят платно весьма специфические случай. Отказать им я не хотела и не могла. Если интересно расскажу почему. А уделять им время бесплатно считаю не правильным, так как меня учили что любой труд должен быть оплачен. Тренировки проходят исключительно на поле у конюшни под моим надзором и индивидуально.


Оффлайн Сэйва

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Keep your heart open...
    • Просмотр профиля
Press-120, Сэйва ничего организовывать не собирается, никаких конференций местного разлива так точно. То, что я читаю для очень скромного количества посетителей - это базовый набор информации для коневладельцев, потому как многие настолько рассчитывают на тренеров и начконов, что не в курсе, с какой стороны у лошади колени, и чем её кормят. Это никак не может претендовать на каке-либо обучения чему-либо. Я просто систематизирую найденную и переведённую информацию.

Не понимаю, с какой радости прошлись по моим поездкам к Беран. Не у каждого есть возможность, да. Я весь год собираю деньги, чтобы летом поехать к ней на встречи. Потому что считаю, что лучше один раз к Беран, чем весь год - к тренерам местной водокачки.
То, что в теме я привела цитату ответа Ани Беран, говорит всего лишь о том, что этот человек для меня очень авторитетен. Засомневавшись в своих знаниях после услышанного на семинаре (лично мне как ответ на лично мой вопрос), я обратилась к ней. Не вижу в этом криминала.

В общем, каждый выбирает по себе и для себя.

Оффлайн Алльо:)

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 3462
    • Просмотр профиля
Press-120, у нас совершенно разные подходы.
Лошадь как источник дохода у вас не стоит, но вместе с тем используется. На лошадь садятся разные люди, в большинстве своем, совершенно не подготовленные. Для меня это неприемлемо в принципе. С другой стороны, если же лошадь зарабатывает и используется таким образом, то она вполне может оплатить своему хозяину (хозяйке) хотя бы минимальный учебный курс грамотной работы. Это мое субьективное мнение. 

Что касается семинаров, согласна с Сэйвой: лучше год копить  на неделю учебы у Мастера, чем подкармливать звезду местной водокачки и калечить лошадей.

Знаете, еще я искренне уверена, что на каждой конюшне должна быть понятная философия содержания и четкая номенклатура “табу”, исходящая именно от хозяев конюшни. И хозяева конюшни должны, с одной стороны, четко излагать ее свои постояльцам, а, с другой стороны, следить за ее реализацией. Постояльцам, в частности чайникам, должно быть понятно все: рацион, важность и необходимость определенных обязательных процедур, почему именно этот ветеринар, в чем ценность этого коваля, какой должна быть расчистка, сколько лошадь должна работать и отдыхать, как лошадь провести и т.д.
Такие владельцы конюшен никогда не допустили бы на свою территорию “основателя" дилетантского движения” Аниту, а постояльцы такой конюшни не подпустили бы ее к своим лошадям.
Во всяком случае, я не представляю Аниту с ее корючками на конюшне у Хорс, у Сэйвы, у Адажио.

Оффлайн Press-120

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 2830
    • Просмотр профиля
Алльо:), Я вам отвечу в последний раз, а то правильно мне говорят не кормите тролля.
Цитировать
На лошадь садятся разные люди, в большинстве своем, совершенно не подготовленные.
Ошибочное заявление. "с нуля" ездит лишь один. Почему я его взяла к себе учиться я могу рассказать. Мужчина занимался мотокроссом но когда у него родился ребенок он решил бросить мотоциклы. Искал себя в других видах спорта и открыл для себя ВЕ, мужчина обстоятельный решил купить лошадь. Так как знаний никаких начал ходить по местным прокатам, но понял что катаясь час в смене по кругу многому не научишься. Сначала приехал посмотреть а что и как у меня, рассказал что лошадь присмотрел и о своих планах. Я пояснила что покупать лошадь мягко говоря пока не стоит. Он оказался на удивление понимающим и думающим. Принял мои аргументы и решил повременить с покупкой, но продавец видя что "клиент уходит" сказал либо забирай, либо сдам на мясо. Мужчина офигел от такого расклада. Т.к. впервые столкнулся с нашим конным миром, где такие заявления сплошь и рядом, вот и вышло что не имея знаний купил коня. Теперь наверстывает. Отказать ему в тренировках я не вижу смысла. А те 50 грн что он платит хватает Эльфу на вкусняшку. 
Все деньги заработанные конем идут на него,а не на меня.  Почему Эльф должен оплачивать мне учебный курс? Он мне ничего не должен, это я ему должна. Это мое субъективное мнение.

Далее я превратно понимаю понятие семинар наверно. Я так поняла это не принудиловка и если мне что то не понравиться Анита не сможет меня заставить что-то делать или не делать с моим конем? Что я вижу на данный момент из предъявленного Аните.
Осаживания. Ну мои кони от голоса осаживают, так что мотылять чембуром на них определенно не надо.
Работа с прокатными лошадьми. Тут тоже мимо.
На что еще стоит обратить внимание?

А в общем, я не отменю семинар, хотя бы потому что другие люди хотят приехать и Анита едет не исключительно к одной мне. А еще я привыкла думать своей головой. А хочу сама посмотреть и послушать. А уже потом вынести свое мнение по этому поводу. Я безмерно уважаю Сейву, Аджажио, Хорс, вас это образец к которому нужно стремиться. Иногда не достижимый идеал. Но я имею свое мнение и буду его отстаивать. И выводы хочу сделать самостоятельно. Свои, а потом проверить правильные они или нет. Это тоже элемент обучения. Мой опыт. Тот же опыт проведения семинаров. Чтоб посмотреть, что стоит учесть, а что надо переделать на будущее. Организационный опыт. Вам так нравиться слово корючки. Я уже писала что вообще не понимаю "прикола". Они мне как понятие не интересны. Если вам так надо то из предложенного меня интересует
Иерархия в табуне. Правила табуна. Лидерство.
Мотивация лошади. Психологическая и пищевая. Принцип построения любого занятия. Какие секреты нужно знять дял успешной работы с лошадью в любом стиле и направлении.
решение поведенческих проблем с лошадьми (кусание, пихание, нежелание работать, пугливость,сопротивление и так далее..)

А в общем подводя итог нашей беседы,
Есть две точки зрения. Одна, что учиться можно лишь у мастеров и больше нигде.
Вторая, что учиться можно везде, где есть возможность.
Разница в том, что во втором случае надо подключать голову и думать, фильтровать, анализировать, делать выводы и т.д.  Да второй вариант сложнее и дольше, но не у всех есть возможность воспользоваться первым. Но это не значит что обе не имеют место быть.
За сим откланяюсь так как пора денники отбивать.

