Работа с лошадью в руках мне была особенно интересна, так как она является обязательно и традиционной части подготовки лошади в классических школах параллельно с работой на корде, и практически не используется у нас (или используется так, что лучше бы её не было).
При работе в руках на лошади надета уздечка, седло и кавессон. Поверх седла, как и при работе на корде, надевают седелку, к которой пристегивают развязки (если пристегивать их к подпруге, есть риск сползания седла), только нужно убедиться, что лошадь уже знакома с ними и принципом их работы. На передних ногах лошади должны быть ногавки или бинты, но задние должны быть незащищенными, потому что к ним будут прикасаться хлыстом. Хвост завязывают и бинтуют по тем же причинам.
Развязки Коттас предпочитает пристегивать так – к верхнему кольцу седелки – через трензельное кольцо – и назад к нижнему кольцу. В этом случае голова лошади не фиксируется и у лошади есть возможность найти оптимальное для неё положение головы. Нельзя пристегивать их слишком коротко, в случае с молодой лошадью нос должен быть немного за вертикалью. Так же они не должны тянуть голову лошади вниз, а подсказывать ей округленное положение шеи. Если развязки пристегнуты слишком низко, движения лошади будут ограничены, она будет переть плечом.
Коттас работает с лошадью в руках для того, что бы познакомить лошадь со сбором и улучшить его, и подготовить лошадь к пиаффе и пассажу. Он считает, что лошади проще научиться сбору без всадника на спине, так же как и тренеру проще объяснить лошади принцип пассажа и пиаффе с земли. Он подчеркивает, что абсолютно всем лошадям, независимо от возраста и уровня выезженности, полезно работать в руках. Главное правильно подобрать метод тренинга к способностями лошади.
Перед началом работы в руках, лошади нужно объяснить принцип полуодержек на кавессоне. Для этого можно работать как одному, так и вдвоем с помощником. Вдвоем с помощником немного проще. Один стоит у головы лошади и держит корду, второй находится у задних ног лошади с хлыстом. Лошадь просят идти вперед, прикасаясь хлыстом на уровне скакательного сустава, а первый человек в это время слегка качает кордой, прося лошадь остановится. Полуодержки должны быть мягкими, как при работе на корде, так и при работе в седле. Грубая и жесткая работа рукой приведет к таким же реакции со стороны лошади.
Это первый шаг в работе в руках. Перед переходом к другим упражнениям, нужно убедиться, что лошадь понимает принцип полуодержек и спокойно на них реагирует, сохраняя при этом округленный затылок и спину.
Хлыст используется для посыла вперед или как просьба поднять ноги. Во время остановок нужно поочередно прикасаться к задним ногам лошади хлыстом сразу под скакательным суставом и поощряя лошадь каждый раз, как она поднимет ноги. После того, как лошадь поняла этот принцип и с удовольствием поднимает ноги во время остановки, можно переходить к просьбам поднять ноги повыше и подвести их под корпус во время движения вперед. Таким образом лошадь будет шагать более активно и собрано. Точно так же, во время остановок, если лошадь стала враскорячку, прикосновение хлыстом подскажет ей правильно поставить ноги.
Когда лошадь поняла принцип остановок, движения вперед, полуодержек и поднятия ног на шагу и все это выполняет, можно переходить к работе на вожжах. В этом случае тоже можно работать вдвоем (в таком случае помощник будет стоять у головы лошади, а тренер будет держать хлыст и вторую вожжу) или же в одиночку. Основные действия выполняются тренером, ученик лишь подсказывает лошади с помощью второй вожжи если лошадь не сразу понимает просьбу. Когда лошадь полностью понимает все команды на вожжах (полуодержка, посыл вперед, поднятие ног), можно переходить к сбору. Лошадь просят начать движение вперед, тренер мягко прикасается хлыстом к задним ногам лошади и просит лошадь переставлять их быстрее. Лошадь начинает поднимать ноги и подводить их под себя и рано или поздно сделает несколько шагов диагонально поднимая ноги. Когда это происходит нужно сразу же остановить и наградить лошадь, а после этого повторить

