Некоторые тезисный выдержки из книги, о которой я говорила. Кому будет интересно, думаю, можно нагуглить РИФАТ ШАЙХУТДИНОВ. НЕОПАРТИЗМ
8.1. Большинство привыкло к патернализму
«Им хорошо в государстве, которое заботится о своих гражданах: когда дают квартиры, отправляют на отдых, когда люди не думают о себе и своем будущем, а служат определенной структуре и получают зарплату. Эту привычку отдавать жизнь на откуп государству я буду называть привычкой к патернализму . Она паразитирует на большей части населения России и связана со способом жизни, которым привыкли жить люди».
8.2. Появились люди, живущие по-другому. Смогут ли они стать источником новой политической силы?
«Если мы разделим ту официальную «политическую жизнь», которая видна нам в виде существующих в России партий и решений руководства страны и подлинную политическую жизнь, то мы увидим, что подлинной политической жизнью Россия пока не живет. Россия не живет жизнью, в которой есть по-разному живущие люди, в которой они ставят вопрос о том, зачем и как им жить вместе и вырабатывают адекватные политические механизмы для совместного обустройства. Разворачивающиеся протестные движения и события с выборами Президента показывают нам, что в России появились люди, не согласные с тем способом жизни, который сложился в стране за последние десятилетия. Политический вопрос – это вопрос, приобретут ли эти люди политическую силу, сможет ли их способ жизни воплотиться в новые идеи и изменить сложившуюся структуру жизни России».
«Я убежден, что главное сейчас – это не создание партии. Зарегистрировать партию в ближайшее время будет довольно просто. Но думать нужно о другом – думать нужно о том, возможно ли появление политической силы в России. Силы, которая сможет сопротивляться сложившемуся режиму, силы, которая будет давить, добиваться других, отличных от предыдущей истории результатов».
Сюжет 9. Нет смысла «захватывать» существующую власть
«Мы должны именно войти во власть, а не захватить власть существующую и тем самым получить ее «в наследство» . Если сейчас мы придем к власти через действующие политические институты и в сложившемся дискурсе, то мы фактически согласимся с тем курсом, который проводит Путин. Мы не сможем менять ситуацию изнутри, поскольку она уже предопределена. Мы будем вынуждены уподобиться действующей власти и плыть по течению, поток которого будем регулировать не мы. Нам же важно иметь возможность так реорганизовать государство и его структуры, чтобы оно стало эффективным, служащим обществу, чтобы мы смогли осуществить рывок в развитии России».
10.3. Государство воспроизводит людей, привыкших к патернализму; а люди требуют от него продолжения такой политики. Социальная привычка во всем надеяться на государство глубоко внедрена в жизнь российских людей (дети, образование, работа, отдых, старость и др. аспекты жизни отдаются на откуп государству).
«Большая часть граждан России представляет собой трудящуюся массу, зависящую от государства, и своей зависимостью от него поддерживает сложившееся государственное устройство. Социальная привычка во всем надеяться на государство глубоко внедрена в жизнь людей и поддерживается общепринятым способом жизни. Люди вырастают в школе, изучая строго определенный перечень предметов, а не занимаясь тем, что им интересно. Затем они попадают в ВУЗ, который выбрали не потому, что что им интересна сфера деятельности, а потому, что там можно приобрести специальность, которая позволит устроиться на хорошую работу. Окончив ВУЗ, принято наниматься на работу, чтобы стабильно получать зарплату и заработать себе на пенсию. Такой способ жизни большинства людей укрепляет привычку, что государство и его институты – главная и последняя инстанция, отвечающая за жизнь населяющих его людей в целом и за жизнь каждого отдельного человека. Население, выросшее и воспитанное в логике государственной заботы, требует от политики и власти патерналистских решений, и власть вынуждена их принимать».
10.4. Траектория патерналистского государства: «государство-корпорация»
«Важно понимать, что если патерналистская логика будет ведущей в стране, а новая логика самостоятельного и ответственного общественного обустройства жизни не будет разворачиваться и усиливаться, задавая новый способ жизни, то Россия в короткие сроки имеет все шансы превратиться в некоторое образование, которое я называю «страной-корпорацией» ... Подобное государство не заинтересовано в самостоятельном и самоорганизующемся населении, оно будет поддерживать только рабочих – давать им квартиры, повышать зарплаты, обеспечивать бесплатной медициной, образованием и так далее».
10.5. Ошибочное понимание демократии как власти большинства
Это привело к распространению неосознаваемой лжи в отношении демократии, проявление которой мы наблюдали на прошедших выборах: в российском дискурсе и в сознании политических деятелей демократия считается властью большинства. Подлинный же смысл демократии ровно противоположный: большинство не должно навязывать остальным свой способ жизни… Ценность демократии в том, чтобы дать меньшинству право на изменение жизни. Большинство как правило консервативно и не хочет никаких изменений.