Оффлайн Алльо:)

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 3462
    • Просмотр профиля
Алльо:), Я вам отвечу в последний раз, а то правильно мне говорят не кормите тролля.
Цитировать

тогда зачем писать "троллю" еще и в личку? Уточните на всяк случай у тех, кто "правильно" Вам говорит  :sarcastic:

.
Вторая, что учиться можно везде, где есть возможность.

главное, Press-120, чтобы от "учебы" лошади не страдали. О каком-то даже минимальном рабочем комфорте говорить не стоит. На фоне звездных достижений гуру это мелочь.

Оффлайн Press-120

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 2830
    • Просмотр профиля
В личку я вам писала потому что пост о моем мнении про ссылки, что вы дали как то не относиться к теме обсуждения. Могу сюда скопировать. В вкратце что семинар показанный вами как пример очень хорош, что некоторые моменты почерпнула для себя и что если есть что-то еще интересное почитать-посмотреть буду только благодарна. Как по мне такое в личку и пишут, разве нет.

Как я уже писали лошади всегда прежде всего, перечитайте на досуге. Но если вы так радеете за мое образование то вполне можете проспонсировать мне обучение у того кого считаете достойным, я не гордая не откажусь.

Далее прошу не счесть за обиду, но ваши посты буду игнорировать.

Оффлайн Алльо:)

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 3462
    • Просмотр профиля
Press-120, это (игнорирование) в контексте данной правильное решение. Как и предыдущее о "последний раз отвечу"  :sarcastic: Надеюсь, что и в личку тоже писать не будете. Я, правда, не знаю что ответить  :(

вполне можете проспонсировать мне обучение у того кого считаете достойным, я не гордая не откажусь.
Press-120, я обязательно проспонсирую Вашу обучение при условии, что Вы а) станете гордой  (мне импонируют гордые, умные, самодостаточные и целеустремленные); б) Вам будет не все равно у кого учиться, лишь бы кто-то заплатил. Ок?
И, конечно же, надеюсь, Вы не предложите оплатить "обучение" у "тренера" Аниты?  :sarcastic:


А если серьезно, то у каждого свои "планки", свои ориентриры и стандарты.
Вот практически идеальный отзыв умного человека о семинаре (частями):
Работа на свободе: проблема с обучением в России
В России нет грамотных тренеров с многолетним опытом по работе с лошадьми на свободе.
Про опыт всё понятно. Но что я подразумеваю под грамотным тренером? Человека достаточно компетентного в вопросах как психологии, так и физиологии лошади.
Почему для меня так важна компетентность тренера сразу в обоих вопросах? Не буду вдаваться в подробности – это предмет не то что одной, а целого курса лекций – но правильный физиологический тренинг лошади при работе на свободе столь же важен, как и тренинг психологический.

Что дает однобокий подход?
При акценте на физиологии и плохом психологическом тренинге мы через несколько лет (а то и гораздо быстрее) получаем проблемную лошадь (нервная, ленивая, психованная, «тараканистая», «с закидонами», «строгая», злая, «флегма», с дурными привычками и т.д.).
При акценте на психологии и плохом физиологическом тренинге мы через несколько лет (или раньше) получаем лошадь-инвалида: лошадь с проблемами спины, шеи, опорно-двигательного аппарата, с аритмией или хромотой; лошадь, которая не может «собраться», подвести зад; лошадь с неравномерными, плохими аллюрами, «неспособную», «негибкую» и т.д. Плохо развитая физически лошадь всегда будет на занятиях испытывать дискомфорт и боль (особенно под всадником). А от дискомфорта, как известно, идут и поведенческие аномалии, т.е. все перечисленные выше психологические проблемы. И по сути, это еще хуже, чем просто проблемы с психологией.

Выученная беспомощность
Многие тренеры, делающие упор на психологию и игнорирующие физиологическую составляющую, рано или поздно сталкиваются с психологическими проблемами из-за физиологических причин. Многие рядовые любители «свободы» на этом заходят в тупик. Развитие отношений останавливается, они зависают на какой-нибудь стадии «пары корючек» и «висят» на ней годами. Однако у больших мастеров хватает дара «убеждения», чтобы переломить такое сопротивление лошади, не прибегая к физическому развитию. Как говорится, умелый психолог и манипулятор сделает так, что вы пойдете и добровольно с песней спрыгните с крыши небоскреба. Да, этот прыжок идеально покажет возможности психологических техник и правильного подкрепления. Но… какую пользу вашему организму принесет подобный прыжок? Понятно, какую. Это вас убьёт.
Поэтому попытки решить поведенческие аномалии, вызванные физиологическим дискомфортом, с помощью психологических техник, по моей убежденности, «убивают лошадь», то есть приводят к состоянию выученной беспомощности, апатии лошади, автоматизму и явлению «лошадь-робот». Именно этим, по моему убеждению, страдают многие методики, объединенные названием Natural Horsemanship.
 Воспринимая аномальное поведение не как следствие физического дискомфорта, а как проявление лошадью неуважения и в том же духе, они умело расставляют рамки и манипулируют психикой животного, заставляя ее дополнительно работать всегда, когда она демонстрирует неугодное поведение. После такого тренинга животное предпочитает тихо терпеть свой внутренний дискомфорт и делать то, что просит человек, нежели иметь дело с еще большим дискомфортом, который предъявит ей тренер, если та откажется работать. Из двух зол, как говорится, выбирают меньшее.
Такие лошади обычно безучастны и механически выполняют команды всадника, потому что знают, что если они потерпят и всё сделают, их, наконец, оставят в покое. Внешне это проявляется в очень ограниченной мимике, лошадь как бы все время «внутри себя», не проявляет живость и эмоции. Глаза и уши малоподвижны. Если ее оставить в покое, она не интересуется окружающим миром и стоит в позе памятника там, где ее оставили.
По сути, в том же самом состоянии выученной беспомощности находятся многие лошади, обучаемые в традиционной амуниции. Только здесь средством заставить лошадь терпеть внутренний дискомфорт является не психологический, а вполне реальный физический дискомфорт и болевое воздействие от удил, шпор, хлыста и т.д. Если взять пример с небоскребом, то тут вас никто не убеждает тонкими психологическими приемами. Вас связывают по рукам и ногам, затаскивают на крышу и просто толкают в спину.



