Продолжение:Однако для "Физиолога" важен не естесвеннонаучный, а нравоучительный элемент. В животных важны не их реальные свойства, а их, если угодно, аллегорические соответствия. Так, единорог, олицетворяет Христа, воплощённого в человека через лоно девы, не познавшей мужа, пойман иудеями (охотники) и приговорён к смерти. Однако оставим пока аллегорические толкования единорога. Обновлённый облик единорога вызывал и вызывает недоумение, так как такая традиция описания единорога до "Физиолога" была неизвестна. Эта метаморфоза была объяснена тем, что автор изобрёл маленького единорога, чтобы облегчить его поимку девственницей и в данном случае, как и во многих в "Физиологе", важность аллегорического объяснения потребовало ввести изменения в облик животного (113). Белым оно стало, видимо, также по этой причине. Не проясняет ситуацию и Библия. В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, упоминается несколько раз зверь μουόχερως, т.е. дословно — единорог, где однако описывается всякий раз как сильный и быстрый зверь и не даётся никаких причин, чтобы толковать его облик и поведение так, как это было сделано в "Физиологе". Само слово происходит от еврейского "re'em" (лютый зверь) и, возможно, что это еврейское слово также передавало какой-либо из видов носорога.
"Животное с телом лошади и одиночным прямым рогом. B геральдическом представлении: с искривленным рогом, ногами оленя, бородой козла и хвостом льва. Используемый в старых переводах Ветхого Завета для Еврейского re'em, двухрогого животного, вероятно дикого вола."
Переводчик того варианта Библии, который и сейчас принят в католическом мире — Вульгаты, Иероним Стридонский (340-420) переводил Ветхий Завет, как известно, с оригинала, а не с Септуагинты. Иероним не использовал слово monoceros, им либо употребляется латинская калька этого слова — unicornis (Пс. 21.22, Пс. 28.6, Пс. 77.69 (в русском переводе пропущено), Пс. 91.11, Ис. 34.7 (в русском переводе — буйвол) или rinoceros (Втор. 33.17, Чис. 23.22 — в русском переводе — буйвол, Иов. 39. 9-12 — в русском переводе — единорог).
Как бы то ни было, единорог теперь стал обладать уже тремя названиями и, кроме того, тремя обликами. Информация о хронологически первых двух — monoceros'e и rhinoceros'e для христиан была связанна в основном с языческим наследием. Название unicornis в свою очередь в дальнейшем накрепко связалось с тем обликом и сюжетами, которые были впервые описаны в "Физиологе", так как в латинском переводе "Физиолога" μουόχερως был переведён как unicornis. С другой стороны, это не могло не привести к многочисленным путаницам. Единорог, как unicornis, не всегда ассоциировался с животным, описанным в "Физиологе", символом Христа. Так в раннесредневековом "Житии св. Макария", три инока добирающиеся до Макария, живущего где-то на крайнем Востоке, заходят в некие горы, где обитают "ужасные" животные — дракон, василиск, различные гады. Среди них упоминается и единорог (unicornis) (117). Единорогов не стало трое. В христианской средневековой культуре единорог описывается обычно под именами monoceros и unicornis, третье название со временем уходит в забытье, хотя иногда вспоминается в бестиариях как синоним unicornis'a. В раннее Средневековье существовала попытка совместить христианскую и античную традицию. Она наличествует у Исидора Севильского. Все названия единорога (rhinoceros, monoceros, unicornis) употребляются Исидором для описания одного и того же животного, причём в нём присутствуют и такие античные стереотипы в описании rhinoceros'а, как вражда со слоном, так и мотив "Физиолога" о том, что приручить его может лишь непорочная дева (88):
"Носорог (rhinoceros) назван так греками, в переводе на латынь означает "имеющий рог на носу" (in nare comu). Называется он также единорогом (monoceros, или unicomus), так как имеет рог посреди лба, длиной четыре фута, настолько острый и крепкий, что пронзает насквозь или поднимает на рог любого врага. Ведь и в частых схватках со слоном носорог повергает противника, поражая его в живот.
Отличается он такой силой, что не может быть пойман никакой доблестью охотников; но, как уверяют пишущие о природе животных, поймать его можно, выставив вперед юную девственницу с обнаженной грудью, к которой единорог, отбросив всякую свирепость, склоняет голову и, так успокоенного, его ловят беззащитным."