Как только этот этап пройден, можно начинать работать без помощника и только с одной вожжей. В этом случае тренер будет находится у плеча лошади. Очень важно координировать работу руки с хлыстом и руки с вожжей, работа в руках довольно сложная и требует много практики и наблюдения за лошадью. Начиная работу, нужно повторить уже выученные упражнения – полуодержки, остановки с шага, и просьба сделать один-два шага диагональными парами ног. Важно, что бы лошадь понимала все просьбы и с удовольствием их исполняла. Как и при работе на корде, почаще менять направление и хвалить лошадь

Хлыст используется и как подсказка, и как средство корректировки различных проблем, которые могут возникнуть при работе в руках. Например, если лошадь начинает уходить от стенки - прикосновение к плечу, если лошади не хватает импульса – прикосновение к боку, если лошадь уходит задними ногами вовнутрь – прикосновение в районе бедра, что бы выпрямить лошадь. Это, кстати, частичный поворот на переду и хорошая растяжка, и подготовка к боковым движениям (лошадь просят перекрестить ноги), а заодно и учит лошадь уступать прикосновению хлыста.
Вся работа с молодой лошадью в руках, если её осуществлять правильно и без форсирования, позволит начать обучение пиаффе. У нас обычно пиаффе учат после пассажа и в гораздо более позднем возрасте, но тут надо учитывать, что классики не заезжают лошадей раньше 3-4 лет, вся работа идет очень постепенно и нефорсировано, да и час лошадь никто в руках или на корде не крутит. То, что лично я видела в Испанской школе в Вене: выводят лошадь на вожжах, берейтор и его помощник. Большую часть времени лошадь просто шагает по стенке, один или два раза за круг у лошади просят несколько шагов, хвалят, меняют направление. Все это занимает совсем мало времени, около 10-15 минут. В наших краях я видела феноменальное в своей тупости обучение пиаффе в руках, когда лошадь в одном углу “учили” так, что скоро в манеже остались только кони с непробиваемой психикой, молодые устраивали родео.
О самом пиаффе. Ну, все знают, что это поочередное поднятие диагональных пар ног с очень незначительным продвижением вперед или вообще на месте. Задние ноги при этом лошадь приподнимает примерно на расстоянии одного копыта над землей, а передние так высоко как позволяют возможности самой лошади. Допустимо продвижение вперед не больше чем на одно копыто вперед на каждом шагу. Круп должен быт опущен, а затылок будет высшей точкой шеи. Основа пиаффе – сбор. Лошадь может делать пародию на пиаффе – поднимать диагональные пары ног и правильно держать голову, но при этом задние ноги не будут подведены под тело. В этом случае пиаффе исполняется неправильно и лошадь не собрана. Сбор это не только укороченная рамка лошади, это еще и возможность лошади перенести большую часть своего веса на задние ноги. Естественно, спина лошади должна быть приподнята и округлена, что позволяет импульсу идти от задних ног через спину и к трензелю во рту. Обучение лошади сбору это сложный и длительный процесс, однако работа в руках, без дополнительного веса всадника, облегчает его.
Над пиаффе работают обычно в начале занятия, пока лошадь еще не устала. Только с нервными и легковозбудимыми лошадьми пиаффе занимаются ближе к концу занятия.
Никаких особенных секретов обучения пиаффе нет, это продолжение предыдущей работы, только уже более настойчиво. Переходить к пиаффе стоит лишь после того как лошадь досконально усвоила предыдущую стадию. Естественно, от молодой лошади никто не требует длительного или досконального выполнения, достаточно всего нескольких шагов

Рисунок иллюстрирует правильное (слева вверху) и неправильное (справа внизу) пиаффе.
На верхнем рисунке видно, что позвоночник округлен, все суставы задних ног согнуты, задние ноги подведены под корпус, перед лошади приподнят.
При неправильном пиаффе позвоночник прямой, суставы задних ног не согнуты, вес тела не перенесен на задние ноги, перед не поднят.