Оффлайн Алльо:)

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 3462
    • Просмотр профиля
Что значит « грамотная свобода»?
Мне в моей работе не нужны ни психологические, ни физиологические проблемы. Тем более мне не нужно идеальное исполнение на фоне выученной беспомощности. И заставлять я не люблю. Да и при наличии малейших проблем в любой из двух областей моя цель не будет достигнута.
А цель такова – работа с лошадью на полной свободе в неограниченном пространстве, включая сложные движения и элементы, с обязательным условием развития лошади и сохранения ее здоровья и духа до преклонных лет.
Вот обязательные составляющие такой работы:
- идеальная психологическая мотивация, построенная на дружбе (я не должна заставлять лошадь что-то делать, всё должно быть легко, она должна получать удовольствие от занятия и общения со мной, от активности. Ей должно нравиться по доброй воле общаться со мной и ради меня (как ради своего компаньона и друга в табуне, с которым она играет), а не из-за боли и страха боли, из-за депривации, из страха, что ее накажут или заставят работать, или только из корыстных побуждений получить лакомство (человек–кормушка, нет лакомства - нет работы)).
- идеальные внимание и контакт (отсутствие сильных экспрессивных сигналов, понимание друг друга с полужеста и полуслова).
- гармоничное и своевременное физическое развитие и правильное обучение всем элементам с биомеханической точки зрения (только это даст настоящую грацию и легкость исполнения элементов и аллюров, устранит дискомфорт, который способен в корне убить всю мотивацию и предотвратит травмы, болезни, преждевременный износ и старение организма). А правильные элементы – это еще и просто красиво.
Первые два пункта, это вопрос компетентности тренера в области психологии лошади. Третий – вопрос компетентности в области физиологии.

А как же за границей?
Так вот, в России нет тренеров, которые могли бы рассказать и показать вам (на примере многочисленных своих лошадей и лошадей учеников), как построить идеальную мотивацию лошади сотрудничать с вами, как создать идеальные внимание и контакт и как гармонично развить лошадь физически. И всё это для работы на свободе.
Поэтому последние лет пять я читаю кучу книг и статей, просматриваю десятки видео и несколько раз в год езжу за границу на различные мероприятия и к разным конным тренерам, чтобы получить представления об их системе обучения и найти, наконец, того, у кого бы я могла полноценно учиться.
Справедливости ради (в отношении России) надо сказать, что таких тренеров и в мире не слишком много. Для начала, мало кто вообще ставит себе целью работу на свободе. Из тех, кто демонстрирует хоть какую-то свободную работу, многие, в основном, работают на свободе немного, для развлечения или разнообразия, но затем возвращаются к своей системе и продолжают работать в амуниции. Они либо не верят, что полноценная работа на свободе возможна, либо не думают, что это зачем-то нужно человеку или лошади.
Итак, их мало. А теперь еще вычтем из этого и так мизерного количества тех, кто не отвечает обозначенному выше критерию: психология+физиология.

Natural Horsemanship: психика без физики?
Во всем великом многообразии направления НХ и подобных методик очень много тех, кто специализируется на свободной работе, и с отличными результатами. Психология – да! А вот с физиологией часто вижу серьезные проблемы.
Здесь мало кто задается вопросом правильного развития мышц лошади, правильной рамки, баланса лошади, работы молодой лошади в правильной рамке и т.д. Тренера НХ расскажут вам всё о психологии животного-жертвы, покажут вам методы «джойн-ап» и «фоллоу-ап»; расскажут, как завоевать уважение лошади; будут долго говорить о теории альфа-лидерства или пассивного лидерства (зависит от метода и автора); скажут, куда надо смотреть и как двигаться… Однако я не слышала, чтобы кто-то из мастеров НХ серьезно рассуждал о том, что происходит с мышцами спины лошади, когда мы садимся на нее верхом, как меняется баланс лошади под всадником и как на это влияет посадка, как влияет на баланс положение головы лошади и как развить хороший импульс.
 Лошадь обычно работает в любой рамке, в какой ей самой хочется (особенно под верхом). Лишь бы не сопротивлялась. Только вот из-за некоторых принципов физиологии и биомеханики (которые многие последователи НХ и подобных методик не трудятся изучать, т.к. тренера не уделяют этому внимания) такая рамка обычно не является оптимальной для здоровья лошади, а зачастую и вообще способствует разрушению лошадиного организма. Теряется гармония, отсутствует импульс, движения трудно назвать легкими. Налицо очень многие признаки зажатости, физиологического дискомфорта, даже у лошадей больших мастеров.
Очень обманчиво утверждение, что свободная от амуниции лошадь сама находит идеальное положение и баланс под всадником. С чего бы вдруг? Лошади генетически не вырабатывали данный навык миллионами лет. Снятие уздечки не изменяет ни законов эволюции, ни физики. От освобождения лошади вес всадника не начинает действовать на спину лошади как-то иначе. Напротив. При попадании на спину тяжелого объекта, рефлекторным ответом будет сжатие, напряжение мышц. Надеюсь не нужно рассказывать, к чему может привести длительное, хроническое перенапряжение мышц.



Оффлайн Алльо:)

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 3462
    • Просмотр профиля

