по фоткам пасиб. правда большую часть не я фотографировала. Полную версию я на почту скинула.
отступление.
сейчас дочитываю Карен Прайор - Не рычите на собаку (о стимулах, методах воздействия. в общем ко многому и сама пришла, тут просто систематизировала). Очень понравилось - советую. как дочитаю, могу в бумажном виде передать.
Ещё Марка Рашида люблю (он с проблемными лошадьми занимается). Но эту книжку кто-то зажилил и не признаётся.
по Йорку. Интересно узнать, когда был жеребцом шугался или подрывал ли он (потому как на фотках жеребцом он на трензеле). Я знаю, что прошлую часть жизни он прожил на цепи в поле. Тут был ярым жеребцом - соотвтественно жил в закрытом наглухо деннике, ни с кем не общаясь. Теперь общение есть,но он не умеет, хотя и сильно хочет - отсюда кусания, куда-то бежать желание). Само по себе желание общаться и взаимодействовать нам на руку.
С грубостью такой пример из книжки - если хозяин наказывает собаку за то, что она гоняется за кроликами, то скорее всего она будет боятся наказания, соответственно либо хозяин получит возможность отзывать собаку, либо она, завидев хозяина, будет убегать в другую сторону. Но на саму привычку гоняться за кроликами наказание никак не повлияет.
В случае с Йорком - он может начать боятся наказания хлыстом, сильнее чем того, что впереди, он может боятся воздействия рычага и ходить на свободном поводу,но в отсутствии этих стимулов, он будет прежним, то есть на привычку подрывать от наступания на бутылку и общую низкую самооценку это никак не повлияет. Предлагаю превратить пугалки в возможность заработать подкрепление. (если вы правы, и он выпендривается, думаю возможность заработать подкрепление будет перевешивать.).
Теперь по упражнениям. Буду писать много - с объяснениями по дрессировке)
1. В деннике у него висит канатик, который он любит грызть. Когда я его чистила он лез кусаться вертелся, попытавшись укусить улепётывал в угол денника. За пару похвал, он научился держать канатик (команды я никакой не добавила в тот раз). и с канатиком в зубах простоял всю чистку. С этого бы и начала формировать привычку спокойно стоять при чистке - научить команде "держи". Вначале подкрепляются вкусняшкой все попытки, потом только когда держал например 20 секунд. потом время можно увеличить.
Одна осторожность - слово после которого даётся вкусняшка (кликер) - автоматически означает конец упражнение. Можно повторить снова команду,но закончить после кликера он может. Можно ввести слово перед кликером (у меня это да), означает ты на верном пути, продолжай, дальше будет кликер и вкусняшка.
2. После "держи" в деннике можно обучить команде "стоять" - вот стоит он с кнаатиком в зубах (лучше поймать момент, чтоб по привычке но команды не было). Сказать "стоять" "стоять", похвалить момент, когда он уже бросил канатик,но простоял хоть секунду (кстати у меня кликер слово "ай", потому как вначале хвалила "ай, хорошо, ай,молодец. так и вышло. Слово может быть любое, главное короткое, чтоб хвалить момент. Первый раз стоять недолго - потому как для него это не простое упражнение. Дальше та же схема. Вкусняшка после скольки-то секунд (кликер каждый раз), следующий подход больше и довести до долгого стояния. Когда выполнение любого упражнения становится идеальным - вкусняшку можно убирать,но словесная похвала теперь не вариативано,а каждый раз (вкусняшка была вариативно - за лучшее исполнение). то есть схема такая новое упражнение - кликер+вкусняшка каждый раз, потом Прайор советует переходить к вариативному (подкреплению лучшего) через "2 по цене одного" (то есть объяснить, что вкусняшка не каждый раз), потом вариативное, и когда исполнение устраивает - подкрепление каждый раз,но уже словами, почесухами (как станет не вертеться и не кусаться, можно попробовать найти у него чесательные места). про 2 по цене одного, я не знала - переходила сразу к подкреплению лучших исполнений (вариативному).
3. Команда "тронь". Обязательно показать возможность доверия и сотрудничества через дружелюбную игру. Классика жанра - приносится пугалка (бутылка, зонтик и на что хватит фантазии). Приучаем на том расстоянии, где лошадь просто стоит напряжённо. Ждём пока не расслабится полностью. кликер, вкусняшка. Ближе и т.д. Пусть поймёт, что за спокойность и расслабленность награждают. Не боится - приучаем к грохотанию бутылкой, киданию мяча, раскрыванию зонтика.
Но это довольно долго. Я обнаружила, что намного эффективней дружелюбная игра, проходит через команду "тронь". Подносим новый предмет. Команда тронь, тронул носом, кликер, вкусняшка. Потом чуть отвести предмет (ниже например), поймать момент, чтоб сам потянулся. Нос у мяча - кликер-вкусняшка. И вот через трогание носом, заметила, что лошади перестают боятся этого предмета. Учится команда быстрее всех - Илисс понял за минуту.