Из "Этимологии" Исидора Севильского — М.: Наука, 1999г. (118)
Бестиарии и другие произведения продолжают обе традиции описания единорогов, которые теперь окончательно разделяются, monoceros трактуется как свирепый зверь Индии, а unicornis — как "козлёнок", символизирующий Иисуса Христа — Средневековье очень внимательно в этом смысле к словоупотреблению. Иногда в одном и том же бестиарии описывается и свирепый зверь monoceros, позаимствованный из античных источников, преимущественно Солина, и животного прообраза Христа (unicornis), продолжая линию "Физиолога" (113). Monoceros обычно трактуется как опасное и свирепое животное, которое обитает в Индии, его описание обычно для бестиариев, встречается среди животных Индии в "Об образе мира" Гонория Августодонского (XII в.) (67) (тексты не имеет смысла приводить, так как они практически идентичны друг другу и Солину). В Средние века Unicornis встречается в бестиариях гораздо чаще. Собственно его описания мало чем отличаются друг от друга, не сильно изменяется и его аллегорическое толкование. Обычно единорог символизируется с Христом, следуя аллегориям "Физиолога". Рог единорога символизирует единство Христа со своим отцом, его небольшие размеры символизируют смиренность Христа в человеческом мире. Иногда мы находим и иные аллегории: Филипп Танский в своём бестиарии грудь девы отождествляет с церковью (113).
Этот второй единорог получает гораздо большую известность. Интересно, что путешественники в Индии XIII-XIV вв., при виде индийского носорога ориентируются именно на описания этого единорога, поэтому вынуждены либо заявлять, что виденное ими животное единорог, но что он "...вовсе не то, что у нас о них рассказывают", как Марко Поло:
"Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и чёрный рог; кусают они, скажу вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. Голова как у дикого кабана и всегда глядит в землю; любит жить в топях да по болотам. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают."
Либо, как Журден Северак, отказывая животному в праве называться единорогом:
"Водится тут ещё один зверь; называют его носорогом; величиной он с лошадь, и на голове у него длинный и кривой рог, но это вовсе не единорог."
Тот же автор описывает единорога, однако помещает его в земли, которые сам не посетил — в "третью Индию", под которой описал вполне фантастические земли, и в которой иногда отображаются реалии Восточной Африки:
"В этой Индии водятся настоящие единороги, величиной с лошадь; на лбу у них толстый, острый, но короткий рог, сплошь твёрдый — в сердцевине его нет мозга. И говорят, так свиреп этот зверь, что может он одолеть слона, а поймать его невозможно никому, кроме юных девственниц. Мясо этого зверя, откуда бы его ни вырезать, удивительно вкусно и обладает целебной силой."
В поздней средневековой культуре единорог — это уже скорее не животное, а символ: "символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла..." (1). Единорог используется в геральдике (указывая на невинность и непорочность), в украшениях рукописей. В эпоху Ренессанса единорог (unicornis) был причислен к животным мифическим, а monoceros — отождествлён с носорогом.
Гораздо позже, в 1892 году востоковед Шрадер высказал мысль, что "...образ единорога мог быть подсказан грекам некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль с одним-единственным рогом".
Индрик (по славянской мифологии)
Наши же предки называли единорога Индриком и почитали его гораздо больше, нежели их западные соседи. Вот что говорит об Индрик-звере Словарь славянской мифологии (авторы: Елена Грушко и Юрий Медведев): "Глава и владыка звериного царства. Ходит он по поднебесью. Когда Индрик-зверь разыграется, вся Вселенная всколыбается! От его чудодейных копыт произошли на земле все овраги, котловины и пади, которые потом заполнились водою... Еще в XVII столетии рогу этой "матери всем зверям" приписывались целебные свойства, и уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворовых книг (1655 год), соглашался за три таких рога заплатить десять тысяч рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Сведущие в целении болезней русские люди того времени были убеждены, что рог единорога не только может оказывать помощь в различных болезнях, но и дает владеющему им человеку уверенность в цветущем здоровье на всю жизнь долголетнюю" (8), к тому же, судя по книге А. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", рога эти "...светятся и бывают длиной до шести пядей" (9).