Классический идеал
Классическая школа верховой езды (не путайте со спортивной выездкой, пожалуйста) – в моем понимании, идеал грамотного физического развития. Они думают о том, что происходит с лошадью во время тренинга на земле и под всадником. И учат тому, как предотвратить травмы и максимально высвободить потенциал любой лошади.
Но они не работают на свободе, у них в принципе нет такой цели, и мало кто вообще задается вопросом: а что будет, если я сниму амуницию? Будет ли лошадь что-то для меня делать? Им достаточно того, что лошадь делает верхом или на земле со всей амуницией. Она не сопротивляется, ей вполне удобно (дискомфорт нарушает гармонию), она атлетичная, гибкая, подвижная и главное – здоровая до старости. И, конечно, послушная.
Классики никогда (по крайней мере, я ни разу не видела) не берутся за решение психологических и поведенческих проблем, как это делают сторонники НХ. Не начинают работать в бочке, джойн-апить и т.д. И не считают это каким-то проявлением неуважения лошади. Они вообще не считают подобные явления чем-то, ради чего стоит спускаться с лошади и начинать что-то делать на земле. Вот спуститься вниз, чтобы отточить в руках элемент, который «кривовато идет» сверху – это можно. А что до поведения… У них настолько спокойная и уравновешивающая манера работы, что многие поведенческие проблемы сходят на нет сами собой.
Классики развивают лошадь очень постепенно. Они никогда не предъявляют чрезмерных требований. Лошади всё легко. Всё просится только тогда, когда лошадь готова. А если готова, значит ей легко. Если легко – нет дискомфорта и нет плохого поведения. Без всяких шуток, для многих конников и их лошадей, это вообще, наверное, самая оптимальная система взаимоотношений. Тем более если ее немного усовершенствовать: например, заменить мундштук на безжелезное оголовье.
Вам, конечно, придется потрудиться, чтобы научиться правильной посадке (если в не в балансе человек – то как может быть в балансе лошадь?), изучить биомеханику аллюров и научиться видеть патологии и особенности каждой лошади, чувствовать ритм, научиться терпению и вниманию и т.д.
Но вряд ли вам придется изучать поведение и психологию лошади и наблюдать за ними до одурения на свободе, чтобы научиться видеть малейшие перемены в настроении, видеть – с вами лошади или отвлеклась. Вам не придется ломать себе мозг над освоением техник мотивации и привлечения внимания лошади безо всяких веревок в чистом поле, не придется учиться четко распознавать момент, когда «уже хватит, потому что еще чуть-чуть и лошадь пошлет вас подальше». Не нужна невероятная работа над собой: умение вовремя остановиться; настоять или сбросить давление там, где нужно; вовремя похвалить и правильно похвалить; понять, что для лошади является комфортным, а что ей не очень нравится. Да, можно обойтись безо всего этого. Это дает нам немного другое. То, что в классике, в принципе не нужно.
Но лично мне без этого не обойтись. Мне нужен стойкий и долгий контакт безо всего. И лошадь, не просто идеально развитый партнер, который делает всё, что ты просишь. А друг, который сам прибегает к тебе играть и делает что-то по легкой просьбе самостоятельно, испытывает бурные положительные эмоции от общения. Просто мне так нравится.

Трудности сборной солянки
Вот и приходится психологические «фишки» брать у одних, а физиологические – у других. Результат, разумеется, не очень стабильный, так как есть две отточенные и проверенные системы. А ты создаешь из них третью, которую никто не проверял, и неизвестно, как она будет работать. Очень много грабель, и совета спрашивать трудно, так как каждая система не слишком разбирается в тонкостях другого подхода. Зачастую в ответ на вопрос они делают большие глаза и говорят: «А зачем это вообще нужно?». Объяснить трудно. Так как у каждого своя четкая система ценностей. И в чужой монастырь, как говорится… Хотя, мы конечно пробовали, например, задавать классикам вопросы про езду без железа… но результатов особых это не дало.

 Недоступные бриллианты
Из всех тренеров, чьи методики я изучала, больше всего меня лично впечатлила система Фредерика Пиньона (о Фредерике можно почитать статьи, выложенные в блоге раньше). У него нет проблем с мотивацией, контактом и вниманием (это вдвойне поражает, учитывая, что он работает со взрослыми жеребцами). И он действительно думает о физиологии. Но есть проблема… Он не обучает. У него нет учеников, он не читает лекций и не проводит семинаров. Его книга и видео – очень интересные и дают много идей, однако не дают всей полезной информации и не объясняют нюансов конкретной практической работы. Единственный в мире человек, обученный лично Фредериком и дававший уроки, – его младший брат Матье – к превеликому сожалению в этом году ушел из жизни.
Очень интересна система Клауса Хемпфлинга. (http://www.hempfling.com/) Судя по книгам, он также уделяет достаточно внимания обоим вопросам – психологии и физиологии, при этом работает с очень сложными лошадьми. И даже берет учеников! Но тут тоже есть одно «но»… У него можно учиться, если вы… миллионер (ну, по российским меркам, точно). Хемпфлинг предлагает различные варианты обучения, но цены даже на самые доступные из них «кусаются». Это, например, двухдневный семинар в качестве зрителя за 640 евро. А отдать 6300 евро за месячный курс обучения или 88000 евро (информация на 2012 год) за годичный курс может только миллионер (без шуток)… К сожалению, я таковым не являюсь, поэтому этот вариант тоже рассматривать не приходится.
Что остается? Продолжать вечные поиски учителя. Чем я и занималась до июня 2012 года.

Зачем вообще нужен тренер?
Кто-то может спросить, а зачем вообще нужен тренер? Вокруг столько всякой информации. Книги, статьи. А теперь еще и куча видео. Смотри, читай и применяй! Надо сказать, я тоже некоторое количество времени назад была уверена, что это реально. И пыталась так учиться, как и многие мои коллеги вокруг. Уверена, можно даже заниматься этим много лет, всю свою жизнь, и закончить ее с убеждением, что книги и видео могут всё. Потому что эту иллюзию могут развеять только реальные тренировки с тренером. И разрушают они ее, надо сказать, с грохотом! При том условии, конечно, что этот тренер действительно учит именно тому, что вам нужно.
В 12.15 часов дня второго июня 2012 года я решила для себя одну важную задачу и лишний раз убедилась в том, что живое общение с тренером и последовательное наблюдение – это всё. С 12.00 до 12.15 в моей системе по работе с лошадьми на свободе были заткнуты все основные дыры, которые зияли открытыми внутри головы уже, наверное, лет пять. Почти все остальные дыры заткнулись в ходе последующих дней семинара. Система стала целостной. Причем, надо сказать, некоторые из этих дыр находились в самом основании и были очень обширными (спасибо предыдущим «учителям» и годам метаний).
И еще я поняла, что это именно тот тренер, которого я искала все эти годы. Для меня это значило очень много. Сьюзан Лохас оказалась именно тем человеком и конником, который, в моем понимании, успешно совмещает знания психологии и физиологии лошадей. Это человек с многолетним опытом. Я видела, как работает она сама и как работают ее ученики. Она обучает, и обучение у нее не стоит запредельных сумм. В общем, кажется, что все линии, наконец, сошлись в точку. И я очень-очень этому рада!

