Грань...
ИМХО, грань в понятии адекватного воздействия. Иными словами, если на человека прет на задах агрессивный жеребец, то вопрос "защищаться или нет" не стоит и практически любое воздействие будет адекватным. А наказывать жеребенка, который плохо держит баланс и как следствия пока стабильно ноги не дает - неадекватно. В первую очередь потому, что бесполезно и портит психику лошади.
Адекватное воздействие улучшает взаимодействие с лошадью. Неадекватное в конечном итоге ухудшает, даже если удается добиться каких-то единомоментных результатов.
Обратная сторона - адекватность должна касаться не только отрицательного подкрепления, но и положительного. Мало хорошего в лошадях, которые позволяют себе явно хамить человеку, потому что животному позволялось все. Рано или поздно это может негативно сказаться на судьбе лошади.
В ситуации с Флиртом, позволю себе к ней вернуться, имеет место категорически неадекватное воздействие на лошадь. И, ИМХО, речь здесь даже не в том, "убил" ли - я вполне могу себе представить ситуацию, когда лошадь получит серьезную травму без всякого насилия со стороны всадника (ни под кем (или в вашем присутствии) никогда кони со свечи не переворачивались? а они иногда переворачиваются неудачно... не говорю уже о том, что если у коня был абсцесс в легких, и, возможно, аневризма, то трагедия могла с тем же успехом произойти в леваде, когда рядом бы вообще никого не было (другой вопрос, можно ли ему было работать, в какой мере, и насколько об этом знали хозяева и берейтор). Если бы на месте Михаила сидел любой другой всадник, не имеющий в анамнезе фактов избиения коня, назвал ли бы это кто-то убийством - или скорее трагедией, трагической случайностью, несчастным случаем? Но дело в том, что человек жестоко обращался с лошадьми регулярно (избиение коня с земли с вероятностью в 99,9% это откровенно неадекватное воздействие), и это воспринималось чуть ли не как норма. Именно в том, что это "чуть ли не норма", и заключается чудовищность ситуации. Это же "Авангард", там дети, в которых закладывается отношение к лошади - не дай бог, если отложится, что "можно и так". А если бы Флирт не пал - никто бы так и не обратил внимания? Получается, чтобы определить, что нечто есть ужас-ужас-ужас, непременно нужна сверхострая ситуация, возможно даже отчасти притянутая за уши?
Ведь самое страшное во всем этом - это не гибель коня. Это не жестокий Михаил. Это юная Анна-Мария, для которой ситуация, в которой ее коня ведут по проходу избивая на ходу - это норма жизни. У которой не возникает даже мысли о том, что это дурно - мысли естественной для любого неиспорченного ребенка.