Кроме этого А.Афанасьев в своей книге приводит некоторые отрывки из русского фольклора, в которых речь идет об индрике:
"У нас Индра-зверь всем зверям отец:
Была на сем свете засушейца,
Ня было добрым людям воспитанийца,
Воспитанийца, обмыванийца;
Йон копал рогом сыру мать-землю,
Выкопал ключи все кипучии;
Йон пускал по быстрым рякам
И по маленьким ручьявиначкам,
По глубоким, по большим озярам;
Йон давал людям воспитанийца,
Воспинатийца, обмыванийца."
* * *
"Куда хочет (зверь) — идет по подземелью,
Аки Солнце по поднебесью.
Он происходит все горы белокаменныя,
Прочищает ручьи и проточины,
Пропущает реки, кладязи студеные:
Куда зверь пойдет — туда ключ кипит.
Когда этот зверь возыграется,
Словно облацы по поднебесью,
Вся Вселенная (мать-земля под ним) всколыбается."
* * *
"Когда этот зверь (рогом) поворотится,
Воскипают ключи все подземные."
"Разрывая своим рогом (т.е. молнией) облачные горы и подземелья и заставляя дрожать мать-сыру землю (потрясая ее громовыми раскатами), чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам."
"Живет тот зверь в Сионских горах, в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во святой горе (или "... из синя моря") и детей выводит во святой же горе, когда зверь поворотится — все святые горы всколыхаются!"
В христианстве рог единорога - это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.
Современные ученые-зоологи уверены, что эти описания – не плод фантазии древних, а … приукрашенные, портреты реальных животных, например давно вымерших однорогих антилоп или однорогих азиатских носорогов. Да и вообще за единорога можно принять даже обычнуб корову,обломившую один рог.
В Нью-йорском музее искусств «Метрополитан» хранится серия из семи французких гобеленов XV века, на них изображены сцены охоты на единорога. Любопитно вот что: на предпоследнем гобелене зверь изображен пронзенным копьем охотника, с кровоточащей раной в боку, однако на последнем полатне – он вновь живой и невредимый, мирно пасется на лугу. Единорог как священная птица Феникс, умирает, чтобы воскреснуть.
Он вновь и вновь воскресает в мифологии, литературе, живописи, на герельдических знаках, а главное в темных дебрях и на солнечных лугах человеческих снов и фантазий.
Совсем недавно, в 1994 году, на одном из лондонских аукционов за несколько сот фунтов стерлингов был продан украшенный резьбой рог единорога.Эксперты, правда, склоняются к мнению, что это был «рог» (зуб) кита-кашалота. Но какое нам дело до их скучных мнений.
Интересные вещи об единорогах
Единорог
Святой поднялся, обронив куски
Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.
В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.
Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной,
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой.
Райнер Мария Рильке
• Встреча с единорогом приносит счастье.
• Удержать пойманного единорога можно только уздечкой из чистого золота.
• Они никогда не сбиваются в стада.
• Убийство единорога навлечет на вас гнев друидов.
• На русских монетах единорог появился на несколько десятилетий раньше двуглавого орла.
При Иване III единорог считался покровителем объединенной Руси. При Иване Грозном значение единорога как государственного знака еще более усилилось: он появился в личном гербе и малой печати Грозного.
Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тоже были трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь от погони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону, единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним.
Существует легенда, что пара единорогов спасалась вместе со всеми тварями на Ноевом ковчеге, но были настолько неуправляемые, что Ной сам прогнал их.
В русских азбуках XVI-XVII вв. есть такая информация о размножении единорогов: « Подружия себе не имать, живет 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря и от него возрастет червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает»
Самые ранние изображения единорога как священного животного встречаются в памятниках культуры 3-го тыс. до.н.э. – печатях из древних городов долины Инда Мохенджо-Даро и Хараппы.
У арабов девственница ведет себя с единорогом весьма нескромно.
У иранцев единорог – это совершенство и все моральные качества.
У евреев он символизирует королевское величие, силу и власть.
Ко всему выше сказанному хочу добавить: жаль, что в наше время все живут в реальности, и только творческие люди такие как художники, скульпторы доносят к нам свои фантазии на своих полотнах и в скульптурах. Давайте же и мы пофантазируем.
http://www.fantasyworlds.pp.net.ua/forum/19-84-1http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=966893&keywordid=77740http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Posters/Snape/unicorns.htmlhttp://tmn.fio.ru/works/67x/311/edinorog.htmhttp://www.myf.bestcode.org/monsters/edinorog.html