Благодарности
Перед тем, как писать про семинар, хотелось бы сказать несколько слов в благодарность тем, без кого ничего бы собственно не произошло, и я бы, вероятно, продолжала по большей части сидеть на одном месте еще много лет.
Во-первых, это Стелла. Стелла Стекцер – хозяйка чудесной конюшни под Москвой. Конюшни, где комфортно себя чувствуют и лошади, и люди. Именно она пригласила Сьюзан в Россию на большой практический семинар (это полноценные 5 дней с 9 утра до 9 вечера, почти полностью проведенные на манеже). Я думаю, это было непросто. Но она это сделала. Всё было отлично устроено, и невероятными усилиями организаторам удалось держать семинар в более-менее жестком графике, несмотря на попытки толпы забалтывать Сьюзан после каждой лошади до победного конца.
У нас со Стеллой, наверное, похожая история. Желание заниматься с лошадьми на свободе. Годы занятий ерундой, годы ошибок и проблем, случайные успехи… Но кто застрахован от ошибок? Особенно в России… И всё это, в конце концов, вынуждает заняться поисками. Я очень рада, что эти поиски привели Стеллу к Сьюзан, а Сьюзан – в Россию. Спасибо тебе большое, Стелла! Я думаю, это лучшее, что можно было сделать для российских конников, которые стремятся к грамотной работе на свободе.
И огромное спасибо моим друзьям из Екатеринбурга – Марии Белоконовой и Анастасии Лукашевич, которые сообщили мне о семинаре. Если бы не почти случайное сообщение от Маши, наверное, второй семинар со Сьюзан в Москве остался  бы для меня таким же незамеченным, как и первый. При безумной загрузке здесь, в Питере, у меня совершенно нет времени читать конные сайты, форумы и дневники. Это, наверное, зря, но что делать? Пока тратишь уйму времени, выискивая крупицы здравого смысла в огромном потоке спама – не успеваешь заниматься с реальными лошадьми, работать, и делать кучу нужных дел…

Кто же такая Сьюзан?
Изначально я немного знала о Сьюзан. Знала, что она работает на свободе, но что при этом она знакома и с классической системой. Еще давно, когда я пыталась попасть на семинар Филиппа Карла (http://www.philippe-karl.com/), я нашла на сайте информацию о том, что он проводит обучение на юге Германии в конюшне Сьюзан. Я ей написала, она ответила, что в том году семинаров не будет, и как-то вот так всё и заглохло. Ее сайт был на немецком языке, который я знаю очень плохо. И я особо не заинтересовалась, подумав, что, наверное, она плохо говорит по-английски и пообщаться не получится. Хотя фотографии и видео определенно мне понравились. А главное понравилось, что человек, работающий на свободе, занимается и классикой. Значит, как-то две системы уживаются в его голове и на практике?
Уже на семинаре я узнала, что Сьюзан не только училась и продолжает учиться у Филиппа Карла (он три раза в год проводит семинары на ее конюшне в Германии). Она также училась у Пата Парелли (http://www.parellinaturalhorsetraining.com/) и дошла по его системе до определенного продвинутого уровня (врать не буду, не помню, до какого). На вопрос, почему она не стала заниматься по этой системе дальше, она ответила, что та не была для нее идеальной. И что в этой системе всё зависит от человека. Есть те, кто добивается очень многого. Есть те, кто делает всё довольно механически с механическим же результатом.
 Сейчас Сьюзан все возникающие проблемы может решить сама. У нее 6 лошадей в Германии. Она регулярно проводит семинары и мастер-классы. И к счастью, не боится ездить в Россию.

Грамотная свобода
Самым важным для меня было то, что у нас со Сьюзан похожие цели: работа на свободе. И при этом смысл - не просто сайгачить на кордео по полям или делать элементы абы как, лишь бы сделать на потеху публике. Смысл в том, чтобы лошадь научилась делать всё это не в ущерб своему здоровью. И поэтому подход в обучении должен быть максимально последовательным и спокойным. Должно уделяться время и психологии и физиологии. Сьюзан очень четко несколько раз об этом говорила во время семинара.
Сьюзан хорошо знает анатомию и физиологию, и когда речь зашла о верховой езде и молодых лошадях, она последовательно объяснила, в какой рамке и как нужно работать, и почему. Как работают мышцы, как реагирует лошадь. Для нее это очень важно. Здесь многие постулаты она, разумеется, переняла из «Школы лёгкости» своего учителя Филиппа Карла, который много лет работал берейтором в Сомюрской высшей школе верховой езды во Франции. А Филипп Карл, как истинный классик, уделяет правильной биомеханике и физиологии очень много внимания.
Очень важна и мотивация. Но мотивация тоже может быть разной. Всё, что основано на боли, страхе и продолжительном дискомфорте, Сьюзан не подходит. Легкий и быстрый дискомфорт – отрицательное подкрепление – физиологично (потому что именно при помощи него лошади осознают многие вещи в природе, и для них это естественно) и потому при грамотном применении (когда оно действительно не чрезмерно и не затянутое) не вредит отношениям с лошадьми.
Наклон корпуса - сигнал к осаживанию. Если лошадь не реагирует, следует короткий щелчок кончиком палочки по груди - отрицательное подкрепление. И при ответе лошади - мгновенное прекращение сигнала и похвала.
Напротив, в сочетании с положительным подкреплением оно многому учит. Но это ни в коем случае не традиционный метод «кнута и пряника», и это тоже важно понимать. Наказание в любой форме вообще неприемлемо. Похвала – вот ее должно быть много. Причем «вкусняшки» Сьюзан использует крайне редко. Сьюзан много гладит и почесывает лошадей, делает паузы после упражнений, играет. В этом ее методика очень похожа на работу Фредерика Пиньона. Тот тоже почти не кормит. Но лошадям очень нравится быть с ним.
С контактом и вниманием тоже всё в полном порядке. Много, очень много раз Сьюзан объясняла и показывала, как добиться того, чтобы лошадь была внимательна к человеку и ловила малейшие движения.
Сьюзан изучает новую для себя лошадь, устанавливает контакт и систему коммуникации.
Во-первых, важна наблюдательность и хорошее знание психологии и поведения лошади. Умение «читать» мысли и намерения лошади по вполне конкретным знакам, чтобы вовремя подать нужные сигналы. А также умение применять определенные психологические техники, которые работают при работе с лошадьми. Во-вторых, это чистая работа над собой. Научитесь сначала всегда подавать незаметный сигнал и только потом его усиливать, если нужно. Правило очень простое и много где описанное. Проблема лишь в том, чтобы действительно научить себя его соблюдать. Да еще и реагировать вовремя – например, вовремя прекращать сигнал после ответа лошади. Вот этим и занимались много раз ученики Сьюзан на семинаре. Многие - очень успешно. В принципе, не было таких, у кого что-то совсем не получалось. А это говорит о том, что правильно поставлены цели и задачи, и нет завышенных требований и слишком скорых попыток достигнуть результата.
Физиология, мотивация, контакт – это ли не важнейшие составляющие грамотной работы на свободе? Для меня это именно так.

