Порядок "вхождения" в состав России состоит из следующих шагов:
- иностранное государство обращается к РФ с просьбой о вхождении в состав РФ и о заключении соответствующего межгосударственного договора;
- президент РФ информирует об этом СФ, Госдуму, правительство РФ, при необходимости проводит консультации;
- после подписания межгосударственного договора президент РФ обращается в Конституционный суд РФ с просьбой дать оценку соответствия межгосударственного договора Конституции РФ;
- проект межгосударственного договора вместе с проектом федерального конституционного закона, в котором определяется название нового субъекта РФ, его статус, границы, переходные положения, направляются в Госдуму;
- когда оба документа принимаются, то в статью 65 Конституции РФ вносится соответствующая поправка. Данная статья определяет перечень субъектов РФ. В Федеральном собрании настроены максимально быстро принять правовые решения по вхождению Крыма в состав РФ.
Юридическое оформление вхождения Крыма в состав РФ может занять до полугода.
КС РФ мог бы поставить под сомнение легитимность присоединения Крыма к РФ
Легитимность возможного присоединения Крыма к России могла бы вызвать вопросы у Конституционного суда, если бы не четкая позиция власти довести этот вопрос до скорейшего разрешения. Так, судья КС в отставке Тамара Морщакова считает, что это сугубо политический вопрос.
В интервью РБК daily она обратила внимание на то, что "КС России в 1992 году похожий референдум в Татарстане признал несоответствующим Конституции". Тогда на референдуме о статусе Республики Татарстан гражданам предлагалось ответить на вопрос: "Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" И положительно проголосовали более половины участников плебисцита.
Но КС РФ признал несоответствующим Конституции постановление Верховного совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" в части формулировки вопроса.
В 2004 году Россия не удовлетворила и обращение парламента Южной Осетии о вхождении в состав РФ. Тогда Конституционный суд пояснил, что, согласно действующему законодательству, соглашение на присоединение к России части чужой территории должно заключаться на уровне государства, то есть - Грузии. Через четыре года после вооруженного конфликта Россия признала Южную Осетию и Абхазию в качестве отдельных государств, но так и не приняла их в свой состав.