Потом сначала " тронь" потом действия с пугалкой(проезд мимо, грохотания, пройти по страшному покрытию и т.д.). В поле тоже можно находить пугалки. После знакомства в деннике, понаступать самому на бутылку, когда не будет реагировать, поводить по бутылкам. Походить по клиёнке какой-нибудь и тд. Везде хвалить(словом -кликером) не за сам проход(пройти можно и напряжённо),а за спокойствие и расслабленность.
4. Стоять команда уже есть. Учим рядом. Тут как с собаками. + чтоб не потащил есть команда стоять. Чуть вкладывается. стоять, заново идём рядом.
5. Не садимся в седло, пока не стоит. Рашид предлагает так - лошадь пошла - внутренний повод и пусть ходит кругами, пока не надоест. Меня этот способ устраивает. Лошади быстро понимают, что они тратят больше энергии, чем стоящий по центру человек. Но если при хождении рядом обгоняет и хочет ходить кругами на остановку, намного эффектиней осадить в исходное положение, чем ходить кругами. С посадкой в седло тоже есть и второй вариант - шаг вперёд- осадили в то же положение. пока не будет стоять. Общее добиться посадки на лошадь, которая стоит на свободном поводу. То есть,если помощник с земли, то пусть грудь толкает. Повод остаётся не натянутым. Потом можно и к натянутому будет приучить.
6. Если не идёт вперёд. Основу я брала у Рашида. Лошади неудобно стоять с повёрнутой на сторону мордой и зафиксированной так. При опасности так не убежишь, что даёт дискомфорт. Этим и пользуюсь. Толкьо Рашид поеврнув морду так и держал, через какое-то время предлагая пойти прямо. Я же поворачивала морду например на право, левый шенкель,и правой ногой в стремя давлю - он делает пару шагов, потом ещё одну петлю импровизированного серпантина, дальше обычно идёт. Огромный плюс - борьбы не было. Он пошёл-был похвален. (опять таки можно в момент когда пошёл кликер). То есть учимся сотрудничеству,а не противодействию.
7. С хакамором - я б сделала, как на Даме когда-то одевала недоуздок с поводом +уздечку,и воздействовала сначала недоуздком - нет, значит уздечка. С Йорком хакамору и железку конечно не выйдет напялить, можно убрать капсуль, прицепить сайд + железку. В руке будет 2 повода. так бы и переводила. Но подозреваю на конюшне этого не одобрят.
8. Само собой поощрение (эмоциональное+передкликер (например да), ну а перед переходом в шаг кликер. Только поделать эти репризы рыси коротенькие вначале, чтоб не успевал схватить повод. Хотя он по-моему бросает от монотонной рыси. тут уж по нему формировать положительное поведение(то есть показать ему что он может быть хорошим,пока не провоцируя на плохое поведение).
9. Просто для взаимодействия - апорт и шапп. Апорт- займёт ему рот+ возможность получить похвалу+Йорк любит всё в рот тянуть. Сначала даётся палка, чтоб взял из рук - молодец, потом, чтоб поднял с земли, и рукми берётся изо рта. Когда берёт,поднимает и ложит в руку, тоже самое, только к руке делается шаг. В итоге чтобприносил.ну и доучивается момент, что апорт может быть не сразу под ногами,а к нему надо подойти (сначала это шаг, потом дальеш).
Шапп. Команда, поднять ногу рукой(шапп - поднятие ноги с максимальным сгибом в суставах)- похвалить-вкусняшка. Так 2-3 раза. Потом команда и не взять. похвалить на намёк поднятия ноги. (я хвалила да (всмысле продаолжай). Не продолжил - рукой поднять, похвалить,но уже без вкусняшки. Поднял сразу герой и умничка.
10. Классика жанра - уступить только перёд, уступить только зад, сдать назад. Обучает уступчивости как таковой.Это могут и дети практиковаться с конями с земли. Начинаем с легчайшего воздействия, переходим к сильным. Потом начинают реагировать на лёгкое). При уступке переда, можно вместе с давлением в плечо, придержать за грудь коня. так понятнее. Ну и хвалить, когда отошёл только передом или задом(игнорим отход полностью боком). И при прекращении давления должен остановится,а не вертеться дальше (потом долго отучать).
11. Новое для меня,но интересный вариант. Взят из тренировки дельфина Прайор. Осознанное использование мишени. Натренировать команду тронь на определённую мишень. потом можно использовать её для обучения команды вниз (опустить голову- выучив команду вниз, можно успокаивать, расслаблять коня - нестись с вытянутой вперёд вниз головой и паниковать затруднительно),да и любого регулирования положения головы с земли, можно и когда кто-то в седле.
По верховой езде - пробовала мало, поэтому точно сказать не могу, но Рашид советует с таскающими конями, каждый раз после остановки делать пару шагов назад. так лучше и легче останавливаются потом.
интересно в этом всём, что узнавая столько способов взаимодействия с людьми, негативное поведение основанное на недоверии и непонимании людей исчезает само собой.
и такое правило - 1 трюк обучает1 учитель. Пока конь не выучит. чтоб в процессе обучения девочки не пробовали воспроизводить.