Бойтесь «корючек» без основы
Благодаря определенным событиям конного прошлого в России, многие под работой на свободе подразумевают (и пытаются это активно практиковать) определенный набор так называемых «корючек», куда непременно входят «кранч», «шапп», «испанский шаг», постановка ног на тумбу, прямое сгибание на месте и прочие прелести.  При этом иногда складывается ощущение, что многие конники искренне не понимают, чем же еще можно заниматься на свободе, помимо набора этих элементов (автор, кстати, в прошлом исключением не был). Ведь принуждать лошадь ни к чему нельзя (так когда-то кое-кем было сказано!), гонять на корде больше 2-3 кругов – это преступление и путь лошади в инвалидность. Упаси вас бог чем-то перегрузить лошадь. И вообще, если она не хочет – значит, это ей не нужно, и не надо больше даже пробовать (и тем более уже пробовать как-то по-другому).
 Вот и получается: лошадь выполняет какие-то элементы (зачастую очень «криво», хотя владелец не всегда это видит), но при этом у нее серьезные проблемы с поведением (например, она предлагает эти элементы, когда надо и когда не надо, раздражая обслуживающий персонал и коваля; у нее какие-то не очень полезные привычки – она убегает, кусается, ходит сквозь человека и т.д.). У нее неравномерные аллюры – она не может нормально подняться из шага в рысь и из рыси в галоп, не говоря уже о переходе сразу из шага в галоп. Она не может нормально остановиться, не может двигаться ровно по прямой. Всё, что она умеет – это делать пару непонятных «корючек» в неидеальном исполнении и носиться сломя голову (если у нее возбудимый темперамент), либо спокойненько стоять или, ну так и быть, пошагать немного рядом (если она ленивая). Владелец считает это «работой на свободе» и гуманным обращением с лошадью. На практике же это выглядит, как полное отсутствие взаимопонимания между лошадью и человеком. Человек искренне любит лошадь, но та далеко не всегда отвечает ему взаимностью, и контролировать ее поведение при необходимости владелец не в состоянии. В худшем случае поведение совершенно не знающей каких-либо ограничений лошади начинает настолько портиться, что это чревато травмами для окружающих людей. Совершенно неудивительно, что это вызывает косые взгляды спортсменов, персонала и людей со стороны.
Грамотной работе с лошадью на земле нужно учиться точно так же, как и верховой езде. Более того, по статистике эта работа вообще гораздо опаснее верховой, так что хорошее обучение, знание техники безопасности и работа с опытным тренером важна втройне. Как в школе по фигурному катанию, прыжки и кручения не разучиваются до базовой физической подготовки, так и «корючки» никогда не должны идти впереди хорошего базового психологического и физиологического обучения, до заложения основ.
«Никогда не учите испанский шаг и свечки до того, как лошадь научится, например, идеально останавливаться и осаживать» - говорит Сьюзан. (Эта фраза мелькнула в ходе семинара, когда лошадь нужно было отодвинуть назад, но она в ответ начала делать в опасной близи от человека какой-то элемент – то, чему ее учили ранее»).
Итак, чем же можно и нужно заниматься с лошадью, если не начинать обучение с «корючек»?

Основа – работа на земле
Большая часть работы на семинаре велась на земле: в руках, на корде и на свободе. Именно на земле начинают строиться и полностью закладываются отношения. Именно здесь решаются проблемы, завоевывается доверие и уважение лошади. С земли гораздо проще научить лошадь некоторым элементам, хотя определенные элементы – например, пиаффе, - Сьюзан учит верхом (не без Филиппа Карла обошлось). Но обучению пиаффе – это уже продвинутый этап обучения.



Оффлайн Алльо:)

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 3462
    • Просмотр профиля
Базовая работа в руках
  В первую очередь в руках нужно объяснить основные сигналы. Сперва рядом с лошадью, затем на расстоянии – на корде. Прежде чем вы будете говорить с лошадью «на одном языке», нужно наладить систему коммуникации. Методом отрицательного и положительного подкрепления вы учите лошадь распознавать ваши жесты и язык тела и правильно на них реагировать. Важны все основные команды: сигналы к движению всеми аллюрами, к ускорению, к замедлению, к остановке, приближению и удалению от вас, уступкам, опусканию головы и т.д. Это основа.
Система сигналов прежде всего! Сперва всё отрабатывается в руках с амуницией.
Затем, если всё в порядке, можно приступать к свободной работе. Основа - это такие на вид простые вещи, как  синхронное движение рядом. Но иногда бывает сложно научить лошадь держать тракеторию, не давить плечом, не уходить наружу, поддерживать нужный ритм и по сигналу, не меняя расстояния до человека, переходить в другие аллюры или останавливаться.
На шагу очень спокойно Сьюзан объясняет лошади, что она от нее хочет. Как профессионал, в некоторых случаях Сьюзан может начать  строить коммуникацию сразу со свободной лошадью. Но для начинающих конников это может быть слишком сложно.
С таких основ можно и нужно начинать работу и с жеребятами. Риве один год, и Наташа учит ее быть внимательной и правильно отвечать на самые простые сигналы. 
На данном этапе вы изучаете лошадь, чтобы впоследствии выбрать нужную программу тренинга. Спокойная она и ленивая или, наоборот, слишком нервная и резвая. Нет универсального списка упражнений и последовательности обучения, который бы подошел всем лошадям в мире. Нужно смотреть по ситуации. Вы учитесь понимать лошадь, а лошадь учится понимать вас. Вы работаете больше над собой. Если лошадь совершает ошибки – скорее всего вы нечётко подаете команду. Либо проблема еще может быть в доверии или уважении.
Разворот "лицом к себе". Внимание лошади должно быть направлено на человека и в ходе занятия мы постоянно лошади об этом мягко напоминаем.

