Из хорошей группы в ФБ. Группа о собаках.
Цитата из известной книги. Никогда не лишнее еще раз напомнить тем, кто это читал и посоветовать прочесть тем, кто еще не открыл для себя эту по-настоящему незаменимую книгу.
О НАКАЗАНИИ
Карен Прайор. Отрывки из книги «Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя/ Карен Прайор» - М.: Эксмо, 2013. с. 178-185
Прежде чем обсуждать, чего можно, а чего нельзя добиться с помощью наказания, давайте поговорим о том, что происходит, когда мы прибегаем к этому способу, а он не работает. Предположим, вы наказали ребенка, собаку или сотрудника за нежелательное поведение, а это поведение проявляется снова. Говорим ли мы: «Значит, наказание не помогает. Попробуем другой способ»?
Нет. Мы усиливаем степень наказания. Если угол не помог, ребенка можно отшлепать. Если ребенок получил плохие оценки, его можно лишить велосипеда. Если оценки не стали лучше, заберем и скейтборд. Сотрудники не хотят работать? Запугаем их. Не помогает? Уменьшим им зарплату. Никаких результатов. Уволим их и вызовем Национальную гвардию. Бичевание не заставило еретика раскаяться? Может быть, поможет испанский сапожок или костер?
Самое неприятное в эскалации наказания то, что этот процесс практически бесконечен...
Одна из причин, по которым наказание является неэффективным, заключается в том, что наказание не совпадает с нежелательным поведением, а происходит позднее (а в случае уголовного наказания — намного позднее). Таким образом, субъект не может связать наказание с совершенным ранее нежелательным поступком.
Метод №2 (наказание) и метод №1 («убить зверя!») ничему не учат. Если мгновенное наказание и может остановить нежелательное поведение, то никаким улучшениям способствовать оно не будет. Наказание не может научить ребенка тому, как получать хорошие оценки. Самое большее, на что может рассчитывать наказывающий, так это на изменение мотивации ребенка. Ребенок попытается изменить поведение в будущем, чтобы избежать новых наказаний. Изменять поведение в будущем, чтобы избежать последствий, которые будут проявляться тоже в будущем, - концепция, практически недоступная для понимания.
Хотя наказание или угроза наказания не помогает субъекту понять, как же следует изменить поведение, они все же чему-то учат. Особенно ярко этот аспект проявляется в тех случаях, когда поведение настолько сильно мотивировано, что субъект просто должен его продолжать (голодный человек будет красть еду, а подросток считает себя обязанным вступить в молодежную банду). Наказание учит тому, что нужно стараться не быть пойманным.
Повторяющиеся или жестокие наказания имеют очень неприятные побочные эффекты: страх, гнев, обида, сопротивление, даже ненависть со стороны наказываемого, а порой и со стороны наказывающего тоже. Такие психические состояния не способствуют обучению...
Когда в следующий раз вам захочется кого-то наказать, подумайте, действительно ли вы хотите, чтобы собака, ребенок, супруг или сотрудник изменили определенное поведение. Если да, то это проблема научения, а вы должны понимать, что наказание — весьма слабый в этом отношении метод. А может быть, вам хочется отомстить? В таком случае постарайтесь найти для себя более адекватное подкрепление.
И добавлю от себя.
К лошадям это относится тоже. С той только поправкой, что лошадь еще реже понимает за что именно ее наказывают. А если и понимает, то не знает как себя правильно вести. И потом просто стремится в принципе избегать ситуации, в которой возникло наказание. Наказание не стимулирует лошадь искать верный ответ.