Доверие и уважение
Этим двум параметрам на начальном этапе уделяется первостепенное значение. Чтобы работать на полной свободе в чистом поле лошадь должна доверять вам – не бояться вас, понимать, что вы не причините ей боли и вреда. И она должна уважать вас – то есть видеть в вас того, для кого нужно и хочется постараться.
Большой нюанс – лошадь должна делать что-то именно из доверия и уважения. Очень легко спутать с этим другое состояние: когда при определенном психологическом прессинге (например, по методике «джойн-апа» лошадь вынуждают подойти к человеку). Это выглядит, как добровольное решение лошади (её же никто не тянет за веревку, она сама идет). Однако что ждет лошадь, если она не выполнит требование? Ее заставят бегать и работать снова. Выбирая подход к человеку, лошадь избавляет себя от работы. Подошла бы она к человеку без этого? Вряд ли, если он вынужден это делать. То есть, речь идет не о доверии и уважении, а о банальном страхе и желании лошади избежать дискомфорта. Да, с виду это и вправду эффективная методика. Но только она дает хороший результат в сильно ограниченном пространстве. В чистом поле система перестает работать стабильно. Впрочем, она не решает и многих других проблем и дает кучу побочных эффектов (страх и негативные эмоции лошади).
Я использовала эту систему несколько лет. Да, результат был, но как и сказано выше, он работал нестабильно в определенных условиях. Где-то год назад стали закрадываться в голову мысли о том, что эта система – не совсем то, что мне нужно, что чего-то не хватает. Но было сложно придумать, как же быть, если перестать отрицательно подкреплять нежелательные действия лошади (а именно этого требует «джойн-ап», и именно это посоветовали делать американцы-пареллисты, когда я показала им проблему). Собственно это и было одной из больших базовых дыр в системе, о которых я говорила выше. И ответ на этот вопрос я получила на семинаре Сьюзан. У меня были проблемы с доверием лошади. Интуитивно я это поняла давно. Теперь убедилась окончательно и буду работать гораздо уверенней. Могу сказать, что результаты появились сразу. Вообще, если вы над чем-то работаете, и неделями и месяцами ничего не меняется (т.е. вы бьетесь над одним и тем же из занятия в занятие), смело меняйте метод и подход!
Я не буду подробно описывать здесь технику Сьюзан работы на свободе над уважением, доверием и вниманием. Обучающие материалы должны идти непосредственно от автора методики, благо теперь такая возможность есть даже в России. Не очень правильно пересказывать методики своими словами, тем более ничего не показывая. Зачем я тогда говорю об этом? Затем, что если у вас возникают какие-либо проблемы с обучением лошади, найдите силы, время и деньги обратиться к практикующему тренеру, которого считаете компетентным, покажите ему вашу лошадь или хотя бы посмотрите, как он занимается с лошадьми с похожей проблемой. Это очень облегчит вашу жизнь и жизнь вашей лошади!
И главное – уделите много времени заложению основы: объяснению системы коммуникации и обретению доверия и уважения вашей лошади. Именно это должно идти в первую очередь. А уже потом – всякие «корючки». Хотя и у «корючек» тоже должна быть своя правильная база, т.е. правильная подготовка и обучение каждому элементу так, чтобы он не вредил, а шел на пользу физическому развитию лошади: улучшал гибкость, повышал крепость и силу мышц или их эластичность, улучшал координацию и т.п. Чтобы понять, как правильно делать элементы – читайте серьезную литературу (желательно ту, в которой подробно разбирается биомеханика элементов), смотрите видео мастеров, сравнивайте и анализируйте.

На семинаре мы почти не занимались обучению лошадей каким-то «корючкам». Всё правильно. Как бы амбициозным владельцам этого ни хотелось (ведь этого весело, круто и зрелищно) все отлично понимали, что без основы это ничто. Некоторые участники семинара занимались по системе Сьюзан всего полгода. Этого еще недостаточно, чтобы решить все проблемы и создать надежную базу. Многие сделали большие успехи по сравнению с тем, что было раньше (нам всё подробно рассказали, да и многое было видно). Но несмотря даже на такие улучшения никто не стал бежать впереди паровоза и умолять Сьюзан научить их лошадь испанскому шагу, пиаффе или свечкам.  Главное, что Сьюзан удалось донести до слушателей: сначала крепкая основа. Всё остальное – потом, через год, два.

Работа на свободе
На вопрос, можно ли научить лошадь выполнять боковые движения (плечо внутрь, траверс и т.д.) на полной свободе, Сьюзан ответила, что да, конечно, можно. Но это может быть очень сложно и трудно и для человека и лошади. Гораздо легче для лошади, когда вы объясняете ей это с помощью амуниции – например, недоуздка. Это справедливо в отношении почти всех элементов. Поэтому если у вас море терпения, идеальное владение языком тела и неограниченное время, вы, конечно, можете начать учить лошадь на полной свободе. В противном случае, лучше всё же воспользоваться амуницией. Вы не подорвете свои идеалы и отношения с лошадью, вы просто сделаете ее и свою жизнь проще. Объяснив что-то в руках или на корде, Сьюзан отрабатывает это же движение на свободе. Теперь лошади гораздо легче понять ваши сигналы. И если доверие и уважение уже сформировано, то всё получается практически с первого раза.
К работе на свободе, особенно на быстрых аллюрах стоит приступать, когда установлена система коммуникации и решен вопрос с доверием и уважением. Тогда даже без веревки лошадь останется к вам внимательной, не захочет убегать и будет стараться.
Интересным моментом в работе на полной свободе является сведение отрицательного подкрепления к минимуму и активное использование всяких психологических моментов. Здесь у Сьюзан действительно есть чему поучиться. И об этом я не слышала ни у каких других тренеров. Полагаю, Фредерик Пиньон работает похожим образом (судя по реакциям лошадей), но он свои методики подробно нигде не описывает.
 Всё по-прежнему без «вкусняшек», кстати… Вообще, касательно лакомств, Сьюзан не видит в них ничего ужасного. Но, как она говорит, что лошадь должна уметь всё делать и без них. Если она отлично работает и с лакомствами и без них, то ничего страшного в таком поощрении нет. Сьюзан любит поощрять лошадь лакомством за хорошие ответы при освоении чего-то нового. Если же лошадь перестает стараться и делать что-то, когда вы перестаете ее кормить, значит, в ваших отношениях не всё идеально и в системе обучения есть серьезные пробелы. Еще одна проблема с лакомствами в том, что при неправильном режиме применения они способны вызывать различные проблемы поведения.

Работа верхом
На семинаре было много лошадей, работавших под верхом. В основном, молодые и недавно заезженные. Возник вопрос о последовательности подготовки молодой лошади. Ответом была полноценная теоретическая лекция о порядке работы с начинающей лошадью под верхом. И опять то же самое: работа ни в коем случае не начинается с испанского шага под верхом и тому подобного. Первое время уходит на обучение лошади понимать сигналы всадника, держать правильную рамку, выпрямляться, бежать хорошими аллюрами и делать плавные переходы между ними (не меняя рамки). И поначалу, занятия верхом не длятся более 10 минут с абсолютно любой лошадью (так как нет «скороспелых» и «позднеспелых» лошадей, поскольку сроки роста скелета у всех лошадей примерно одинаковы и рост продолжается до 5.5 - 7 лет).
На первом этапе обязательно ведется работа на расслабление – лошадь не должна бежать зажатой ни при каких обстоятельствах. Как я отмечала выше, рефлекторной реакцией лошади на тяжесть сверху будет напряжение мышц спины. Поэтому нужно целенаправленно учить лошадь расслаблять эти мышцы и укреплять их, используя определенные ее анатомические и биомеханические особенности. Идет работа над импульсом. Затем начинаются боковые движения. Здесь Сьюзан во многом придерживается системы Филиппа Карла (в плане применения средств управления, переноса веса, и т.д.). Боковые движения делаются не просто ради боковых движений, это средство выпрямить лошадь, наработать нужные мышцы, разработать проблемную сторону, улучшить работу и гибкость задних ног. Здесь также необходимы достаточно глубокие знания анатомии, физиологии и биомеханики, чтобы понять, как работает организм лошади и как, например, компенсировать недостатки конформации (а для начала их вообще надо научиться видеть).
Важный момент для разработки хорошего импульса и реакции лошади: шенкель используется один раз для посыла лошади в аллюр, и затем не применяется для коррекции скорости движения (например, для досылания лошади, если она затормозилась). Если лошадь замедляется, для коррекции вместо шенкеля применяется касание хлыстом в области подпруги. Это учит лошадь очень четко распознавать сигналы шенкеля, и это важно, так как эти сигналы пригодятся для боковых движений. То есть и тут, как и на земле – очень четкие и однозначные сигналы, отсутствие постоянного «белого шума». Результат – лошадь, очень чуткая к малейшим сигналам всадника.
Немаловажную роль играет посадка и управление корпусом. Под верхом цель Сьюзан – также работа без амуниции на голове и шее лошади. Поэтому важно обучить лошадь держать рамку, нужное положение головы и управляться, в том числе, и при свободе головы. И сигналы корпусом - важнейшее средство коммуникации. Сьюзан редко использует голос (опять же, она не считает, что это плохо, просто сама предпочитает так работать).

Неопытный всадник
Был затронут вопрос о подготовке начинающего всадника. Очень интересным был момент обучения всадника «видеть лошадь» под собой. То есть, не глядя вниз, четко представлять, какой ногой сейчас шагает лошадь вперед. На развитие такого чувства лошади на всех аллюрах тратится много времени. Это важно. Например, для последующей работы на боковых движениях или при переходах, где шенкелем нужно действовать в строго определенную фазу шага лошади.
Как и при работе на земле – это большая работа над собой: следить за правильностью посадки, не подавать лишних сигналов и вовремя подавать нужные.
   
                         
             
За пять дней мы успели посмотреть работу с множеством разных лошадей. От годовалых жеребят до взрослых лошадей со старыми проблемами. Были лошади совершенно разных темпераментов, от взрывных до флегматичных. Были лошади с проблемами уважения, а были те, кто просто чего-то не понимал и после короткого, но последовательного, объяснения команды нежелательное поведение враз исчезало. Было очень интересно смотреть, как работают со своими лошадьми разные люди и как решает некоторые проблемы сама Сьюзан, как она действует языком тела, как на что реагирует. Она подробно комментировала каждый случай. Некоторые лошади приходили в манеж последовательно в течение этих дней. Был виден прогресс. Сьюзан показывала различные упражнения, подходящие для каждого случая.

Вообще, по жизни, Сьюзан - очень позитивный человек. Кажется, что никакие трудности не могут ее смутить (даже невероятный ливень с огромным градом, который создал в манеже шум взлетающего самолета, как раз когда она была внутри с очень нервной кобылкой - Алей).
В перерывах мы много общались, успели обсудить проблемы наших лошадей. Несмотря на плотный график и дальнюю дорогу, я вернулась в Питер отдохнувшей и с большим зарядом бодрости. Я получила очень много ценных советов, решила для себя несколько важных проблем. Я знаю, что непременно продолжу общаться со Сьюзан в России и в Германии. Конечно, я продолжу знакомиться и с другими методиками и другими учителями (просто потому что не люблю застывать на месте и страдаю повышенным любопытством), но так греет душу тот факт, что теперь есть к кому обратиться с любым вопросом, будь то физиология и психология. И ты получишь ответ, который обязательно тебя устроит, потому что его даст человек, у которого с тобой одна и та же цель: грамотная работа на свободе, комфорт, здоровье и долголетие лошади! А еще просто положительные эмоции и отличное настроение!


Текст Антонины Шевченко   
http://equusliberum.blogspot.com/2012/06/blog-post.html

===========
 это это один из интереснейших текстов, которое приходилось читать.

Оффлайн Andria

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1006
    • Просмотр профиля
А как бы Вы отнеслись к человеку, который насмотрелся видео операций известных хирургов, и решил практиковать? Ну и что, что вместо операционной - шалаш, вместо операционного стола - журнальный, вместо скальпеля и кранцангов - кухонный нож и бельевые прищепки? вместо спирта и дезрастворов  - молоко, ну подготовили так - хотелось бы вам быть пациентом, надоже человеку практиковаться, имеет он право на ошибку.

Как по мне, то вы чересчур извратили аналогию ))) Но даже с учетом такого извращенного сравнения, если не смогу позволить себе высоко квалифицированного хирурга в Германиях или Австриях, а вышеприведенный хирург-самоучка из шалаша имеет достаточный опыт и успешные результаты операций, то да - пойду к ниму ))) Не умирать же и не делать себе самой операцию по тому же видео :)))


Оффлайн Joke

  • Энтузиаст
  • **
  • Сообщений: 73
    • Просмотр профиля
Алльо:), огромное Вам спасибо за ссылку http://equusliberum.blogspot.com/2012/06/blog-post.html Информация очень важная и очень грамотно расставлены акценты

Цитировать
На семинаре мы почти не занимались обучению лошадей каким-то «корючкам». Всё правильно. Как бы амбициозным владельцам этого ни хотелось (ведь этого весело, круто и зрелищно) все отлично понимали, что без основы это ничто. Некоторые участники семинара занимались по системе Сьюзан всего полгода. Этого еще недостаточно, чтобы решить все проблемы и создать надежную базу. Многие сделали большие успехи по сравнению с тем, что было раньше (нам всё подробно рассказали, да и многое было видно). Но несмотря даже на такие улучшения никто не стал бежать впереди паровоза и умолять Сьюзан научить их лошадь испанскому шагу, пиаффе или свечкам.  Главное, что Сьюзан удалось донести до слушателей: сначала крепкая основа. Всё остальное – потом, через год, два.